- 1. Hearken to me, ye that follow after righteousnesse, ye that seeke the Lord: looke vnto the rocke whence yee are hewen, and to the hole of the pitte whence ye are digged.
- 2. Looke vnto Abraham your father, and vnto Sarah that bare you: for I called him alone, and blessed him, and increased him.
- 3. For the Lord shall comfort Zion: he wil comfort all her waste places, and he wil make her wildernes like Eden, and her desert like the garden of the Lord: ioy and gladnesse shalbe found therein, thankesgiuing, and the voice of melody.
- 4. Hearken vnto me, my people, and giue eare vnto me, O my nation: for a Law shall proceed from mee, and I will make my iudgement to rest for a light of the people.
- 5. My righteousnes is neere: my saluation is gone foorth, and mine armes shall iudge the people: the Iles shall wait vpon me, and on mine arme shall they trust.
- 6. Lift vp your eyes to the heauens, and looke vpon the earth beneath: for the heauens shall vanish away like smoke, and the earth shall waxe old like a garment, and they that dwel therein shall die in like maner: but my saluation shal be for euer, and my righteousnes shall not be abolished.
- 7. Hearken vnto me ye that know righteousnesse, the people in whose heart is my Law: Feare ye not the reproch of men, neither be yee afraid of their reuilings.
- 8. For the moth shall eate them vp like a garment, and the worme shal eate them like wooll: but my righteousnes shalbe for euer; and my saluation from generation to generation.
- 9. Awake, awake, put on strength, O arme of the Lord, awake as in the ancient dayes, in the generations of old. Art thou not it that hath cut Rahab, and wounded the dragon?
- 10. Art thou not it which hath dried the sea, the waters of the great deepe, that hath made the depthes of the sea a way for the ransomed to passe ouer?
- 11. Therefore the redeemed of the Lord shall returne, and come with singing vnto Zion, and euerlasting ioy shalbe vpon their head: they shall obtaine gladnesse and ioy, and sorrow and mourning shall flee away.
- 12. I, euen I am hee that comforteth you, who art thou that thou shouldest be afraid of a man that shall die, and of the sonne of man which shall bee made as grasse?
- 13. And forgettest the Lord thy maker that hath stretched foorth the heauens, and layed the foundations of the earth? and hast feared continually euery day, because of the furie of the oppressour, as if hee were ready to destroy? and where is the furie of the oppressour?
- 14. The captiue exile hasteneth that he may be loosed, and that hee should not die in the pit, nor that his bread should faile.
- 15. But I am the Lord thy God, that diuided the sea, whose waues roared: the Lord of hosts is his Name.
- 16. And I haue put my wordes in thy mouth, and haue couered thee in the shadow of mine hand, that I may plant the heauens, and lay the foundations of the earth, and say vnto Zion, Thou art my people.
- 17. Awake, awake, stand vp, O Ierusalem, which hast drunke at the hand of the Lord the cup of his furie; thou hast drunken the dregges of the cup of trembling, and wrung them out.
- 18. There is none to guide her among all the sonnes whom shee hath brought foorth: neither is there any that taketh her by the hand, of all the sonnes that she hath brought vp.
- 19. These two things are come vnto thee; who shall be sorie for thee? desolation and destruction, and the famine and the sword: by whom shall I comfort thee?
- 20. Thy sonnes haue fainted, they lie at the head of all the streetes as a wilde bull in a net; they are full of the furie of the Lord, the rebuke of thy God.
- 21. Therefore heare now this thou afflicted and drunken, but not with wine.
- 22. Thus saith thy Lord, the Lord and thy God that pleadeth the cause of his people, Behold, I haue taken out of thine hand the cup of trembling, euen the dregges of the cup of my furie: thou shalt no more drinke it againe.
- 23. But I will put it into the hand of them that afflict thee: which haue said to thy soule, Bow downe that wee may goe ouer: and thou hast laide thy body as the ground, and as the streete to them that went ouer.
1-3.- Первое обращение к верному Израилю и первое утешение его, основанное на историческом примере, взятом из жизни самого отца верующих - патриарха Авраама. Как некогда патриархальная чета - Авраама и Сарры была одинока и престарела, так что, по естественным законам, уже утратила всякую надежду на потомство и однако, по произволению Божию, стала родоначальницей целого еврейского народа, - так, в силу все той же Божественной помощи, и Сион, лежащий теперь в развалинах и представляющий из себя одинокую, дикую пустыню, может превратиться в роскошный сад и цветущий рай.
Послушайте Меня, стремящиеся к правде, ищущие Господа! Кто и кому говорит здесь? Так как начало этой речи ничем не отделяется от предшествующей, то, надо думать, что и здесь лицом говорящим выступает или Сам Всевышний, или Его Посланник, так они говорили в предыдущей главе; причем Мессия в своих делах и словах, в конце концов, сливается с Всевышним, Богом Завета.
Лица, к которым обращена эта речь, названы более определенно - стремящимися к правде, ищущими Господа. Под "стремящимися к правде и взыскующими Господа", на языке Священного Писания, разумеются лица, стремящиеся устроить свою жизнь в точном соответствии с Божественным законом (7 ст.) и этим путем достигающие как личной правдивости, так и близости к идеалу Высочайшей Правды - Самому Господу (Пс 33:15); (Притч 15:1) и др.). О них именно говорит и одна из заповедей о блаженствах под именем "алчущих и жаждущих правды" (Мф 5:6,10); (Мф 6:33).
"Произносящий эти слова связует грядущее царствие Божией правды с обетованиями, данными Аврааму и Сарре. Израиль, потомок их, образно представляется иссеченным из скалы безводной и рожденным с сухого рва. Но как от бесплодных (по общим законам) праотцев Богу угодно было создать многочисленный народ, так размножатся и благословятся все ищущие Господа и правды Его. И да укрепится вера их воспоминанием об отце верующих". (Властов, с. 277. Ср. (Гал 3:16-29).3.Так, Господь утешит Сион... Стоящий здесь еврейский глагол noaham, употреблен в прошедшем времени. Это - обычное у пророков perfectum profeticum: особенно часто данный глагол и в той же самой форме встречаем у пророка Исаии (Ис 40:1); (Ис 49:3); (Ис 51:12); (Ис 52:9) и др.).
И сделает пустыни его, как рай и степь его, как сад Господа; радость и веселие будет в нем, славословие и песнопение. Хотя Навуходоносор, при завоевании Иерусалима и оставил для бедняков виноградники и поля (4Цар 25:12) и (Иер 52:16), однако населения сохранилось так мало, что оно не в силах было культивировать землю, так что Иерусалим и его окрестности, действительно, со временем, стали напоминать собою "дикую пустыню" (Иез 36:34).
Что касается тех красок, которыми изображается возрождение Сиона, то все эти образы - "пустыни, превратившейся в сад", "песней, раздающихся в ночь священного праздника" и пр. - должны быть признаны весьма характерными для пророка Исаии и одинаково типичными для обеих половин его книги (См. (Ис 29:17); (Ис 30:25-29); (Ис 32:15-19); (Ис 33:17,20-22); (Ис 35:1-10); 40 гл. и пр.). Следует отметить также и упоминание пророка "о рае, или саде Божием". Будущее блаженство Сиона он сравнивает с ним, как с чем-то уже давно и хорошо всем известным. Следовательно, если даже допустить, согласно с рационалистами, самое позднее происхождение кн. пророка Исаии, т. е. в эпоху вавилонского плена, то и тогда мы не могли бы оправдать гипотезы Делича о том, что легенда о рае была будто бы заимствована евреями у вавилонян. Если бы что-либо подобное, действительно, существовало, то пророк Исаия ни в каком случае еще не мог бы ссылаться на историю рая, как на нечто всем уже давно известное. Отсюда ясно, что история рая гораздо старше, как самого пророка Исаии, так и эпохи вавилонского плена.4.Второе обращение, специально к избранному народу Божию, или, точнее говоря, к лучшим представителям его; аргументом для обращения их служат здесь чудесные проявления Правды Божией, которая вскоре явится источником спасения и света для всех, верующих в нее, и которая будет иметь вечное, не перестающее значение.
Послушайте... приклоните ухо ко Мне! Такая настойчивость обращения указывает на особую важность произносимого.
Ибо от Меня произойдет закон и суд Мой поставлю в свет для народов. Понятия "суд" и "закон"" на языке Священного Писания, имеют свой технический смысл и являются почти синонимами: "суд" - это откровение, обнаружение судящей и оправдывающей Божественной воли, т. е. тот же самый Божественный закон, но в более общей форме - как писаный, так и неписаный. О суде и законе здесь говорится в будущем времени, которое, основываясь на контексте речи, мы должны принимать буквально. Следовательно, здесь дано пророчество о каком-то особом и чрезвычайном будущем откровении Божественной воли, имеющем всеобщее, мировое и вечное значение (6 ст.).
"Здесь указывается на духовный закон Евангелия, который произойдет от Сиона, а не тот, который был некогда дан Моисею на Синае" (Блаженный Иероним). Раньше пророк эту миссию "утвердить суд" над островами и "зажечь свет" в откровение языков возлагал на Сына Своего, Мессию (говоря Вот, Отрок Мой; (Ис 42:1,4,6), следовательно, и здесь субъектом речи является то же Лицо! По-видимому, не иное что, как эти же места, имел в виду и Симеон Богоприимец в своей известной молитве (Лк 2:31).5.Правда Моя близка; спасение Мое восходит, и мышца Моя будет судить народы... По свойству образной еврейской речи, изобилующей параллелизмом, все три стоящих здесь образа относятся к одному и тому же предмету, именно к тому самому, какое в предыдущем стихе обозначено, как новый "суд" и "всемирный свет", т. е. к евангельскому учению и закону. Здесь оно рассматривается и определяется с трех сторон: то, как "правда" - высший критерий Божественного Правосудия и источник оправдания человека пред Богом; то - как "спасение" - туне подаваемое нам, ради крестных заслуг Спасителя мира; то - наконец, как крепкая "мышца" Господня, т. е. как тот оселок, или камень, на котором будет испытываться религиозно-нравственная настроенность человечества и который для одних послужит камнем спасения и оправдания, для других же явится камнем претыкания и соблазна (Лк 2:34). Так как пророческие видения не стеснены пределами нашей земной перспективы, то нисколько не удивительно, что о событии, отстоящем не менее 5-7 веков, пророк говорит, как уже о близком и скоро наступающем, что он повторяет и в др. случаях, в особенности, когда речь заходит о мессианских временах (Ис 50:8); (Ис 56:1). Указание на крепкую мышцу Господню, по-видимому, имеет еще и тот смысл, что оно как бы гарантирует непреложность исполнения Божественных планов, так как Бог силен все препятствия к этому устранить и всех врагов уничтожить (Ис 40:10); (Ис 49:24-25) и др.).
Острова будут уповать на Меня... О суде над "островами", об их оправдании и спасении пророк уже подробно говорил выше (см. наши комм. на (Ис 41:1,5); (Ис 42:4,10,12); (Ис 49:1).6.Поднимите глаза ваши к небесам... а Мое спасение пребудет вечным... В этом стихе дано сильное удостоверение непреложности Божественных планов о спасении людей. Оно очень напоминает известное изречение Спасителя: "небо и земля прейдут, словеса же Моя не прейдут" (Мф 5:18); (Лк 16:17). Вместе с тем, в них молчаливо (implicite) дается понять, что имеющее со временем открыться вечное "Царство Божие" носит, по преимуществу, духовный характер; оно не связано безусловными узами с настоящим чувственным миром, а имеет свое собственное самостоятельное значение, так как будет продолжать свое существование и после их уничтожения (ср. (Ис 40:8,40); (Ис 50:9); (Мф 13:35); (2Пет 3:13); (Евр 1:11); (Откр 21:1) и др.).7-8.- Третье обращение Мессии к Его слушателям, которые на этот раз названы уже овладевшими той правдой, о стремлении которой говорилось раньше (1 с.). Настоящее обращение переходит, собственно говоря, в утешение или ободрение тех, которые смущались следовать за Рабом, из-за ложного стыда общественного мнения, т. е. того большинства Израиля, которое отвергло Мессию.
Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой... В повторных обращениях пророка к слушателям есть своего рода градация - постепенное восхождение от низшего к высшему: и вот на этот раз он доходит до вершины своей лестницы и говорит к народу, уже знающему "Правду" и носящему закон, написанным на скрижалях его собственного сердца. А этими именами в Священном Писании, обыкновенно, обозначаются уже деятели новозаветного царства - верующие христиане (Иер 31:31-34); (Евр 8:10-12).
Не бойтесь поношения от людей и злословия не страшитесь... По всей вероятности, пророк говорит здесь о тех злословиях и насмешках, которым подвергалось уверовавшее во Христа иудейское меньшинство от своих соплеменников, в огромном большинстве не признавших Христа за Мессию и издевавшихся, как над самим Спасителем, так и над Его верными последователями (Мф 27:39-42); (1Кор 1:23). Но, конечно, смысл этого пророчества можно распространять и гораздо шире, относя его ко всем тем, о ком Сам Господь Иисус Христос сказал: "блаженны изгнанные за правду, блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня" (Мф 5:10-12). А это, по словам апостола, постигнет общая участь всех христиан, так как "все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, гонимы будут". (2Тим 3:12). Некоторые склонны видеть историческое оправдание этого пророчества в гонениях, которые претерпевала первенствующая церковь от римского общества и государства (еп. Петр).8.Ибо, как одежду, съест их моль... а правда Моя пребудет во век... Сильный образ полного ничтожества людских ухищрений пред величием Божественного всемогущества (Ис 34:4).9-11.- Новый отдел пророчественной речи, в котором пророк от лица всех обидимых и гонимых взывает с крепким воплем к Богу о помощи. Христианской церкви, в начале ее устроения, грозят не меньшие бедствия, чем и ветхозаветной теократии, в первый период ее истории (выход из Египта). И как ветхозаветная церковь вышла победительницей из этих бедствий лишь благодаря чрезвычайным действиям Божественного Всемогущества, так и новозаветная церковь живет верою в ту же самую силу.
Не ты ли сразила Раава, поразила крокодила?... LXX и славян, имеют: "не ты ли победил гордого и расторгнул змия?" Все это - эпитеты египетского фараона за его гордость (Исх 5:2) и обладание нильским бассейном (Иез 29:3) ; ср. также (Пс 88:11). В смысле же аллегорическом - все это символические образы сатаны и его клевретов, которых поразила мышца Господня (Пс 67:22-24).11.И возвратятся избавленные Господом и придут на Сион с пением, и радость вечная над головою их... Молитву предшествующего стиха пророк видит уже исполненной: верующий Сион избавлен будет Богом от всех его страданий и вкусит вечной радости. Нельзя не заметить, что изображение этой радости повторяет и усиливает мысль 3-го стиха той же главы. Хотя и вообще надо сказать, что пророчество об избавлении и спасении от Бога, как источника вечной радости и величия - одно из наиболее характерных для кн. пророка Исаии, во всем ее составе (Ис 5:25); (Ис 9:12,17,21); (Ис 10:4); (Ис 11:1); (Ис 35:10); (Ис 43:1); (Ис 44:22); (Ис 49:7,26) и др.).12-13.- Содержат в себе упрек по адресу малодушных и близоруких людей, которые боятся людского ничтожества, но забывают о силе Божественного всемогущества и утрачивают надежду на небо.
Я, Я Сам - Утешитель ваш. Раньше, утешителем Сиона пророк Исаия неоднократно называл Самого Господа (Ис 44:13); (Ис 51:3); очевидно, что и говорящий здесь Мессия, по существу, не отличается от Бога. Если же мы сопоставим данное место с его ближайшими параллелями из того же пророка (Ис 11:1-2); (Ис 48:16), и осветим все это новозаветным светом, именно словами Самого Господа: "утешитель же Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Ин 14:26); то получим глубокое выражение тайны Троичности Лиц, при единстве их Божественного Существа.
Кто ты, что боишься человека... и сына человеческого, который тоже, что трава? Параллелизм образов "человека" и "сына человеческого" очень напоминает подобный же в псалмах (Пс 8:5) и (Пс 143:3) А сравнение кратковременной и скоропреходящей славы и силы человека с травою, кроме псалмов (Пс 102:15), не раз встречается и у самого пророка Исаии (Ис 37:27) и (Ис 40:6-8).13.И забываешь Господа Творца своего, распростершего небеса и основавшего землю... Сильное контрастное сопоставление: люди ежедневно трепещут пред временной и кажущейся силой какого-нибудь человеческого ничтожества, но основательно забывают действительную силу Творческого Всемогущества. Учение о Боге, как Всемогущем Творце мира - тоже весьма характерно для пророка Исаии (Ис 40:22); (Ис 42:5); (Ис 44:24); (Ис 45:12) и др.).14.Дает подтверждение мысли о грядущем спасении от Бога. Быть может, в нем говорится об египетском плене и бедствиях Израиля во время странствования его по пустыне Аравийской (крастели [перепела; Прим. ред.], манна); но вероятнее - это просто образ всякого тягостного состояния, взятый из тогдашних обычаев сурово обращаться с пленными (держать их в подземельях и морить голодом).15-16.- Торжественное повторное обещание заступления и помощи от Бога Его верному Сиону.
Я - Господь Бог твой... Господь Саваоф - имя Его... Вот, основание и вам надеяться на Меня и Мне - помочь вам: ибо Я - всесильный и Всемогущий Бог ваш, а вы - Мой избранный народ (ср. (Ис 54:5).16.Я вложу слова Мои в уста твои и тенью руки Моей покрою тебя... Здесь подробнее раскрываются промыслительные отношения Господа к Израилю. В одном из важнейших мессианских пророчеств Пятикнижия (Втор 18:18) начало данного стиха - Я вложу слова Мои в уста Его - изложено почти буквально и отнесено к личности Великого Пророка, по подобию Моисея, т. е. к Самому Мессии. Отсюда, можно заключать, что и повторение этих слов описывает события мессианской эпохи.
Чтобы устроить небеса и утвердить землю и сказать Сиону: ты Мой народ. Все эти образы, в которых рисуется Божественная помощь новому Сиону ("покрою тенью руки", "устроить небеса" и "утвердить землю"), невольно напоминают аналогичные же факты из начальной истории ветхозаветной теократии (водительство "столпа огненного", дарование "земли Ханаанской"). Фактически же новые обетования исполнились тогда, когда верующим открыто было Евангелие царствия Божия ("слово Мое в уста твои") и когда они признаны были "чадами Божиими" (Ин 1:12), "языком святым", "людьми Божьими" (1Пет 2:9-10),17.С 17-23 ст. идет начало уже новой пророческой речи, продолжением и окончанием которой служит вся дальнейшая глава. Основанием поместить начало новой речи в конце данной главы послужило, очевидно, их близкое родство по содержанию и характеру. Круг пророчественных утешений постепенно как бы смыкается и становится все уже и теснее: сначала пророк обращался ко всему Израилю (48 гл.), затем - к избранным представителям его (51), а теперь - он взывает к одному Иерусалиму - духовно-политическому средоточию и центру верного Сиона.
Воспряни, воспряни, восстань Иерусалим... Повторение известных слов, помимо общего его смысла - подчеркнуть важность произносимого и обратить на него усиленное внимание - имеет у пророка Исаии еще и особое назначение - служит гранью новых отделов его речей (ср. (Ис 5:25); (Ис 9:12,17,21); (Ис 10:4); (Ис 48:22); (Ис 57:21); а также: (Ис 5:8,11,20); (Ис 22:1); (Ис 23:1); (Ис 28:1); (Ис 30:1); (Ис 38:1,12); (Ис 51:1,4,7).18.Ты... выпил чашу ярости Его... некому было вести его... из всех сыновей, которых он возрастил. Под чашей гнева Божия, которую до конца испил Иерусалим, разумеется чаша бедствий и страданий, которые попущены Богом за грехи его обитателей и для вразумления их (ср. (Пс 74:9). Под чадами Иерусалима, не оказавшими ему в критическую минуту никакой поддержки, святой Кирилл Александрийский разумеет ответственных вождей еврейского народа - его священников, левитов и книжников, - которые, по словам Спасителя, "взяли ключ разумения закона", но ни сами не спасаются, ни других не спасают (Мф 23:1) гл.). В особенности это полное бессилие народных вождей сказалось во время последнего разрушения Иерусалима римлянами, когда междоусобная борьба и интриги, так называемых "зилотов", больше, чем римская осада, содействовали падению города и развитию в нем ужасных бедствий (Иосиф Флавий).19.Тебя постигли два бедствия... опустошение и истребление, голод и меч... Судя по тем сильным краскам, которыми здесь изображается плачевная судьба Иерусалима, пророчество не столько имеет в виду ближайшее пленение его Навуходоносором, сколько более отдаленное и более грозное разрушение его Титом.20.Сыновья твои изнемогли и лежат - как серна в тенетах... Повторение все той же мысли о полной растерянности и беспомощности населения Иерусалима. Обращает на себя внимание последнее сравнение, которое по LXX читается совершенно иначе: "как свекла недоваренная". Блаженный Иероним объясняет это тем, что LXX евр. слово "tho" - что значит "серна", перевели сирийским thoveth, что значит "свекла". Но первый перевод правильнее и он имеет аналогию себе у того же пророка (Ис 13:14).21.Итак, выслушай это, страдалец и опьяневший, но не от вина. Непосредственное обращение к Иерусалиму, уже испившему чашу страданий. Последний образ - "вы пьяны, но не от вина" - еще раз буквально встречается у пророка Исаии в первой части (Ис 29:9).22-23.- Как после радостного известия пророк Исаия обычно спешит сделать и предостережение, так после скорбной вести он преподает утешение. Народу израильскому после известного искуса в очищающих его исторических страданиях обещается, во-первых, освобождение от врагов (22 ст.); а во-вторых, даже наказание этих самых врагов (23 ст.). "Враждуйте народы, но трепещите" - восклицав некогда пророк Исаия (Ис 8:9-10), т. е. осуществляйте, пока, - беспрепятственно побуждения вашего злого и испорченного сердца. Но помните, что Бог, Который все ваше зло претворяет в добро, рано или поздно позовет вас к ответу и даст и вам испить фиал ярости Его (ср. 8, 10, 14 и (Ис 49:1) гл., а также (Откр 16:1) гл.).



