Глава 6

  • 1-10. - Ап. гордится тем, что он избран Богом к тому, чтобы принимать участие в деле спасения людей. Время же этого спасения теперь настало. Ап. при этом в форме гимна изображает те подвиги, какие ему довелось совершить для спасения людей благодатью Христовой.
  • 1-2. - Апостол увещает Коринфян, как соработник у Бога (ср. (1-е Кор 3:9), чтобы они не напрасно приняли благодать Христову, а использовали бы ее для своего усовершения в добродетели. Теперь для этого самое благоприятное, удобное время, потому что Раб Иеговы (ср. (Исаи 49:8) т. е. Господь наш Иисус Христос, услышан Иеговою–Отцом Своим в Своих ходатайствах за людей, и людям открыта полная возможность к тому, чтобы совершать богоугодные дела. Господь Иисус Христос молился за нас, и Отец небесный, по Его молитве, отверзает пред нами сокровища Своей благодати (ср. толк. на (Исаи 49:8).
  • 3-5. - Все, что здесь перечисляет Апостол, представляет собою только разновидности одной добродетели – «терпения» . Первый вид "терпения" – перенесение «бедствий» , т. е. внешних преследований, второй – перенесение «нужд» , т. е. тягостей, которые сопровождают или являются результатом преследований. На третьем месте стоят «тягостные обстоятельства» , которые удручают, главным образом, душу преследуемого. Затем он упоминает об ударах , какие получал (Деян 16:23) и сл.), о заточении своем в темницу, о необходимости часто переселяться из одного места в другое (изгнания. По другому переводу: народные волнения). Наконец терпение свое Апостол показал в своих усиленных трудах на благо Церкви (1-е Кор 3:8), в бдении по ночам, когда это было нужно (Деян 20:31) и в постах (Деян 14:23); (Деян 13:2) и сл.).
  • 6-7. - Во главе перечисляемых здесь добродетелей стоит «чистота» или непорочность сердца и воли (ср. (1Петра 1:22). – Благость – это расположенность к людям, стремление сделать им хорошее. – Дух Святой – не Третье Лицо Св. Троицы – если уже упомянул бы о Нем Ап., то сделал бы это ранее, – а та животворная сила Духа, которая проявлялась в проповеди Апостола в Коринфе (1-е Кор 2:4) и в других местах. – Сила Божия – это способность подтверждать свое учение чудесами. – Оружие правды – это все слова и дела Павла, направленные к утверждению правой веры.
  • 8-10. - В самых различных положениях жизни Ап. Павел являлся во всем величии, какое подобает истинному служителю Божию. О нем как о служителе Божием свидетельствует и то почтение, какое к нему обнаруживали слушатели его проповеди (в чести) , и тот позор, какому он подвергался со стороны своих противников (безчестии). Его, как и Христа (ср. (Матф 27:63) называли обманщиком, обольстителем народа, а он напротив всегда держал себя как прилично честному деятелю. На него многие смотрели как на человека, ничем не заслужившего той известности, на какую он претендовал (мы известны), а между тем его хорошо знали в тех местах, которые он огласил своею проповедью. – Следующие противоположения развивают мысль о том, что никакие преследования, никакие изветы не могут ослабить ревности Апостола к своему служению и помешать успеху его дела. Слишком много в нем, Апостоле, внутренней силы и сознания своего полезного значения для всего человечества. У него – все, чего может пожелать только человек, стремящийся к истинному счастью!
  • 11-18. - Ап. теперь разъясняет то, что сказано им в первом стихе о надлежащем употреблении благодати Божией. – Эта благодать может остаться тщетною, если Коринфяне не отрешатся от привычек языческой жизни. Но предварительно этому новому увещанию Ап. говорит о своем искреннем расположении к Коринфянам и просит их быть также расположенными в отношении к нему. Самое увещание предлагается затем в форме вопросов, в которых проводится мысль о несоответствии христианскому состоянию тех пороков, какие Коринфяне заимствовали от язычников.
  • 11. Апостол говорит с читателями вполне откровенно. Сердце его настолько широко, что в нем найдет себе место нужда каждого Коринфянина.
  • 12. Апостола упрекали в том, что он будто бы стесняет Коринфян, поступает с ними тиранически (ср. (2-е Кор 1:24). Но это не так: они сами слишком узки в своих воззрениях, для того чтобы понять великодушный образ действий Апостола Павла.
  • 13. Видя в Коринфянах своих чад по духу, Апостол просить их с надеждою на исполнение своей просьбы, чтобы они заплатили ему любовью за его любовь к ним.
  • 14-15. - В законе Моисеевом было воспрещено запрягать вместе чистое и нечистое животное (Втор 22:10). Это запрещение Ап. прилагает к положению Коринфян, как имеющее типический смысл. – Пять вопросов, какие следуют далее, в общем понятны: все они указывают на неприличие для христианина поддерживать общение с язычниками в пороках, которым те предаются. Но что означает имя «Велиар"» В Ветхом Завете этому имени соответствует слово "Велиал", обозначающее собою вещь или дело совершенно бесполезное, ни к чему негодное: но здесь, как видно из противоставления "Велиара" Христу, слово Велиар обозначает личность. Такой смысл это слово имело и в позднейшем иудействе. Здесь оно, по контексту речи, может обозначать антихриста или диавола.
  • 16. Ап. обосновывает свое увещание ветхозаветными изречениями. Что верующие суть храм Божий – это он доказывает на основании (Лев 26:11) и сл. Здесь Бог обещает Израилю награду, если он останется верным закону Божию. А христиане суть новый Израиль.
  • 17-18. - Как евреев пророк Исаия призывал выйти из грешного Вавилона (Исаи 52:11), так и Апостол убеждает коринфских христиан порвать общение с языческим миром. – Откуда взято выражение: "и буду вам Отцом..."? По нашему русскому тексту источником в этом случае для Апостола послужили книги Иеремии и Осии, но это едва ли так, потому что в означенных книгах такого выражения не имеется. Новейшие толкователи полагают, что Ап. здесь несколько видоизменил выражение (II Сам 7:14,) относящееся к потомку Давида. Некоторые критики считают место (2-е Кор 6:14)(2-е Кор 7:1) неподлинным по следующем соображениям: 1) здесь трактуется о таком предмете, о котором нигде во всем послании более не говорится, 2) стиль этого места мало изящен и не соответствует вообще способу выражаться, каким владел Ап. Павел, 3) стихи эти нарушают связь речи и с их устранением получается вполне связная речь: второй стих VII–й главы явится естественным продолжением 13–го стиха VІ–й главы. – Но эти соображения недостаточно серьезны. Во–первых, об увлечении Коринфян языческими пороками есть намек в (2-е Кор 13:2). Во–вторых, вставочные рассуждения попадаются у Апостола нередко и в других посланиях и, в–третьих, стиль, собственно говоря, здесь нисколько не заключает в себе чего–либо необычайного для произведений Ап. Павла.