Глава 94

  • 1.

    Приидите, возрадуемся Господеви.

    Приидите, говорит, христиане, и возрадуемся о Владыке нашем, Христе, по той причине, что мы удостоились быть подвластными такому Господу и человеколюбивейшему Владыке.

    Воскликнем Богу Спасителю нашему.

    Будем, говорит, петь стройно Богу победную песнь, ибо Он победил мучителей наших демонов и избавил нас от рабства их; так как восклицание выражает победу, как мы часто говорили о том.

    Слова Феодора: Те, которые так говорят, призывают стоящих вдали к единению, ибо глагол: придите, идет не к присутствующим, но к находящимся вдали. Итак Израиль отделился мысленно своею непокорностью. Посему придите, говорит, оставив необузданность и отложив непокорность, возрадуемся Господу, т. е. примем веру в Него, Феодорит: Начало cиe принадлежит ликующим и веселящимся об освобождении от нечестия; Bcе вообще принесем победную песнь Богу; ибо восклицание есть голос побеждающих. Лик благочестивых победил скопище нечестивых, итак он, а особенно лик Апостолов и мучеников, справедливо воссылает Богу победную песнь.

  • 2.

    Предварим лице Его во исповедании.

    Предупредим, говорит, второе пришествие Христово, т. е. до второго явления Христова будем исповедываться пред Ним, иначе, по изъяснению Феодорита, приносить покаяние; так как исповедание грехов есть знак покаяния.

    Божествен. Кирилла: Прежде нежели сядет лице Его, т. е. Сын на суд, предупредим Его исповеданием, т. е. покаемся и призовем милости Владыки трудолюбивым старанием в продолжение жизни. Ибо таким образом cиe обратится нам в добрый конец, потому что исповедание имеет доброе последствие и это выражается словами: в псалмах воскликнем Ему.

    И во псалмех воскликнем Ему.

    Мы, говорит, христиане, по уверовании во Христа воскликнем Ему в победных псалмах, согласно с Его словами: Мужайтесь, Я победил мир (Иоан 16:33).

  • 3.

    Яко Бог велий Господь, и Царь велий по всей земли.

    Ибо хотя, говорит, Христос и явился, как человек, и пострадал, но Он есть великий Бог и великий Царь над всею землею. Давид с радостью продолжает изъяснять величие и власть и силу Христа.

  • 4.

    Яко в руце Его вcи концы земли.

    В руке, говорит, т. е., во власти Христа находится вся земля. Иначе сии слова согласны с словами Исаии: содержаний круг земли (Ис 40:22); также: кто измерил всю землю горстью (там же 12).

    Слова Великого Василия: Мы говорим: в руке, не потому что Бог имеет руки, но чтобы ты знал, что промышляющая о всем сила Его есть содержащая и носящая тело земли. Дидима: В умственном значении в руке Божией покрывающей и всесильной находятся те только, которые своим образом мысли и жизни отделяются от земли; почему и никто не может их похитить, как находящихся в руке Отца и в руке Сына. Eвcевия: Сих концов просил у отца Спаситель и получил оные, как сказано: проси у Меня, и Я дам Тебе народы в достояние Твое, и во владение Твое—концы земли. Концы земли в руке Его, потому что рукою Его управляется все земное, а небесные высоты гор, так называемые несобственно, имеют некоторое превосходство пред земными, поелику составляют как бы стяжание его и жилище царское Его. Григория Нисского: Под землею разумеет созданных из земли людей, а под концами (ее) число людей, увеличивающееся от начала создания их до скончания. Ибо все число и количество людей от начала до конца известно было наперед Богу и находится во всесодержащей Его руке.

    И высоты гор Того суть; яко Того есть море, и Той сотвори е, и сушу руце Его создасте.

    Высокие, говорит, и потому достойные удивления, горы суть творения и создания Божии; равным образом и море есть не только собственность Божия, но и творение Его, и руки Божии сотворили сухую землю, где стихиями земли и моря выразил и прочие содержащиеся на земле и в море творения.

    Слова Велик. Василия: Сушею назвал землю, потому что суша есть принадлежность и исключительная часть земли, как воды холодность, воздуха влажность и огня теплота. И каждая стихия соединяется с соседнею с ней стихиею и посредством общего качества имеет соприкосновение с противоположною. Божеств. Кирилла: Какие это зиждительные руки? Одна бесспорно сильная рука Бoжия есть Бог—Слово, другая—Дух Святый, ибо Он зиждительный, а не созидаемый. Видишь ли, как он называет Его Владыкою всего? Слова безъименного истолкователя: высокие горы, т. е. возвышенные в славе и знаменитейшие из небесных суть: начальства, престолы, силы, власти, господства, архангелы и самые серафимы. И все это принадлежит Ему. Ибо Он, как Сын, воссел со Отцем, а они предстоят в служении Ему и в прославлении Его славословиями.

  • 5.

    яко Того есть море, и Той сотвори е, и сушу руце Его создасте.

    См. Толкование на (Пс 94:4)

  • 6.

    Приидите, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся пред Господем сотворшим нас.

    Придите, говорит, христиане, поклонимся Богу, как рабы, падем пред Ним, как нуждающееся в Его помощи, по словам Евсевия.

    Слова Eвceвия: Святые и себя причисляют к поклоняющимся и плачущим, чтобы таким образом сделать усерднейшими в исповедании слушающих; а говоря: придите, они не призывают с одного места на другое, но требуют собрания мысленного; ибо уже нет более местного поклонения; но, по словам пророка, каждый поклонится Господу с своего места (Соф 2:11), не чувственно и телесно, но Духом и истиною. А плачь непорочный и чуждый всякой скорби есть тот, который дерзает быть пред лицем Господа. Феодорита: История Иосии и народа показывает, что они пролили слезы после чтения Второзакония. Феодора: Когда, говорит, увидите явившимся в виде нашем, т. е. в образе человека царя и Господа всех, сопрестольного Отцу Бога—Слова, то не оставайтесь в неведении о домостроительстве, не убегайте поклонения Ему, не отказывайтесь припасть к Нему, но лучше познайте, что Он Бог наш, и мы люди Его. Наконец Евсевия: Выражением: пред Господом, научает нас делать cиe не пред человеком, или людьми, но втайне, согласно с наставлением оным: Отец Твой, видящий втайне, воздает Тебе явно.

  • 7.

    Яко той есть Бог наш, и мы люди пажити (паствы) Его и овцы руки Его.

    Народом Божиим почитаются те, которые более сведущи, а овцами Божиими те, которые более несмысленны, и народом называются, по Евсевию, как принадлежащее царю, а овцами как принадлежащее пастырю; и народом паствы Его, как питаемые и пользующееся промыслом Божиим, а овцами руки Его, как управляемые и направляемые Богом.

    Днесь аще глас Его услышите,

    См. Толкование на (Пс 94:8)

  • 8.

    Не ожесточите сердец ваших, яко в прогневании (во время огорчения Бога).

    Наречие: днесь не означает определенного какого нибудь дня, но неопределенно выражает всякий день, пока можно говорить: ныне. Так и Павел сиe изъяснил в послании к евреям ((Евр 3:7);13); сказать кратко, ныне означает всякое время. Итак если, говорит, услышите голос Бога, зовущего вас посредством святых писаний и особенно святого Евангелия, то не ожесточите сердец ваших непослушанием и непринятием оного (голоса), как непослушанием голоса того же Бога во время огорчения, т. е. когда вы огорчали Бога в пустыне.

    Слова Кирилла: Что значить: ныне? В настоящее время, в которое Единородный стал человеком. Ибо тогда мы все услышали голос Его: Он все говорил к нам (как) чрез кого либо из святых пророков… Но теперь Бог всех и Господь. Дидима: Это: ныне, Апостол употребил в отношении ко всему продолжающемуся времени жизни нашей, пока оно называется ныне (Евр 3:13). Безъименного: Это ныне распространяется на каждого во всю жизнь его, и говорит, если хочешь всякий день, как ныне, снова слышать Бога и не ожесточать своего сердца упорством; то возможно тебе отстать от зла и начать дело добродетели. Ибо многие и почти большая часть из нас это ныне отвергают и пропускают чрез свою праздность и леность, отлагая и обещаясь утром заниматься добрыми делами и таким образом все дни своей жизни неприметно теряют и исходят из жизни без одеяний добродетельных, переплывая легкою ладьею без всякого груза. Посему и Василий сказал: многие, предположив многое, следующего дня не дождались. И Григорий Богослов: Опасно позднее раскаяние и чувствование потери тогда, как невозможно будет вознаградить оную, по исходе из сей жизни и по горестном заключении того, что сделано каждым в жизни.

    Преогорчением, говорит Феодорит, в пустыне называет частое со стороны их пререкание, а сии слова предварительно относились к обрезанным. Ибо так говорит и в другом псалме: коликократно преогорчали Его в пустыни? прогневляли Его в безводной? Здесь показал и своевольство. Ибо не просто сказал: не ожесточите, но: не ожесточите сердец ваших, научая сим, что они сами были причиною такого настроения сердца.

    По дни искушения в пустыни.

    Тот же Давид сказал в 77-м псалме, что огорчили Всевышнего в безводной, и искушали Бога в сердцах своих и прочее. Ибо тогда и ожесточили сердца свои древние иудеи и отвратились от голоса Божия, слышанного ими на гopе Синайской и забыли благодеяния Божии и не верили, что Бог может сделать все.

  • 9.

    В оньже искусиша Мя отцы ваши, искусиша Мя, и видеша дела моя.

    Греческое ου употреблено в значении: где, т. е. в пустыне: или ου относится к: πειρασμου, т. е. в день искушения, которым искушали меня предки ваши. А сии слова говорит от своего лица Дух Святый: предки, говорит, ваши испытывали силу мою и увидали чудеса и благодеяния мои, о которых повествует и 77-й псалом.

  • 10.

    Четыредесят лет негодовах рода того и рех: присно заблуждают сердцем, тии же не познаша путей Моих.

    Некоторые толковники слова—сорок лет, соединяют с предъидущими, читая так: и видели дела мои сорок лет; а другие соединяют с словами: негодовал Я на народ сей, как стоит здесь, т. е. Я тяготился и недоволен был сим иудейским родом по причине нeвеpия и жестокосердия его, почему и сказал, что они всегда заблуждают сердцем и непостоянны в мыслях, как сказал Давид и в другом месте: род, который не исправил сердца своего (Пс 77:11). Но они, говорит, древние оные иудеи, никогда не познавали путей Моих, т. е. заповедей Моих. Ибо путями называются заповеди, как ведущие человека к Богу. А познанием называет не состоящее в тонкоразумении и мышлении, но в действии: иудеи, говорит, не хотели привесть заповедей Моих в действие или исполнение.

  • 11.

    Яко (так что) кляхся во гневе Моем, аще (что они) внидут в покой Мой.

    Союз: яко, здесь утвердительный. Так, говорит, когда Я прогневался на иyдеев, решил, чтобы не вошли в покой Мой, т. е. в землю обетованную. А союз: аще, здесь поставлен вместо: что не, как мы сказали в 88-м псалме, изъясняя сии слова: однажды Я поклялся во святом Моем, Давиду ли солгу? где мы сказали, что такое клятва у Бога. А о гневе мы сказали в начале 6-го псалма. Покоем же называется земля обетованная, поколику она успокоила иудеев от всех перехождений и заблуждений, в которых они провели 40 лет в пустыне. Так как древние иудеи не вошли в землю обетованную, потому что не послушались голоса Божия, так и те христиане, которые не послушаются и не сохранят заповедей Христовых, не войдут в царствие небесное.

    Никита говорит: По разумению Писания три были покоя, один плотской—субботний, другой—вход в землю обетованную, в которой Иисус успокоил иудеев от четыредесятилетнего блуждания и хождения по пустыне, и третий—небесный, который означается здесь теперь. О втором не упомянул бы здесь, если бы он истинно был покой; почему собственно покой составляет водворение в горних обителях, по освобождении от сего миpa. В сей-то постараемся войти. О сих воспомянув божествен. Апостол приписывает слова сии Святому Духу, говоря: почему, как говорить Дух Святый, не ожесточите сердец ваших, как во время преогорчения и проч. А пророк (Давид) говорит, что искушали Бога Всевышнего (в 77 псалме). Итак, если по Апостолу Павлу Дух Св. говорит, что искушали Меня в пустыне, а Давид свидетельствует, что искушенный в пустыни Всевышний есть Бог: то сим заграждаются уста духоборцев; потому что Апостол и Давид явно проповедуют о Божестве Духа.