- 1. <A Prayer of the man who is in trouble, when he is overcome, and puts his grief before the Lord.><br>
Give ear to my prayer, O Lord, and let my cry come to you. - 2. Let not your face be veiled from me in the day of my trouble; give ear to me, and let my cry be answered quickly.
- 3. My days are wasted like smoke, and my bones are burned up as in a fire.
- 4. My heart is broken; it has become dry and dead like grass, so that I give no thought to food.
- 5. Because of the voice of my sorrow, my flesh is wasted to the bone.
- 6. I am like a bird living by itself in the waste places; like the night-bird in a waste of sand.
- 7. I keep watch like a bird by itself on the house-top.
- 8. My haters say evil of me all day; those who are violent against me make use of my name as a curse.
- 9. I have had dust for bread and my drink has been mixed with weeping:
- 10. Because of your passion and your wrath, for I have been lifted up and then made low by you.
- 11. My days are like a shade which is stretched out; I am dry like the grass.
- 12. But you, O Lord, are eternal; and your name will never come to an end.
- 13. You will again get up and have mercy on Zion: for the time has come for her to be comforted.
- 14. For your servants take pleasure in her stones, looking with love on her dust.
- 15. So the nations will give honour to the name of the Lord, and all the kings of the earth will be in fear of his glory:
- 16. When the Lord has put up the walls of Zion, and has been been in his glory;
- 17. When he has given ear to the prayer of the poor, and has not put his request on one side.
- 18. This will be put in writing for the coming generation, and the people of the future will give praise to the Lord.
- 19. For from his holy place the Lord has seen, looking down on the earth from heaven;
- 20. Hearing the cry of the prisoner, making free those for whom death is ordered;
- 21. So that they may give out the name of the Lord in Zion, and his praise in Jerusalem;
- 22. When the peoples are come together, and the kingdoms, to give worship to the Lord.
- 23. He has taken my strength from me in the way; he has made short my days.
- 24. I will say, O my God, take me not away before my time; your years go on through all generations:
- 25. In the past you put the earth on its base, and the heavens are the work of your hands.
- 26. They will come to an end, but you will still go on; they all will become old like a coat, and like a robe they will be changed:
- 27. But you are the unchanging One, and your years will have no end.
- 28. The children of your servants will have a safe resting-place, and their seed will be ever before you.
102.псалом принадлежит Давиду, как видно из надписания еврейской, греческой и латинской Библий и говорит о Промысле Божием в жизни человека и мире нравственном, 103 же псалом - о промысле в мире физическом. Поэтому оба псалма, отличающиеся единством содержания и способа изложения мыслей, принадлежат одному писателю Давиду, хотя имя его и не поставлено над 103 псалмом в еврейской Библии, но есть в Вульгате и у LXX.
Когда написаны эти псалмы, указать с точностью невозможно. Нужно предполагать, что в более покойное, мирное время своего царствования, когда Давид мог отдаться созерцанию человеческой жизни и жизни природы, что могло быть в последние годы его жизни и правления.
Благословляй, душа моя, Господа, очищающего твои духовные недуги и осыпающего тебя внешними благами (1-5). Господь милостив: Он защищает обиженных, не гневается до конца и не воздает нам по всей заслуженной нами строгости (6-10). Его милость к нам - непомерна: Он, как отец, снисходит к нам, слабым и бессильным (11-16). Милости Его вечны к боящимся Его (17-18). Да благословят Его, Царя всего мира, все Ангелы, все твари во всех местах земли (19-22). 1-5.- Давид побуждает себя к достойному восхвалению Господа. - "Внутренность моя" - все мое существо. Благодеяния Божии к человеку велики и многообразны: Он очищает беззакония (грехи) человека, исцеляет его от духовных болезней ("недуги"), чем спасает от временной и вечной гибели ("от могилы"), награждает человека духовными и материальными благами, всякое доброе желание Он исполняет и, как у орла, который по древним воззрениям через каждые 10 лет совершенно обновлялся и делался юным, сохраняет и поддерживает в человеке духовную бодрость и физическую крепость. Вероятно, в последнем выражении Давид имел в виду примеры долголетия патриархов, отличавшихся бодростью духовной и физической крепостью до глубокой старости.6-7.- Свои блага Господь изливает на всех людей, всем обиженным Он дает защиту ("правду и суд"). Данный Им закон через Моисея, где Он указал, как нужно жить еврею и с чем согласовать свою волю ("пути"), равно также совершенные тогда чудеса, есть выражение любви и заботливости Бога о человеке. Этим законом Он оградил слабых от самоуправства и безграничного произвола сильных, а своей чудесной помощью поддерживал и питал привязанность к Себе.8-13.- Господь щедр, долготерпелив и многомилостив. Его гнев никогда не бывает вечным по отношению к виновному человеку, наоборот, посылаемые Им наказания всегда слабее вызвавшего их проступка. Как велико расстояние между небом и землею, так обильны благодеяния Божии над благоговеющими пред Ним, и как далек Восток от Запада, так далеко от Бога наказание человека за каждый его грех, или - так глубоко прощает, не вменяет человеку Бог многих его недостатков. Поэтому отношение Бога к человеку можно назвать отношениями отца к своим детям.14-19.- Человек слаб и беспомощен по самой своей природе: его можно сравнить с однодневным цветком, к вечеру уже иссыхающим. Небольшое дуновение, ветер ("пройдет ветер") - и он гибнет. Человек быстро бы погибал, если бы его не поддерживал Бог, милость Которого к человеку вечна и неизменна. Помощь от Него - несокрушимая поддержка, так как Он - Царь всего мира - Царь и над небом и над всем существующим на земле.20-22.- Такого царя должны прославлять и ангелы, более человека "крепкие силою" в слушании и исполнении Его воли; они лучше человека знают Бога, так как через них, как ближайших своих слуг, Он проявляет свою силу в мире. "Крепкие силою", "воинства Его", "служители Его" - Ангелы Божии. Может быть, что разные наименовании их указывают на разные степени и виды их служения, на деление их на несколько чинов, представление о которых было не чуждо верованию евреев. Этого царя и должен восхвалять весь мир, все творение.
Изображение милостивого отношения Бога к человеку отличается здесь необыкновенной трогательностью.



