Глава 3

  • 1-5. - Ап. Павла противники его упрекали в том, что он выставляет на вид свою личность, рекомендует сам себя. В ответ на это Ап. иронически говорит, что, кажется, он не нуждается ни в какой рекомендации: Коринфская церковь, им основанная, – лучшая для него рекомендация. – Впрочем, он не хочет хвалиться своими успехами, зная хорошо, что эти успехи – дело помощи Божией ему, Павлу.
  • 1. Нам , т. е. мне и Тимофею. – Как для некоторых. Здесь Ап. вероятно имеет в виду своих противников – иудействующих, которые могли найти себе рекомендационные письма у представителей Иерусалимской церкви и получить таковые же от Коринфян.
  • 2. Вы – наше письмо. Ваше обращение ко Христу и ваша христианская жизнь – достаточная для нас рекомендация (ср. (1-е Кор 9:2)Написанное в сердцах наших , т. е. мы имеем внутреннюю уверенность в том, что вы и другие христиане хорошо нас знают. – Узнаваемое и читаемое всеми человеками. Здесь указано другое свойство письма, о котором говорит Ап. Это именно – его доступность для всех. Все церкви могут видеть, чем обязаны Коринфяне Павлу и Тимофею – об этом говорит добрая жизнь Коринфян.
  • 3. Письмо Христово , т. е. письмо составленное Христом. Здесь Церковь Коринфская названа вообще письмом, а не одобрительным письмом, как выше, т. е. созданием Христовым. Апостол Павел и Тимофей являются только орудиями в руках Христовых, как писцы пишущие под диктовку. Чернила – это орудие письма – заменяет собою Дух Св.. Материал, на котором писано письмо, – живые сердца Коринфян. О скрижалях каменных вместо пергамента Ап. упоминает потому, что ему здесь предносилось воспоминание о скрижалях закона. – Плотяными названы скрижали сердца для того, чтобы обозначить живую восприимчивость читателей послания к проповеди Евангелия.
  • 4-5. - Такую уверенность , т. е. такое убеждение, какое выразил Ап. во 2 и 3–м ст. – Имеем в Боге – правильнее: в отношении к Богу. Ап. питает такую уверенность потому, что состоит в тесном общении с Богом, в Нем полагает всю свою опору. – Чрез Христа. Ап. все свои достоинства получил чрез Христа. Точно также и уверенность в пользе своего дела он обосновывает на том, что эта уверенность возникла в нем под действием Христа. – Помыслить что... Ап. и способность судить о себе и своих усилиях получил от Бога. – Способность , т. е. способность помыслить о себе и своем деле, способность правильно рассудить об этом.
  • 6-18. - Ап. сначала высказывает главную мысль своего рассуждения: Ветхий Завет есть служение смертоносной букве, новый – служение оживляющему духу. Раскрывая эту мысль, он говорит: было величие и у служения Ветхого Завета, но что значить это величие по сравнению с величием ново–заветного служения? Ведь новозаветное служение – не престающее и ведет не к осуждению, как ветхозаветное, а к прославлению. В виду этого Апостол радуется и в противоположность людям Ветхого Завета, которые не могли прямо смотреть на величие Божие, открытым лицом взирает на славу Господню и все более и более просвещается этою славою. И это Ап. говорит не только о себе, а и о всех истинных христианах.
  • 6. Нового Завета. В Новом Завете условием получения спасения является не исполнение закона Моисеева, а вера в Искупителя (1-е Кор 11:25); (Рим 10:5) и сл.). – Не буквы, но духа. Ветхий Завет назвав буквою (γραμμα) потому, что он представляется существующим в письменных памятниках и притом не имеющим в себе животворящего начала. Новый же Завет назван духом (πνευμα) потому, что в нем действующим началом является животворная сила Св. Духа. Не буквою, а Духом руководятся и проповедники Евангелия. Хотя и закон по своему существу также духовен (Рим 7:14) и его слова – живые (Деян 7:38), но сила греха парализовала эту силу закона. – Буква убивает. Ап. здесь указывает причину, по которой Бог не сделал его служителем буквы . Умерщвление, производимое буквою закона, нужно понимать в том смысле, в каком говорит Ап. о законе в VII гл. посл. к Римлянам ст. 5–7 и сл.; ср. (1-е Кор 15:56). Чрез заповедь закона сила греха, дотоле бездействовавшая в человеке, пробуждена была к жизни и произвела в человеке всякую похоть, которая и привела человека к духовной смерти, т. е. к удалению от Бога.
  • 7-8. - Служение смертоносным буквам, начертанное на камнях – правильнее: "служение смерти (служение, способствующее расширению господства), буквами начертанное на камнях". Ап. имеет в виду здесь Десятословие, которое обязано было своим происхождением служению Моисея (Исх 34:28). Ап. прибавляет, что Десятословие было начертано буквами и этим еще резче оттеняет недуховный характер его. – Не могли смотреть... В кн. Исход (Исx XXXIV:30) сказано только, что евреи "боялись подойти к Моисею". Разъяснение свое Ап. делает, очевидно, на основании иудейского предания. – Преходящей. Ап. прибавляет это выражение для того, чтобы выставить на вид превосходство славы новозаветного служения, как это и делает он прямо ниже (см. (2-е Кор 3:11). – Служение духа , т. е. посвященное Св. Духу служение проповедников Евангелия.
  • 9. Служение осуждения , т. е. ведущее к осуждению (ср. (Рим 7:9) и сл. (Гал 3:10). – Служение оправдания , т. е. ведущее к оправданию (ср. (Рим 1:17); (Рим 3:22) и сл.).
  • 10. То прославленное... т. е. "ибо в этом отношении – т. е. в отношении величия Моисеева служения по сравнению с названным (ср. ст. 9) – можно сказать, что прославленное – не прославлено".
  • 11. Преходящее – именно служение Моисея. Моисей перестал быть законодателем (Рим 10:4). – Пребывающее , т. е. – служение проповедников Евангелия, которое (служение) будет продолжаться до конца мира (Матф 24:14).
  • 12-13. - Имея такую надежду. Ап. выражает здесь уверенность в том, что величие его служения не уничтожится. – Действуем – конечно, в отношении к тем, с кем христианский учитель имеет дело. – А не так, как Моисей. Мы ничего не скрываем и не походим на Моисея, который скрывал от Израильтян сияние своего лица (см. (Исх 34:33-35). Ап., впрочем, не унижает этим сравнением Моисея, а только указывает здесь на его педагогическую мудрость, которая побудила его принять меры для сокрытия от евреев сияния своего лица. – На конец преходящего , т. е. чтобы они не пришли к убеждению в том, что закон и законное служение должно иметь конец. Это, конечно, заставило бы их пренебрежительно относиться к требованиям закона. А о том, что закон со временем должен потерять свою обязательную силу, они могли догадаться в том случае, если бы заметили ослабление сияния на лице Моисея. – Таким образом, Ап. здесь пополняет, конечно, на основании предания иудейской Церкви, объяснение мотивов, какие руководили Моисеем тогда, когда он закрывал лицо свое. Подобные толкования встречаются у Ап. в 1–м посл. к Коринф. (1-е Кор 10:1) сл.), и в посл. к (Гал 4:21) и сл.).
  • 14. Отсюда и до конца главы речь идет о последствиях, какие имело для Израильтян то обстоятельство, что Моисей закрывал свое лицо покрывалом. – Но умы их ослеплены – правильнее: но ожесточились (επωρωθη или, как читает блаж. Феофилакт, – επωρωθησαν) мысли их (νοηματα). – Ибо то же самое покрывало... Здесь находится доказательство указанного сейчас факта "ожесточения". Под покрывалом разумеется здесь неспособность убедиться в том, что служение Моисея должно окончиться. – При чтении – точнее: "на чтении". Ап. представляет дело так. Когда в субботу в иудейской синагоге (Деян 15:21) совершается чтение Ветхого Завета, то этот акт происходить как бы под прикрытием, которое не дает возможности иудеям всмотреться в Новый Завет. – Оно снимается Христом , т. е. только во Христе люди понимают преходящее значение Моисеева служения.
  • 15. На сердце их. Сердце здесь означает центр душевной жизни (ср. (2-е Кор 4:6): (Рим 1:21).
  • 16. Обращаются к Господу , т. е. становятся верующими во Христа. Ап. здесь имеет в виду сообщение кн. Исход о том, что когда Моисей являлся пред Богом, то снимал с своего лица покрывало (Исх 34:34) и сл.). Также снимется покрывало с сердец тех иудеев, которые обратятся, придут ко Христу.
  • 17. Здесь – заключение к мысли, выраженной в 16–м стихе. Здесь собственно находится силлогизм такого рода. Положение: где Дух Господень, там свобода. Меньшая посылка: но этот Дух имеет только обратившийся к Господу, потому что Господь есть Дух. Заключение: вследствие этого у обращенного не может быть означенного покрывала, а только свобода. – Господь (ο κυριος) – это подлежащее (этого признания требует связь с 16–м стихом). Под Господом здесь разумеется Христос: войти в общение со Христом – все равно что войти в общение со Св. Духом. Еще в посл. к Римлянам Ап. говорил, что Дух Св. принадлежит Христу и в Нем Христос приходит к верующим (Рим 8:9-11). Почему, однако, здесь Ап. выставляет на вид абсолютную духовность Христа? Надо полагать, что он хотел этим показать, что Христос и христианство не связаны с буквою и не имеют обязательств пред законом Моисеевым. – Там свобода , т. е. свобода мыслить, чувствовать и действовать. Дух Господень, как Единый владыка в душе обращенного человека, уничтожает все покрывала, все преграды, принадлежащие посторонней силе.
  • 18. Мы же есть... т. е. христиане. Ап. говорит теперь о лицах, на которых свобода проявляет свою силу. – Открытым лицом. Ап. меняет образ. Он говорит здесь не о слушающих (как в 15 ст.), а о смотрящих , почему и заменяет слово сердце (в ст. 15) словом лица. Для смотрения нужно иметь открытыми глаза. – Как в зеркале. Полную славу Христову христианин может увидеть только в будущей жизни (Иоан 17:24); (1-е Иоан 2:2); (Кол 3:3), а здесь он видит только изображение ее в Евангелии (Евангелие славы Христовой – см. (2-е Кор 4:4). – Славу Господню , т. е. видим Христа как Главу Церкви, Ходатая за нас на небе, Победителя всех врагов Своих и т. д. – Преображаемся в тот же образ , т. е. так изменяемся, что становимся похожими на прославленного Христа еще здесь, на земле. – От славы в славу , т. е. с одной ступени величия переходим на другую (ср. (Рим 1:17); (Псал 83:8). – Как от Господня Духа – правильнее: "от Господа, Который есть Дух" (ср. ст. 17–й). Преобразование наше идет постольку, поскольку посылает нам силы Господь – Дух (πνευματος – родит. качества).