Глава 19

  • 1.

    Ст. 1-2 Пророчество о Египте. - Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нем. Я вооружу Египтян против Египтян; и будут сражаться брат против брата и друг против друга, город с городом, царство с царством

    Итак, об этом торжестве говорит псалмопевец: Взошел Бог в ликовании и Господь во гласе трубном (Пс 46:6). Взошел в ликовании, ибо ученикам, ликовавшим о славе Его, испросил небо. Взошел во гласе трубном, ибо при ангелах, проповедовавших возвращение его для суда над живыми и мертвыми, Он взошел на престол Царства Небесного. Так или иначе взошел от места к месту Бог, Который всегда присутствует везде и не изменяется в другом месте, как свидетельствует о том псалмопевец, говоря: Полагающий облако на восхождение свое, ходящий на крыльях ветра (Пс 103:2). Ведь облаком он называет природу человеческой немощи, которой облеклось Солнце правды, чтобы Оно могло быть носимым людьми. Отсюда и говорит Исаия: Се, Господь взойдет на облако легкое и войдет во Египет и подвигнутся идолы от лица Его. Ведь на легкое облако взошел Господь, чтобы, войдя в Египет, ниспровергнуть его идолов, ибо Слово стало плотию и обитало с нами (Ин 1:14), так как восприняло плоть, не причастную никакой скверны беззакония, в которой, войдя в мир, Оно разрушило служение идолопоклонства и открыло черным и мрачным сердцам язычников свет Божества. Через это облако человечества пожелал переходить с места на место Тот, Кто не заключается местом, и претерпеть насмешки бичевания и смерть Тот, Кто всегда пребывает в Божестве, и чрез это облако увенчанный силою воскресения взошел на небо Тот, Кто силой Божества исполняет небо и землю.

    Гомилии на Евангелия.


    Итак, блаженная Дева, будучи человеком, не могла телесно восприять всю полноту Божества, но сила Вышнего осенила Ее - то есть бестелесный свет Божества восприял в Ней тело человечества. Об этом прекрасно сказал пророк: Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет, что означает: Вот, Слово Божие, совечное Отцу, Свет от Света, прежде веков рожденное, в конце веков воспримет плоть, а также душу, не отягченную никаким грузом греха и от девственного чрева, как Жених от чертога Своего произыдет в мир. Итак, Рожденное Святое наречется Сыном Божиим (Лк 1:35). Для различения с нашей святостью только об Иисусе говорится, что он рождается святым.

    И если весь мир разделился в себе относительно веры во Христа, и каждый дом имел и верующих, и неверующих, и для того была развязана добрая война, чтобы разрушился худой мир. Об этом и Исаия пророчески возглашает под образом Египта, говоря: Се Господь взойдет на облако легкое и войдет в Египет и подвинутся идолы Египетские от лица Его и сердце Египта растает в среде Его и заставлю столкнуться египтян с египтянами, - то есть те, кто против веры, сражались с теми, кто за веру.

    Изложение Евангелия от Луки.

  • 2.

    Я вооружу Египтян против Египтян; и будут сражаться брат против брата и друг против друга, город с городом, царство с царством

    См. Толкование на (Ис 19:1)

  • 18.

    В тот день пять городов в земле Египетской будут говорить языком Ханаанским и клясться Господом Саваофом; один назовется городом солнца

    Пять городов в земле египетской суть пять чувств тела, которыми мы пользуемся в этом мире, то есть зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. И тот, кто смотрит на женщину с вожделением (Мф 5:28), и кто отвращает уши свои, чтобы не слышать бедного, кто опьяняется вином, в ком живет расточительство, кто любит украшать себя розами, прежде чем они увянут, чьи руки полны крови (Ис 1:15), а правая рука полна мздоимства (Пс 25:10), - его пять городов говорят на египетском языке, то есть в общем смысле совершают дела тьмы, ведь «Египет» переводится как мрак.

    А тот, кто затыкает уши свои, чтобы не слышать о крови и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла, кто вкушает и видит, как благ Господь (Пс 33:9), кто очищает тело свое и подчиняет его служению, кто может сказать с апостолом: Мы Христово благоухание Богу (2 Кор 2:15), - его города говорят на измененном языке, ибо так истолковывается «Ханаан». И тот, кто их через учение изменил от мрака, то справедливо вспоминается, что он поставлен над пятью городами, ибо он почитается не только из-за своих преуспеяний, но и преуспеяний своих слушателей, которых он призвал к свету.

    Изложение Евангелия от Луки.