- 1.
Молитва Моисея человека Божия.
И о сей надписи мы сказали в 5-й главе предисловия книги псалмов, т. е. что это псалом Давидов, но прилагается, по словам Феодорита, к Моисею. Cей псалом учит, как должно молиться Богу во время скорбей.
Афанасий и Евсевий говорят, что Моисей написал и предал сию молитву в тайне, чтобы люди по временам могли знать (изучаться), как должны исповедываться, подвергаясь таким бедствиям, какие приключились им Иудеям в последние времена по (гнусном) убиении Господа и упорства их. Феодорит изъясняет, что этот псалом -пророчествует о бедствиях иудеев в плену и дает понятие о тленности и краткости человеческой природы и об изменении иудеев и человеческой природы в лучшее. Слова Нисского: «Молитва Моисею—человеку Божию». Ибо как человечество содержалось в узах гpеxa и, отторгшись от единения с благом (Богом), оскверняло (противными) страстями и имело нужду в ходатайстве к Могущему воззвать его из погибели: то человек Божий делается ходатаем, защищающим падших единоплеменников и преклоняющим Бога к состраданию к погибшим. Ибо тотчас как бы оправдывается пред слышащим Богом и говорит, что только одному Богу свойственно быть постоянным и неподвижным и всегда одинаковым во благе, а подлежащему превратности и изменению человечеству никак не возможно пребывать в одном и том же положении, ни тогда, когда оно восходит к Богу, ни тогда когда оно отпадает от единения с Богом (лучшим). Почему и просит, чтобы непреложный (Бог) во всякое время был заблуждающему прибежищем ко спасению.
- 2.
Господи, прибежище был ecи нам в род и род.
Выражение в род и род употреблено вместо: в каждом роде. Так перевел и Симмах.
Слова Феодорита: (Бог) был прибежищем Иудеям не только в Египте, но и в пустыне и при Иисусе Навине и при Гедеоне, Вараке и Иефеае и Сампсоне и Самуиле и Давиде и чрез пророков удостаивая их величайшего попечения. И вся человеческая природа употребляла сии слова, напоминая Богу о благодеяниях всякого рода, как Он преложил Еноха, как в то время, когда все возлюбили зверскую жизнь, сохранил для рода искру—божественного Ноя, как избрал пaтpиapxa Авраама и всем народам обещал благословение.
- 3.
Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты ecи.
Ты, Господи, прибежище нам во всяком роде, потому что Ты всегда существуешь. До рождения гор и создания земли и вселенной Ты, говорит, существуешь. Говоря же, что Творец существует прежде тварей, псалмопевец тотчас прибавляет и другое, что Он безначален и безконечен. Ибо слова: от века и до века Ты ecи поставлены вместо: от вечности и до вечности Ты один и никто другой. В книгах Ветхого Завета слово век значит очень часто всегда. Слова же: прежде горам не быти и создатися земли и вселенней означают одно и тоже и содержат повторение речи, но придают речи торжественность и величие.
- 4.
Не отврати человека во смирение.
Различным образом принимается в Писании смирение. Иногда оно поставляется вместо кротость, как в словах: научитеся от Мене, яко кроток и смирен есмь сердцем (Матф 11:29). Иногда же вместо исправления, происходящего от испытаний, как в словах благо мне, яко смирил мя ecи. (Пс 118:71). А иногда еще в смысле разрушения, как в словах: Ты смирил ecи, яко язвена гордаго (Пс 88:11). Иногда же в смысле подпадания под власть врага, как и в этом месте псалма. Не допусти, говорит, Господи, обратиться в это смирение после того, как я к Тебе прибегнул.
И рекл ecи: обратитеся, сынове человечестии.
Ты, говорит, сказал: обратитесь, сыны человеческие. Ибо во многих местах Пятикнижия Моисеева Бог говорить это: итак приими нас, обращающихся к Тебе.
- 5.
Яко тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная.
Это сказано также в доказательство вечности Божией. Тысяча лет в очах Твоих считаются столь же коротким временем, как у нас один день и притом уже прошедший. Ибо день прошедший кажется короче чем настоящий. И снова тысяча лет пред Тобою столь же короткое время, как для нас четвертая часть ночи, каковую часть назвал стражею нощною. Ибо исполняющие попеременно в войске стражу обыкновенно делят ночь на четыре части и каждую часть называют стражею. Сравнивши сначала тысячу лет с одним днем и притом с днем прошедшим, он присоединяет еще и некоторое гораздо более короткое время, именно четвертую часть ночи. Ибо ночь всегда кажется скорее проходит, чем день, вследствие бессознательного состояния спящих, вследствие темноты и успокоения от трудов. Не так у Бога считается тысячелетие, как у нас прошедший день или четвертая часть ночи, поелику самые годы всегда протекают, а Бог неизменен и вечен. Слово: яко, поставлено в утвердительном смысле вместо: подлинно.
- 6.
Уничижены (ничто) их лета будут.
Сказавши, что лета жизни человеческой малы, хотя бы жизнь наша продолжалась до тысячи лет, псалмопевец упрощает высказанную им мысль, говоря, что и более продолжительное время ничто в сравнении с вечностью Божиею. Уничижение, ничто, говорит, будет предо мною тысяча их лет. Выясняя иначе ничтожество такого рода лет, он продолжает:
Утро яко трава мимо идет.
Утро сказал здесь вместо скоро, как мы видели и в других местах. Скоро, говорит, пройдут тысяча лет, на подобие скоро-погибающей какой либо травы.
Утро процветет и прейдет, на вечер отпадет, ожестеет и изсхнет.
Все это относится к быстрому увяданию травы, которая утром цветет, потом переходит от цвета, то есть отцветает, а вечером опадает на землю, затем, лишившись влажности, которую имела, она твердеет и засыхает. Утро и вечер употреблено вместо утром и вечером. А чтобы показать, как быстро трава погибает, описывает, что она в один и тот же день цветет и засыхает. Или же сказал это так потому, что некоторые травы в один и тот же день и отцветают и засыхают. Некоторые же утверждают, что это сказано об иудеях, замечая, что богослужение их в храме продолжалось тысячу лет, т. е. от Соломона до распятия Иисуса Христа, так что смысл здесь будет такой: эти тысяча лет за беззаконие их считаются как день вчерашний и уничижение иyдеев будет все больше и больше увеличиваться. И мы видим, что уничижения их никогда не переставали. Можно разуметь и иначе, что утро их, т. е. благосостояние их пройдет как трава. Благосостояние же их продолжалось только в царствование Соломона, а после они всегда находились в бедствиях.
- 7.
Яко исчезохом гневом Твоим, и яростию Твоею смутихомся.
Исчезохом вместо изнемогли, погибли, когда Ты гневаешься за грехи наши. О гневе и ярости мы часто говорили, особенно в псалме 6-м.
- 8.
Положил ecи беззакония наша пред Тобою.
Ты положил их открытыми и видимыми пред Тобою. И как они не могут сокрыться, а всегда пред очами Твоими, то поэтому всегда только раздражают Тебя против нас.
Век наш в просвещение лица Твоего.
Веком называет нынешнюю жизнь нашу. Вся, говорит, жизнь наша открыта для наблюдения Твоего. Смысл, как и в предыдущем стихе.
- 9.
Яко вcи дние наши оскудеша.
Прошли дни жизни нашей, и мы уже близки к смерти; так думать убеждают меня чрезвычайные бедствия. Ибо находящиеся в бедствиях обыкновенно говорят о себе, что они совсем уже погибли от них и отчаиваются в спасении. Не раз уже мы говорили и снова повторяем, что частица яко употребляется иногда в значении утвердительном; вместо подлинно, иногда в значении повествовательном, а иногда представляется излишнею, как и здесь; в псалмах Давида часто находим ее излишнею. Это и на будущее да будет тебе, читатель, правилом. Излишне повторять часто одно и тоже.
И гневом Твоим исчезохом.
Это уже говорил выше; повторяет же по обычаю выпрашивающих милосердие.
- 10.
Лета наша яко паучина поучахуся.
Глагол поучахуся стоит вместо считались. Смысл же будет тот, что годы жизни нашей считаются нами за паутину, которая делается с большим трудом и существует не долго. Ибо паутина вследствие своей тонкости ткется с многим трудом, а вследствие своей непрочности скоро пропадает.
Дние лет наших, в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет.
Определяет здесь число лет, сколько человек может прожить. Дни лет наших, т. е. наши дни, в них, т. е. в нас самих, семьдесят лет. Ибо дотоле мы в нас самих, т. е. владеем собою, движемся собственною силою; если же кто будет в силах, т. е. с усилием, так как тогда с трудом может быть что нибудь сделано, проживет восемьдесят лет.
И множае их труд и болезнь.
Если же кто проживет сверх этих лет, то вследствие крайней слабости жизнь его будет труд и болезнь. Труд же поставил здесь вместо бедствия. Другие же толковники слова: и множае их, понимают так, что в годы за семидесятью и восмидесятью немного удовольствий, но больше горя вследствие частых падений.
Яко прииде кротость на ны, и накажемся.
Под кротостью разумеет умеренное наказание Божиe. Назвал же кротостью потому, что если сравнить его с тем наказанием и исправлением, какого мы достойны за свои пороки, то это будет не наказание, а кротость.
- 11.
Кто весть державу (силу) гнева Твоего?
Если и малое наказание Твое произвело на нас такое действие, то кто может знать, какова сила гнева Твоего против нехотящих исправиться? Несомненно велика и невыносима.
И от страха твоего ярость Твою исчести?
И кто снова умеет измерить гнев Твой, т. е. знать, каков он? Подлинно никто не может, поелику Ты весьма страшен.
- 12.
Десницу Твою тако скажи ми.
Тако, т. е. в кротости и умеренном наказании управляя мною, дай узнать мне в день суда Твою правую руку. Дашь же Ты мне узнать ее, когда поставишь меня по правую сторону в числи овец Твоих.
И окованныя сердцем в мудрости.
И сверх того еще покажи мне тогда праведников, соединив меня с теми, сердца которых прежде их смерти окованы были мудростью. Начало же премудрости есть страх Господень. Или мудрость Божия есть различие между добродетелью и пороками и следование добродетели. И таким образом эти слова нужно относить к будущему суду. Можно же понимать и в отношении к настоящему времени, в смысле: дай нам познать правую руку Твою, т. е. благодеющую и охраняющую силу Твою, и кроме того тех людей, которые мудры в делах, относящихся к божественному, ибо и я чрез них хочу сделаться благоразумнее.
- 13.
Обратися, Господи.
Или Ты обратись к нам, от которых Ты отвратился ради наших грехов, или же обрати к Себе нас, которые блуждали вдали от Тебя.
Доколе?
Т. е. доколе не обратишься?
И умолен буди на рабы Твоя.
Умилостивись над рабами Твоими, которые бедствуют и взывают к Тебе.
- 14.
Исполнихомся заутра милости Твоея, Господи, и возрадовахомся и возвеселихомся.
Настоящая жизнь может быть сравниваема с вечером и ночью, вследствие приключающихся в ней обольщений, и поелику, когда умираем, то говорят, что спим. Напротив, будущая жизнь может быть названа утром и днем вследствие светлости и воскресения из мертвых. Итак говорит, что утром, т. е. в будущей жизни мы, последовавшие, как сказано, Твоему обращению, исполнимся от Тебя милости, возрадуемся и возвеселимся. Здесь прошедшее время поставлено вместо будущего, как перевел Акила и другие.
- 15.
Во вся дни наша возвеселихомся.
Здесь также сказано возвеселихомся вместо возвеселимся. Во вся дни наша, т. е. постоянно. Ибо радости будущего века вечны и непрерывны.
За дни, в няже смирил ны ecи, леma, в няже видехом злая.
Смирил Ты нас всяким злостраданием, которое постигает праведников. Злая же—это скорби и искушения.
- 16.
И призри на рабы Твоя, и на дела Твоя, и настави сыны их.
Посмотри, говорит, на служивших Тебе отцов и учителей наших и ради их путеводя сынов их к добродетели. Или посмотри на нас рабов Твоих, и не только нас, но и плотских и духовных сынов наших путеводи.
- 17.
И буди светлость Господа Бога нашего на нас.
Светлость Божия есть божественная благодать, просвещающая всех своих причастников. Сказал же: светлость Господа вместо светлость, которая от Господа.
И дела рук наших исправи на нас.
На нас вместо: в нас, или нам. И дело рук наших исправи. Дела рук, которые выше назвал во множественном числе, суть обыкновенные действия, производимые руками и о которых молимся, чтобы они не уклонялись от правильности, т. е. от надлежащего. Под делом же рук в единственном числе некоторые в частности разумеют милостыню, о которой вспомнил пророк отдельно, как деле особенно приятном Богу. Милостив же не только дающий, но и сострадающий. Ибо у тех, кто не имеет денег, просят только сочувствия и утешения. Другие под делами рук разумеют различныя практические дела добродетели. Ибо слово руки часто принимается за добродетели этого рода. Под делом же рук разумеют самое созерцание, как более в своем роде однообразное. Ибо и руки некоторым образом также принимаются за самый разум, потому что чрез него, как бы некоторыми руками, душа наша направляется к добродетели и приводится к Богу.
- 4.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Евфимий Зигабен > Псалтирь > Глава 89