- 1. Behold, the Lord maketh the earth emptie, and maketh it waste, and turneth it vpside downe, and scattereth abroad the inhabitants thereof.
- 2. And it shall be as with the people, so with the priest, as with the seruant, so with his master, as with the maid, so with her mistresse, as with the buyer, so with the seller, as with the lender, so with the borower, as with the taker of vsurie, so with the giuer of vsurie to him.
- 3. The land shall be vtterly emptied, and vtterly spoiled: for the Lord hath spoken this word.
- 4. The earth mourneth and fadeth away, the world languisheth and fadeth away, the haughtie people of the earth doe languish.
- 5. The earth also is defiled vnder the inhabitants thereof: because they haue transgressed the lawes, changed the ordinance, broken the euerlasting couenant.
- 6. Therefore hath the curse deuoured the earth, and they that dwell therin are desolate: therefore the inhabitants of the earth are burned, and few men left.
- 7. The new wine mourneth, the vine languisheth, all the merrie hearted doe sigh.
- 8. The mirth of tabrets ceaseth, the noise of them that reioyce, endeth, the ioy of the harpe ceaseth.
- 9. They shall not drinke wine with a song, strong drinke shall bee bitter to them that drinke it.
- 10. The city of confusion is broken downe: euery house is shut vp, that no man may come in.
- 11. There is a crying for wine in the streets, all ioy is darkened, the mirth of the land is gone.
- 12. In the citie is left desolation, and the gate is smitten with destruction.
- 13. When thus it shalbe in the midst of the land among the people: there shall be as the shaking of an oliue tree, and as the gleaning grapes when the vintage is done.
- 14. They shal lift vp their voice, they shal sing, for the maiesty of the Lord, they shall crie aloud from the sea.
- 15. Wherefore, glorifie ye the Lord in the fires, euen the Name of the Lord God of Israel in the yles of the Sea.
- 16. From the vttermost part of the earth haue we heard songs, euen glory to the righteous: but I said, My leannesse, my leannesse, woe vnto me: the treacherous dealers haue dealt treacherously, yea the treacherous dealers haue dealt very treacherously.
- 17. Feare, and the pit, & the snare are vpon thee, O inhabitant of the earth.
- 18. And it shall come to passe, that he who fleeth from the noise of the feare, shall fall into the pit; and he that commeth vp out of the midst of the pit, shalbe taken in the snare: for the windowes from on high are open, and the foundations of the earth doe shake.
- 19. The earth is vtterly broken downe, the earth is cleane dissolued, the earth is moued exceedingly.
- 20. The earth shall reele to and fro, like a drunkard, and shall be remooued like a cottage, and the transgression thereof shall be heauie vpon it, and it shall fall, and not rise againe.
- 21. And it shall come to passe in that day, that the Lord shall punish the hoste of the high ones that are on high, and the kings of the earth vpon the earth.
- 22. And they shalbe gathered together as prisoners are gathered in the pit, and shall be shut vp in the prison, and after many dayes shall they bee visited.
- 23. Then the Moone shall be confounded, and the Sunne ashamed, when the Lord of hosts shall reigne in mount Zion and in Ierusalem, and before his ancients gloriously.
1-6.- Пророк видит, как Господь опустошает землю и совершает Свой правый суд над всеми людьми без различия, потому что люди, населяющие землю, преступили вложенные в их сердца божественные повеления и осквернили себя всякими грехами.
Так как пророку будущее земли было открыто в видении, то ясно, что пророчество его не могло иметь строгой последовательности в изображении разных моментов будущего суда над землей, а равно также из него не видно, когда начнется этот суд, как и кем он будет произведен. Ясно только, что пророчество это имеет в виду последние времена мира и начинает собою ряд пророчеств об этих временах, которые (пророчества) заканчиваются 27 главой.
Делает ее бесплодною - правильнее, опустошает, разоряет.
Вид, т. е. все существующие на ней города, укрепления и проч.2.Несмотря на различие в общественном положении, все люди будут подвергнуты наказанию от Бога.3-4.- Изрек слово сие - т. е. так решил, повелел.
Возвышавшиеся над народом земли - возможно правильнее, по Condamin'у, - небо вместе с землею погибнет!5.Преступили законы, т. е. данные всему человечеству предания (Быт 9:4) и сл.) и голос своей совести (Рим 2:14).6.Проклятие поедает, т. е. гнев Божий действует, как всепожирающий огонь.
Зато сожжены - возможно правильнее, по Condamin'y - истреблены.7-13.- На земле прекратилось всякое веселье и оставшиеся в небольшом числе жители, при виде своих опустошенных городов, могут только плакать. Виноград, из которого можно приготовлять прекрасное вино, пропадает даром - никто не хочет уже заниматься этим делом!
Плачет сок грозда, т. е. созревшие ягоды виноградные обламываются, падают и сок течет по земле.
Болит, т. е. пропадает.10.Город - общее обозначение вместо: города. Пророк, однако, изображает, кажется, прежде всего положение вещей в Палестине.11-13.- На улицах - по переводу Orelli, на полях.
Веселие земли - возможно точнее: веселие с земли. [В Славянском переводе LXX-и - Плачитеся о вине всюду, престала есть радость вся земная, отиде вся радость земли. Прим. ред.]
Что бывает при обивании маслин. Деревья, лишившиеся плодов, служат символом исчезновения обитателей земли (ср. (Ис 17:5) и сл.).14.Хор спасшихся на море и островах, которые издали будут видеть эту картину опустошения земли, восхвалит Бога за Его правый суд над нечестивыми людьми, которым не будет никакого спасения.
Они - это, по всему вероятию, лица праведные, которые будут свидетелями суда над грешниками (ср. (Откр 22:11-12).
С моря. - Пророку, конечно, прежде всего предносится опустошение Палестины и праведники представляются у него находящимися вне полосы земли, которая подвергается опустошению.15-16.- Слава праведному. Здесь под праведным, вероятно, пророк разумел праведников, какие удостоятся от Бога высшего прославления. Конечно, праведниками этими он считал, прежде всего, избранных израильтян, как это видно из того, что он приглашает славить Бога Израилева. Наш синодальный перевод под Праведным, очевидно, понимает или Всевышнего или Христа, как Праведного Судию.
И сказал я... От зрелища спасенных праведников пророк снова обращает свой грустный взор на беззакония людей, которые не хотят отстать от своих злодеяний.17-18.- Суд Божий, изображаемый здесь пророком, исходит на те чаши гнева Божия, какие изображаются в Апокалипсисе (гл. 16).
Петля, т. е. силок, каким на Востоке пользовались для ловли птиц и зверей.18-20.- Пророк изображает потоп, какой погубит землю, и потрясение земли страшными землетрясениями.
Окна небесные - см. (Быт 7:11)
Основания земли. - Земля представлялась евреям стоящей на основах или столбах (ср. (1Цар 2:8).19-20.- Как колыбель, т. е. детская колыбель или висячая постель для взрослого человека, которую на Востоке иногда вешают на суке дерева.
Упадет - выражение образное.21-23.- Суд Божий, начавшись с небесных воинств, со всей силой обрушится на земных властителей, которые подвергнутся заключению и наказанию, тогда как Господь Сам воцарится на Сионе.
Посетит, т. е. будет судить.
Воинство внутреннее, т. е.
а) высшие, небесные светила и
б) одушевлявших и двигавших, по верованию древних, этими светилами духов или Ангелов, (Выспреннее - по-евр. maram то же, что небо по евр. schamaim). Эти Ангелы в то же время были невидимыми покровителями отдельных царств и ходатаи за них перед Богом (Дан 10:1).22.Ров. Темницей на Востоке, напр., в Персии, нередко и теперь служит простая, вырытая в земле, яма, захлопывающаяся железной крышкою. Здесь, конечно, нужно разуметь преисподнюю (Откр 19:1) и (Откр 20:1) гл.) После многих дней. Из (Откр 20:7-10) видно, что сатана и его Ангелы будут на некоторое время освобождены из бездны, а потом уже снова будут вызваны уже на последний, окончательный суд.23.Солнце и луна, которым в древности воздавалось божеское почтение, должны будут со срамом уступить свое место на земле истинному Богу и Владыке мира. Сион и Иерусалим здесь имеются в виду уже новые, о которых говорится в Апокалипсисе (Откр 21:2). Пред старейшинами. Пророк припоминает здесь старейшин Израилевых, видевших славу Господа на Синае (Исх 24:9) и сл.). Апостол Иоанн Богослов имел, вероятно, ввиду это место, когда говорил о старцах, сидевших на 24 престолах вокруг престола Божия (Откр 4:4).
а) высшие, небесные светила и
б) одушевлявших и двигавших, по верованию древних, этими светилами духов или Ангелов, (Выспреннее - по-евр. maram то же, что небо по евр. schamaim). Эти Ангелы в то же время были невидимыми покровителями отдельных царств и ходатаи за них перед Богом (Дан 10:1).22.Ров. Темницей на Востоке, напр., в Персии, нередко и теперь служит простая, вырытая в земле, яма, захлопывающаяся железной крышкою. Здесь, конечно, нужно разуметь преисподнюю (Откр 19:1) и (Откр 20:1) гл.) После многих дней. Из (Откр 20:7-10) видно, что сатана и его Ангелы будут на некоторое время освобождены из бездны, а потом уже снова будут вызваны уже на последний, окончательный суд.23.Солнце и луна, которым в древности воздавалось божеское почтение, должны будут со срамом уступить свое место на земле истинному Богу и Владыке мира. Сион и Иерусалим здесь имеются в виду уже новые, о которых говорится в Апокалипсисе (Откр 21:2). Пред старейшинами. Пророк припоминает здесь старейшин Израилевых, видевших славу Господа на Синае (Исх 24:9) и сл.). Апостол Иоанн Богослов имел, вероятно, ввиду это место, когда говорил о старцах, сидевших на 24 престолах вокруг престола Божия (Откр 4:4).



