- 1. Hear ye this, O house of Jacob, who are called by the name of Israel, and are come forth out of the waters of Judah; who swear by the name of Jehovah, and make mention of the God of Israel, but not in truth, nor in righteousness
- 2. (for they call themselves of the holy city, and stay themselves upon the God of Israel; Jehovah of hosts is his name):
- 3. I have declared the former things from of old; yea, they went forth out of my mouth, and I showed them: suddenly I did them, and they came to pass.
- 4. Because I knew that thou art obstinate, and thy neck is an iron sinew, and thy brow brass;
- 5. therefore I have declared it to thee from of old; before it came to pass I showed it thee; lest thou shouldest say, Mine idol hath done them, and my graven image, and my molten image, hath commanded them.
- 6. Thou hast heard it; behold all this; and ye, will ye not declare it? I have showed thee new things from this time, even hidden things, which thou hast not known.
- 7. They are created now, and not from of old; and before this day thou heardest them not; lest thou shouldest say, Behold, I knew them.
- 8. Yea, thou heardest not; yea, thou knewest not; yea, from of old thine ear was not opened: for I knew that thou didst deal very treacherously, and wast called a transgressor from the womb.
- 9. For my name’s sake will I defer mine anger, and for my praise will I refrain for thee, that I cut thee not off.
- 10. Behold, I have refined thee, but not as silver; I have chosen thee in the furnace of affliction.
- 11. For mine own sake, for mine own sake, will I do it; for how should [my name] be profaned? and my glory will I not give to another.
- 12. Hearken unto me, O Jacob, and Israel my called: I am he; I am the first, I also am the last.
- 13. Yea, my hand hath laid the foundation of the earth, and my right hand hath spread out the heavens: when I call unto them, they stand up together.
- 14. Assemble yourselves, all ye, and hear; who among them hath declared these things? He whom Jehovah loveth shall perform his pleasure on Babylon, and his arm [shall be on] the Chaldeans.
- 15. I, even I, have spoken; yea, I have called him; I have brought him, and he shall make his way prosperous.
- 16. Come ye near unto me, hear ye this; from the beginning I have not spoken in secret; from the time that it was, there am I: and now the Lord Jehovah hath sent me, and his Spirit.
- 17. Thus saith Jehovah, thy Redeemer, the Holy One of Israel: I am Jehovah thy God, who teacheth thee to profit, who leadeth thee by the way that thou shouldest go.
- 18. Oh that thou hadst hearkened to my commandments! then had thy peace been as a river, and thy righteousness as the waves of the sea:
- 19. thy seed also had been as the sand, and the offspring of thy bowels like the grains thereof: his name would not be cut off nor destroyed from before me.
- 20. Go ye forth from Babylon, flee ye from the Chaldeans; with a voice of singing declare ye, tell this, utter it even to the end of the earth: say ye, Jehovah hath redeemed his servant Jacob.
- 21. And they thirsted not when he led them through the deserts; he caused the waters to flow out of the rock for them; he clave the rock also, and the waters gushed out.
- 22. There is no peace, saith Jehovah, to the wicked.
1-2.- С 1-8 ст. после знаменательного обращения к Израилю, пророк открывает ближайшую цель данных ему пророчеств. По-видимому, предсказания пророка, бывшие "гласом вопиющего в пустыне", не доходили до слуха жестоковыйного Израиля и недостигали своей цели. Однако чрез это они, по взгляду пророка, не теряли своего важного значения, которое состояло здесь в том, что отнимало у Израиля всякие предлоги к оправданию (напр., ссылкой на неизвестность) и делало его окончательно безответным пред праведным судом Божиим.
Слушайте это, дом Иакова, называющийся именем Израиля и происшедшие от источника Иудина, клянущиеся... и исповедающие Бога Израилева, хотя не по истине не по правде. Ибо они называют себя происходящими от святого города... Это - самое полное и разнообразное обращение к представителям избранного народа из всех, встречающихся у пророка Исаии. Хотя, в общем, оно относится к одному коллективному лицу, именно к Израилю, но самым разнообразием эпитетов позволяет различать и улавливать в нем различные оттенки мысли.
Так, самое первое определение - "дом Иакова" - бесспорно указывает на весь избранный народ еврейский, без различия в нем царств и колен (Ис 40:27); (Ис 41:8,14); (Ис 43:1,22); (Ис 44:1) и пр.).
Два следующих определения, по-видимому, преднамеренно различают "Израиля" от "Иуды". Наконец, ссылка на "клянущихся именем Господа и только устами исповедающих Его" (Мф 15:8), а также на кичащихся своим происхождением от святого города - является снова общей характеристикой всего народа Божия, но не с внешней, как раньше, а с другой - внутренней стороны, со стороны его морального несовершенства (лицемерия, нарушения святости, при отсутствии внутренней истины и правды). Хотя чтение "от источника Иуды" и имеет за себя авторитет сравнительной древности (оно встречается еще у блаженного Иеронима), однако новейшие комментаторы не без основания его оспаривают, находя, что здесь перепутаны два весьма сходных по начертанию и произношению еврейских слова - "воды" (memi) и "утроба, чресла" (memhi); так что более правильным будет перевод "от чресл Иудиных" (Быт 15:4); (Быт 49:10) и др.).3.Прежнее я задолго объявлял... Воспоминание о прошедших пророчествах, как прецедентах новому - о Кире и спасении Израиля из плена. Подобно тому, как все прошлые пророчества, хотя и предрекались они задолго, но исполнялись точно так же, несомненно, будет и с этим новым пророчеством. Порукой в этом Всемогущество и Всеведение Творца:
Я возвещал это и внезапно делал, и все сбывалось. К чему не раз апеллировал пророк и раньше (Ис 41:26); (Ис 43:9-10); (Ис 44:7-8); (Ис 47:11).4.Вем, яко жесток еси, и жила железна выя твоя, и чело твое медяно... Славянский перевод здесь лучше русского передает мысль пророка, его художественно сильный образ крайней жестоковыйности Израиля (Исх 32:9); (Иер 5:3); (Иез 3:7-8); (Зах 7:12). Она же именно и заграждала доступ к сердцу Израиля всех обличающих и предостерегающих увещаний пророка. Данные слова пророка Исаии очень близко стоят к изречению Второзакония: "ибо я знаю упорство твое и жестоковыйность твою..." (Втор 31:27); ср. (Втор 32:15).5.Поэтому и объявлял тебе задолго... чтобы ты не сказал: "идол мой сделал это..." Здесь пророк ясно указывает причину данных им пророчеств о Кире и Вавилоне, это именно - очевидно небезосновательное опасение, как бы Израиль, видя совершение столь неожиданных и великих событий, не приписал бы самого исполнения их чуждой силе языческих богов и их идолов (ср. (Ис 41:22-24); (Ис 44:9) и сл.) Подтверждение этому находим мы и у др. позднейшего пророка (Иез 20:30-31).6.Ты слышал - посмотри на все это! Ты слышал целый ряд подобных же удивительных пророчеств и являешься свидетелем их поразительного исполнения (Ис 43:10). Из ближайших пророчеств этого рода пророк Исаия мог иметь в виду исполнившееся пророчество о гибели Израильского царства (Ис 7:8); (Ам 2:6); (Ам 5:2,16); (Ам 6:7) и (Ос 1:4); (Ос 4:6); (Ос 11:1). Неужели вы не признаете этого? Каких же вам нужно еще более убедительных доказательств, если вы не верите фактам и не видите во всем прежде сотворенном от Господа Его всемогущества?7.6-7. А ныне Я возвещаю тебе новое и сокровенное... Оно произошло ныне... и ты не слыхал о том... От прошедших событий взор пророка по контрасту переносится к будущим, которые он созерцает с такой силой ясности, что они кажутся ему как бы уже наступившими и развертывающимися перед его глазами. Под "новым и сокровенным" следует прежде всего разуметь пророчество о Кире и избавлении Израиля из плена, а затем уже и все то, что исторически, или преобразовательно связано с ним. [Вероятно здесь более подходит предсказание прихода Мессии и освобождения Израиля. Прим. ред.]. Отрицательная критика особенно подчеркивает начало 7-го стиха и выводит из него якобы несомненное заключение о позднейшем написании данной главы (Dilmann - 425 s.). Но здесь очевидное недоразумение: смешение пророческого будущего с настоящим. Да наконец, в известном смысле, момент произнесения Богом того или другого пророчества есть уже и начало его исполнения, потому что мысль и слово Бога равносильно его исполнению и факту (Пс 32:9).8.Ты и не слыхал и не знал об этом, и ухо твое не было прежде открыто; "Ты не внял словам пророков, не принял учения закона и не преклонил уха твоего с покорностью к словам благословений и клятв завета Моего, которые Я заключил с вами при Хориве" - как комментирует данное место Халдейский Таргум.
Я знал, что ты поступишь вероломно, и от самого чрева матернего ты прозван отступником. Название вероломного отступника "от самого чрева матернего", по мнению блаженного Иеронима, есть воспоминание об отступничестве Израиля при самом его духовном рождении, когда при подошве горы Синай он, только что получив Божественное откровение, стал поклоняться золотому тельцу в отсутствие Моисея (Исх 13:1) гл.).9.С 9-11 стихов идет объяснение причины такого, довольно непонятного на первый взгляд, Божественного благоволения к народу израильскому. По-видимому, "жестоковыйный" и "непокорный" Израиль не заслуживал бы таких забот о нем, а по всей справедливости и правде подлежал бы полному отвержению и уничтожению. Однако Бог как раньше постоянно спасал Свой народ, так и теперь до времени еще щадит его.
Ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя. Историческая справка о прошлом отношении Всевышнего к Израилю, искушавшему Его долготерпение. Сколько раз, действительно, вероломный Израиль изменял Господу и сколько раз поэтому он уже стоял на краю своей полной духовно-политической гибели (Исх 32:10); (Чис 11:1); но каждый раз Господь щадил Своего недостойного избранника, давая ему возможность покаяния и исправления. Господь делал это не столько ради самого Израиля, относительно безнадежности которого Он не мог, конечно, сомневаться, сколько ради Себя Самого, ради славы Своей.
Здесь пророк рассуждает применительно к тогдашним воззрениям и понятиям. По смыслу последних, каждая нация имеет своего Бога-покровителя, который избирает себе излюбленный народ и всемерно заботится о нем. У народа израильского таким Богом-покровителем был Господь, избравший (даже как бы "создавший") Себе этот народ и заботившийся о нем. И вот, если бы когда-либо Всевышний покинул Свой народ и дал бы ему погибнуть, то в глазах всего языческого мира Он этим самым сильно уронил бы Себя, так как доказал бы или то, что Он ошибся в выборе себе народа, или что оказался бессильным спасти и защитить Свой народ. И вот, чтобы не подавать подобного соблазна языческому миру, не подвергать имя Божие нареканию и не омрачать Славу свою, Господь, невзирая на все недостоинство Израиля, продолжает оказывать ему Свое покровительство (11 ст. (Исх 32:12); (Чис 14:13); (Втор 9:28); (Пс 78:10); (Пс 105:8) и др.).
Нельзя, впрочем, упускать из виду и сравнительной оценки Израиля: если, судя безотносительно, Израиль часто оказывался недостойным Божественного избрания и этим как бы свидетельствовал об ошибке Избравшего его, то, оценивая того же Израиля сравнительно, путем сопоставления его с другими народами древнего языческого мира, мы все же не можем не отдать ему решительного предпочтения во многих отношениях. Языческий мир был сплошным злом; но Израиль из всех зол был все же меньшим.10.Вот Я расплавил тебя, но не как серебро; Сопоставляя это место с раннейшим из того же пророка: "обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое"; (Ис 1:25) и с непосредственно следующим: испытал тебя в горниле страдания (10 ст.), мы видим, что здесь идет речь о провиденциальном смысле переживаемых Израилем страданий: все они имели для него тот или иной положительный смысл в смысле его религиозно-морального очищения и исправления. Хотя, впрочем, по сознанию пророка, это очищение никогда не бывало настолько решительным и полным, как бы это желательно и как бывает при плавлении благородных металлов - не как серебро (Срав. (Зах 13:9) и (Мал 3:3). Ближайшим образом, здесь имеется в виду очистительный огонь вавилонского плена (Ис 42:25).11.Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, - ибо какое было бы нарекание на имя Мое! Усиленно подчеркивает мысль 9 ст. и делает ее еще очевиднее и яснее. Теперь же, вместо нарекания, получается новая слава для имени Господа, Который спасает Израиля не за какие-либо его заслуги, а единственно по великой и богатой Своей милости, как Он и говорил раньше: "Я, Я Сам изглаживаю преступления Твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну" (Ис 43:25); Ср. (Ис 44:22); Ср. (Иез 20:14); (Иез 36:22) и др.).
Славы Моей не дам иному. Сличая это место с ближайшей параллелью: "и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам" (Ис 42:8), убеждаемся, что под "иным" здесь разумеется бог той языческой нации, которая уничтожила бы Израиля и на основании этого торжествовала бы победу своего божества над Богом Израиля.12-15.- Весь следующий отдел с 12-15 ст. представляет собой новое, более мягкое обращение к Израилю с увещанием, в котором пророк повторяет свои обычные в таких случаях и излюбленные им аргументы, с которыми мы не раз встречались уже и раньше. Он указывает на особую близость Израиля, как народа "избранного" к Господу (12 ст. Ср. (Ис 41:9); (Ис 42:6), на Свою Вечность, Всемогущество и неизменность (ibid. Ср. (Ис 41:4); (Ис 43:10); (Ис 44:6), на Свою Творческую силу (15 ст. Ср. (Ис 40:22,26,28); (Ис 42:5); (Ис 44:24); (Ис 45:12,18), на Свое неизмеримое превосходство пред божествами других языческих наций (14 ст. Ср. (Ис 43:9); (Ис 45:18-20) и др.) и на Свое последнее знаменитое пророчество о Кире и Вавилоне (14-15 ст. Ср. (Ис 44:28); (Ис 45:1-7); (Ис 46:11) и др.).16.С 16-22 идет третье и последнее увещание Израиля, отличающееся особенной торжественностью стиля. Основываясь на этом, а также на некоторых отдельных, характерных выражениях ("приступите ко Мне, слушайте" 16 ср. (Ис 49:1); "ныне послал Меня Господь и Дух Его", 16 ст., (Ис 61:1) и др.), комментаторы полагают, что эта речь принадлежит "рабу Иеговы", "ангелу Завета", т. е. Второму Лицу Святой Троицы - Сыну Божию, от имени Которого и выступает здесь пророк.
После торжественного вступления в речь Господь указывает на открытый и ясный характер своих спасительно-промыслительных отношений к Своему избранному народу.
Я и сначала говорил не тайно... "не в темном месте земли", как пояснял это пророк раньше (Ис 45:19), сопоставляя точный и несомненный смысл божественных пророчеств с темными и двусмысленными изречениями языческих оракулов.
С того времени, как это происходит, Я был там; Если справедлива мысль относить эту речь ко Второму Лицу Пресвятой Троицы, то в этих словах следует видеть параллель известному изречению Ипостасной Премудрости: "от века Я помазана, от начала, прежде бытия земли" (Притч 8:23). И ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его. Если допустить, что выше говорилось о предвечном Совете Божием по спасению людей, то здесь, очевидно, говорится о временном посольстве Сына Искупителя: "Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне" (Пс 39:8).17.Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев... Смысл подобных выражений был раскрыт нами раньше (Ис 41:14) и (Ис 43:14).
Научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти... Сильный и выразительный образ промыслительно-руководственных отношений Господа к Израилю (Втор 4:7-8); (Втор 7:6-10); (Ис 47:12) и др.).18-19.- Говорит о тех возможных и открытых Израилю благах, которыми он, несомненно, наслаждался бы, если бы пребыл верен своему завету с Господом.
О, если бы ты внимал заповедям Моим! Прекрасную параллель этому дает Псалмопевец: "О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями! Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их: "а их благоденствие продолжалось бы навсегда" (Пс 80:14-16)!
Тогда мир твой был бы как река... именно, определенная река, так как порою стоит с добавлением - "Евфрат".
И правда твоя, как волны морские... "О, если б народ внимал заповедям Господним, тогда бы мир его уподоблялся бы течению тихой, величественной реки, несущей благоденствие, успокоение и благословление; правда же его уподоблялась бы силе волн, устремляющихся на берега неверия и разливающих их и пробивающих самые скалы непрестанным действием" (Властов).19.И семя твое было бы, как песок, и происходящие из чресл твоих, как песчинки... Это - один из довольно употребительных у пророка Исаии образов, ведущий свое происхождение, очевидно, из эпохи патриархальных благословений (Ис 10:22); (Ис 43:5); (Ис 44:3); (Быт 22:17-18) и др.). Но народ еврейский нарушил завет и тем самым уничтожил силу богодарованных ему обетовании.
Не изгладилось бы, не истребилось бы имя его предо Мною. Ясное указание на потерю политической самостоятельности и на всю ту будущую, бесславную историю Израиля, которая явилась в качестве естественного следствия его же собственного поведения (Втор 22:9). Народ израильский потерял смысл своего исторического существования, почему и Сам Господь впоследствии сказал ему: "отнимется от вас Царствие Божие и дано будет народу, приносящему плоды его" (Мф 21:43). Самый же образ взят, очевидно, из обычая евреев изглаждать из родословных книг имя, или даже всю фамилию того лица, которое чем-либо особенным опорочило себя.20-21.- Два предпоследних стиха, непосредственно примыкая к началу речи (16 ст.), заключают ее живой, драматической картиной исхода евреев из вавилонского плена, изображаемой отчасти сходными чертами с бегством их из египетского рабства (Исх 12:33); (Исх 17:6); (Чис 20:11). Так как исторически возвращение иудеев из вавилонского плена происходило совершенно иначе (Езд 1:5-8); и др.), то, следовательно, здесь мы имеем не пророчество, а "символ", имеющий более широкое и общее значение. Вавилон здесь выступает больше, как отвлеченный, типологический образ зла, к бегству от которого, - по необходимому условию новой, возрожденной жизни - и призываются сыны духовного Израиля, призванные распространять Евангелие царствия Божия "даже до последних земли" (Деян 1:8).22.Нечестивым же нет мира говорит Господь. Это - грозный, предостерегающий голос пророка, своего рода - memento mori, который обычно раздается у него в заключение важных отделов его книги (Ис 57:21) и (Ис 57:21).



