- 1-2. - Надписание и приветствие послания походит на надписание и приветствие первого посл. к Коринф. Вместо Сосфена приветствующим Коринфян является Тимофей, недавно побывавший в Коринфе (1-е Кор 4:17); (1-е Кор 16:10). – Со всеми святыми по всей Ахаии , т. е. с христианами, жившими в Елладе и Пелопонесе (южная Греция), которые видели в Коринфской Церкви центр религиозной жизни южно–греческого христианства. – Благодать... Объяснение см. в толков. на посл. к (Рим 1:7).
- 3-11. - Здесь содержится вступление в послание... Ап. благодарит Бога за то, что Он посылает ему и его спутникам утешение в скорбях, потому что это утешение дает им возможность обращаться с утешениями к другим христианам, также подвергающимся скорбям. Из скорбей своих, постигших его и его сотрудников, Ап. останавливается здесь на опасности, какой они подверглись недавно в Ефесе и от которой их избавил Бог отчасти и по молитвам коринфских христиан.
- 3. Бог и Отец Господа нашего И. Христа. Первое выражение – Бог – определяет отношение к Богу Христа по Его человечеству, а второе – Отец – по Божеству (Феофилакт Болг.). – Отец милосердия или, иначе, источник милостей (ср. (Рим 12:1). – Бог всякого утешения. Так называет здесь Ап. Бога потому, что далее намерен говорить о том, что Бог послал ему утешение в скорби.
- 4. Нас. Ап. имеет здесь в виду Тимофея и, быть может, своих сотрудников. – Утешающий , т. е. не один и не два раза, а постоянно посылающий нам утешения (Злат.). – Во всякой скорби нашей – точнее: "при всей нашей скорби". Все страдания Ап. рассматриваются здесь как одно целое. – Чтобы и мы могли утешать... Испытавший сам на себе что–либо может понять и испытанное другими людьми. – Находящихся во всякой скорби , т. е. удрученных всякою скорбью, со всех сторон обуреваемых напастями. – Утешением, которым... т. е. сообщая о тех неожиданных милостях, какие получил Ап. и его спутники от Бога.
- 5. Верно ли, однако, что Апостол и его спутники получают утешение от Бога? Да, это совершенная правда, и утешение это становится все изобильнее, по мере того как увеличиваются страдания Апостола и его спутников. – Страдания Христовы. Это не страдания за Христа или ради Христа, но страдания Христа, которые переносит каждый страдающий за Евангелие, или такие, какие испытал при проповедании Своего Евангелия Сам Христос (ср. (Матф 20:22); (Филип 3:10); (Кол 1:24). Некоторые из древних церковных толкователей (Злат., Феофилакт и др.) видят здесь страдания, какие терпит Сам Христос в Своих членах, т. е. верующих. Но мысль о продолжающихся и теперь страданиях Христа противоречит идее Его прославления.
- 6-7. - По более удостоверенному чтению место это должно иметь такой вид: "если скорбим – то из–за вашего утешения и спасения; если утешаемся, то из–за вашего утешения, которое двойственно в терпеливом перенесении тех же страданий, какие испытываем и мы, и надежда наша в отношении вас тверда, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении". Это чтение принято и Тишендорфом (VІІІ–е изд.) и Весткот–Гортом. – Из–за вашего утешения. Страдания, какие переносят Апостолы, служат к утешению и укреплению верующих. Но каким образом? Когда верующие также подвергаются страданиям, то Апостолы, уже испытанные страданиями, могут их утешать и ободрять. – Из–за вашего утешения, которое действенно... т. е. чтобы дать вам утешение, которое проявляет свое действие или влияние в терпеливом перенесении страданий... Тех же страданий. Ап. имеет в виду возможность таких страданий для Коринфян в будущем , как показывает и следующее выражение: "надежда наша в отношении вас тверда". – Зная... т. е. так, как мы знаем. – Участвуете в страданиях наших. Христианин принимает участие в страданиях и утешениях, какие пали на долю Апостолов. Он не только сочувствует радости и печали Апостолов, но и сам переживает то и другое.
- 8. Ап. сообщает здесь, что несчастие, с ним случившееся в провинции Асии, и известное Коринфянам, вероятно, из рассказов Тита, было необычайно и угрожало опасностью жизни для Апостолов. Нам неизвестно, какое событие имеет здесь в виду Апостол – только это не было возмущением Димитрия (Деян 19:23) и сл.), так как при этом возмущении сам Ап. не подвергался опасности (Деян 19:30).
- 9. Сами в себе имели приговор... т. е. ясно сознавали безвыходность своего положения. – Воскрешающего мертвых. Если – думал Ап. – Бог может воскрешать мертвых, то тем более Он может сохранить жизнь живым.
- 10. вера в Бога имела своим результатом спасение Павла и Тимофея. – избавляет. Следов., и в Македонии Павел и Тимофей продолжают подвергаться таким опасностям, какой подверглись в Асии.
- 11. Мысль о пользе ходатайственной молитвы верующих за своих братьев проводится у Ап. Павла и в других местах (Рим 1:9) и сл. ; (Филип 1:3) и сл.). – При содействии. Молитва верующих содействовала успеху молитвы Павла и Тимофея. – Дабы за дарованное нам... Благодарение за спасение Павла и Тимофея должно быть принесено Богу не только от их собственного лица, но от лица многих, потому что многие и ходатайствовали об этом спасении.
- 12-24. - Начиная свое самооправдание, Ап. прежде всего говорит, что он был всегда человеком искренним и теперь пишет Коринфянам, не имея никакой задней мысли. Затем он особенно подробно говорить относительно перемены в плане своего путешествия. Если он и не пришел в Коринф раньше, чем посетить Македонию – как обещано было Коринфянам, – то сделал это не по легкомыслию или в виду каких либо личных выгод, а по любви к Коринфянам, чтобы дать им время исправиться от некоторых недостатков и чтобы не быть вынужденным самому судить преступников против церковной дисциплины.
- 12. Ибо. Ап. здесь выражает основание своей уверенности в том, что Коринфяне молились за него Богу. Он, действительно, заслуживает такой любви с их стороны. Если он хвалит себя (в ст. 11–м), то этим только свидетельствует о том, что действовал (с Тимофеем вместе) всегда откровенно (в простоте) [Начало стиха лучше перевести так: сия похвала, (которую мы высказали себе) есть свидетельство нашей совести. Выражение εστι το μαρτυρι, ον – сказуемое.]. - В Богоугодной искренности – правильнее: в Божественной, какая дана ему Богом (ср. выражение: правда Божия в посл. к (Рим 1:17). – Не по плотской премудрости. – Это – премудрость, определяемая греховными похотями плоти (ср. (1-е Кор 1:26). – В мире , т. е. в обширной области, где жили разные языческие народы, которых Ап. призван был быть просветителем.
- 13-14. - Были, очевидно, в Коринфе люди, которые предъявляли Апостолу упрек в фальши, которую он будто бы допускает в своих посланиях. Ап. утверждает, что это обвинение совершенно неосновательно. В послании нужно понимать все, как сказано, в самом обыкновенном и естественном значении. – Как надеюсь. Здесь впервые Ап. говорит лично от себя, потому что выражает свое личное , субъективное состояние. – И что, как надеюсь... Эта фраза, а также начальная фраза 14–го ст. должны быть поставлены в связь между собою. Лучше перевести их так: "а я надеюсь, что вы до конца уразумеете, – как вы уже отчасти и уразумели, – что мы служим вашею похвалою". – До конца , т. е. до второго пришествия Христова. Ап. в посл. к Римлянам говорит, что при этом пришествии раскроются все тайны расположения человеческих сердец (Рим 2:16). Но Коринфяне, вероятно, еще до этого крайнего срока сумеют понять истинное расположение сердца Апостола и его значение для них. В день же страшного суда Христова Апостолы будут гордиться своими учениками–Коринфянами, а эти – своими учителями–Апостолами.
- 15-16. - Ап. только что сказал, что он крепко надеется на внутреннюю связь, соединяющую его с Коринфянами (ст. 14). В виду этой уверенности он хотел придти к ним раньше, чем обещал – сердце его влекло к этому, – чтобы сообщить Коринфянам в это второе пришествие вторую благодать или снова их просветить тою благодатью, которой он, как Апостол, был носителем (ср. (Рим 1:11) и какой они удостоились в его первое пребывание в Коринфе. Он даже хотел зайти к ним и еще раз, при возвращении из Македонии.
- 17. Ап., порешив посетить Коринф раньше назначенного им самим времени, не поступал как человек легкомысленный, у которого на языке в одно и тоже время и да да (да, да – усиленное утверждение) и нет нет (нет, нет – усиленное отрицание). – По плоти , т. е. руководясь легкомысленными побуждениями.
- 18. Напротив, речь и главным образом проповедь Павла и Тимофея были всегда одинаковы, не изменяли вида, а этим доказывалось то, что Бог верен Своим словам и обещаниям (По–русски: верен Бог... нужно понимать как клятву , но такого значения это выражение нигде не имеет).
- 19-20. - Ибо... Ап. сказал только что, что его проповедь вообще была вполне определенного содержания. Теперь он эту мысль доказывает ссылкою на то, что в частности все, возвещенное в Коринфе им и его спутниками – Силою и Тимофеем (ср. (Деян 18:5) о Христе, Сыне Божием, было также определенно и не менялось смотря по обстоятельствам (Злат., Феодорит, Феофилакт). – В Нем было да , т. е. мы изобразили вам Христа как всегда верного Своим словам и обетованиям. – В Нем да, и в Нем аминь. Первое выражение обозначает причину, второе – следствие (с греческого второе выражение правильнее перевести нужно так: "посему (διο) и чрез Него аминь"). Выражение да (το ναι) обозначает объективную достоверность, а аминь – субъективную уверенность, принятие на веру. Ап. таким образом как бы говорит: "ибо столь многие обетования Божии (в Ветхом Завете) в Нем (во Христе) становятся как бы действительностью – да (т. е. во Христе дано объективное ручательство в том, что они непременно исполнятся); посему (опять чрез Христа) говорим мы и аминь , т. е. благодаря Христу мы укрепляем в себе внутреннюю уверенность в осуществлении этих обетований". – Чрез нас , т. е. нашими трудами.
- 21-22. - Ап. однако не хочет приписывать утверждение христиан в вере своим личным усилиям. Он хорошо знает, что христиане, как и сами Апостолы, утверждаются в вере во Христа Самим Богом. – Помазавший нас.. Ап. имеет здесь в виду свое призвание (ср. (Луки 4:18) к служению проповедника, почему говорит уже только о себе и своих спутниках, а не о всех христианах (выражение: с вами здесь пропущено). – И запечатлил нас. Как это запечатление совершилось – Ап. объясняет в следующем выражении: дал залог Духа... Выражение залог (αρραβων) служит обозначением поруки. Для чего Дух Св., полученный верующими, служит порукою – Ап. не говорит, но мысль его в этом отношении ясна. Св. Дух, пребывающий в сердцах верующих является ручательством в том, что они получат в будущем мессианское спасение (ср. (2-е Кор 5:5); (Ефес 1:14) [Может быть, Ап. говорит здесь о даровании Духа Св. в таинстве крещения, которое он мог назвать и запечатлением в том смысле. что над крещаемым совершалось призывание имени Иисуса Христа, а это имя было как бы печатью, свидетельствовавшею о принадлежности человека Христу].
- 23. Оправдавши себя против обвинения в легкомыслии, Ап. указывает теперь причину, по какой он не посетил Коринфа. Ап. клянется Богом, – как свидетелем того, что делалось в душе Апостола, – что только жалость к Коринфянам (ср. (1-е Кор 4:21): с жезлом прийти к вам?) мешала ему явиться в Коринф. – Доселе... – правильнее: опять не пришел (ουχετι), во второй раз не пришел.
- 24. Если Ап. сказал, что он из пощады к Коринфянам не хотел прийти в Коринф, то и этим он вовсе не хотел сказать, что ему предоставлено какое либо деспотическое право над верою Коринфян. Он только хочет порицаниями и похвалами возбудить эту веру. Ему, напротив, хочется быть участником их радости, а этой радости и помешало бы его преждевременное прибытие в Коринф, когда Коринфяне еще не исправили своих недостатков. И вообще относительно веры Коринфян Ап. не имел ничего сказать Коринфянам – в вере они тверды, хотя имеют недостатки в других отношениях (Феофил.). – Ясно отсюда, что на Апостола взводили обвинение, будто он вполне отрицательно относится и к самой вере Коринфян, не придавая ей никакого значения, что, разумеется, Коринфянам было обидно предположить...
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Заветов > Второе послание к Коринфянам > Глава 1