- 1. Better is a drie morsell, and quietnesse therewith; then an house full of sacrifices with strife.
- 2. A wise seruant shall haue rule ouer a son that causeth shame: and shall haue part of the inheritance among the brethren.
- 3. The fining pot is for siluer, and the furnace for gold: but the Lord trieth the hearts.
- 4. A wicked doer giueth heed to false lips: and a liar giueth eare to a naughtie tongue.
- 5. Whoso mocketh the poore, reproacheth his maker: and he that is glad at calamities, shall not be vnpunished.
- 6. Childrens children are the crowne of old men: and the glory of children are their fathers.
- 7. Excellent speech becommeth not a foole: much lesse doe lying lippes a prince.
- 8. A gift is as a precious stone in the eyes of him that hath it: whithersoeuer it turneth, it prospereth.
- 9. He that couereth a transgression, seeketh loue; but he that repeateth a matter, separateth very friends.
- 10. A reproofe entreth more into a wise man, then an hundred stripes into a foole.
- 11. An euill man seeketh onely rebellion; therefore a cruell messenger shall be sent against him.
- 12. Let a beare robbed of her whelps meet a man, rather then a foole in his folly.
- 13. Whoso rewardeth euill for good, euill shall not depart from his house.
- 14. The beginning of strife is as when one letteth out water: therfore leaue off contention, before it be medled with.
- 15. He that iustifieth the wicked, and he that condemneth the iust: euen they both are abomination to the Lord.
- 16. Wherfore is there a price in the hand of a foole to get wisedome, seeing he hath no heart to it?
- 17. A friend loueth at all times, and a brother is borne for aduersitie.
- 18. A man void of vnderstanding striketh hands, and becommeth suretie in the presence of his friend.
- 19. He loueth transgression, that loueth strife: and he that exalteth his gate, seeketh destruction.
- 20. He that hath a froward heart, findeth no good, and he that hath a peruerse tongue, falleth into mischiefe.
- 21. He that begetteth a foole, doth it to his sorrow: and the father of a foole hath no ioy.
- 22. A merrie heart doth good like a medicine: but a broken spirit drieth the bones.
- 23. A wicked man taketh a gift out of the bosome, to peruert the wayes of iudgement.
- 24. Wisedome is before him that hath vnderstanding: but the eyes of a foole are in the ends of the earth.
- 25. A foolish sonne is a griefe to his father, & bitternes to her that bare him.
- 26. Also to punish the iust is not good, nor to strike princes for equitie.
- 27. He that hath knowledge, spareth his words: and a man of vnderstanding is of an excellent spirit.
- 28. Euen a foole, when he holdeth his peace, is counted wise: and he that shutteth his lips, is esteemed a man of vnderstanding.
1.Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир,
нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.2.Разумный раб господствует над беспутным сыном
и между братьями разделит наследство.3.Плавильня — для серебра, и горнило — для золота,
а сердца испытывает Господь.4.Злодей внимает устам беззаконным,
лжец слушается языка пагубного.5.Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его;
кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным
[а милосердый помилован будет].6.Венец стариков — сыновья сыновей,
и слава детей — родители их.
[У верного целый мир богатства, а у неверного — ни обола.]7.Неприлична глупому важная речь,
тем паче знатному — уста лживые.8.Подарок — драгоценный камень в глазах владеющего им:
куда ни обратится он, успеет.9.Прикрывающий проступок ищет любви;
а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.10.На разумного сильнее действует выговор,
нежели на глупого сто ударов.11.Возмутитель ищет только зла;
поэтому жестокий ангел будет послан против него.12.Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей,
нежели глупца с его глупостью.13.Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.14.Начало ссоры — как прорыв воды;
оставь ссору прежде, нежели разгорелась она.15.Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного —
оба мерзость пред Господом.16.К чему сокровище в руках глупца?
Для приобретения мудрости у него нет разума.
[Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться;
а уклоняющийся от учения впадет в беды.]17.Друг любит во всякое время
и, как брат, явится во время несчастья.18.Человек малоумный дает руку
и ручается за ближнего своего.19.Кто любит ссоры, любит грех,
и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.20.Коварное сердце не найдет добра,
и лукавый язык попадет в беду.21.Родил кто глупого, — себе на горе,
и отец глупого не порадуется.22.Веселое сердце благотворно, как врачевство,
а унылый дух сушит кости.23.Нечестивый берет подарок из пазухи,
чтобы извратить пути правосудия.24.Мудрость — пред лицем у разумного,
а глаза глупца — на конце земли.25.Глупый сын — досада отцу своему
и огорчение для матери своей.26.Нехорошо и обвинять правого,
и бить вельмож за правду.27.Разумный воздержан в словах своих,
и благоразумный хладнокровен.28.И глупец, когда молчит, может показаться мудрым,
и затворяющий уста свои — благоразумным.
нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.2.Разумный раб господствует над беспутным сыном
и между братьями разделит наследство.3.Плавильня — для серебра, и горнило — для золота,
а сердца испытывает Господь.4.Злодей внимает устам беззаконным,
лжец слушается языка пагубного.5.Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его;
кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным
[а милосердый помилован будет].6.Венец стариков — сыновья сыновей,
и слава детей — родители их.
[У верного целый мир богатства, а у неверного — ни обола.]7.Неприлична глупому важная речь,
тем паче знатному — уста лживые.8.Подарок — драгоценный камень в глазах владеющего им:
куда ни обратится он, успеет.9.Прикрывающий проступок ищет любви;
а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.10.На разумного сильнее действует выговор,
нежели на глупого сто ударов.11.Возмутитель ищет только зла;
поэтому жестокий ангел будет послан против него.12.Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей,
нежели глупца с его глупостью.13.Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.14.Начало ссоры — как прорыв воды;
оставь ссору прежде, нежели разгорелась она.15.Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного —
оба мерзость пред Господом.16.К чему сокровище в руках глупца?
Для приобретения мудрости у него нет разума.
[Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться;
а уклоняющийся от учения впадет в беды.]17.Друг любит во всякое время
и, как брат, явится во время несчастья.18.Человек малоумный дает руку
и ручается за ближнего своего.19.Кто любит ссоры, любит грех,
и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.20.Коварное сердце не найдет добра,
и лукавый язык попадет в беду.21.Родил кто глупого, — себе на горе,
и отец глупого не порадуется.22.Веселое сердце благотворно, как врачевство,
а унылый дух сушит кости.23.Нечестивый берет подарок из пазухи,
чтобы извратить пути правосудия.24.Мудрость — пред лицем у разумного,
а глаза глупца — на конце земли.25.Глупый сын — досада отцу своему
и огорчение для матери своей.26.Нехорошо и обвинять правого,
и бить вельмож за правду.27.Разумный воздержан в словах своих,
и благоразумный хладнокровен.28.И глупец, когда молчит, может показаться мудрым,
и затворяющий уста свои — благоразумным.



