Глава 2

  • Закрыть сопоставления
  • 1-2. «Чрез несколько дней»: когда несколько улеглось возбужденное состояние народа, не позволявшее Господу на время входить в город и удерживавшее Его в пустынных местах (Мк. 1:45), Господь опять пришел в Капернаум (см. прим. к Мф. 4:13). – Из дальнейших слов повествования: «слышно стало» – можно заключить, что и на этот раз Господь пришел в Капернаум тихо, как бы скрываясь. – «И у дверей не было места»: так называемый двор был полон народа, и около входных дверей была толпа. – «Говорил им слово»: слово Божие или учение свое, т.е. Евангелие (ср. Мк. 8:38).
  • 3-12. Об исцелении расслабленного ев. Марк повествует согласно с ев. Матфеем, но несколько подробнее, восполняя таким образом сказание первого евангелиста. См. Мф. 9:2-8 и прим. – «Раскрыли кровлю дома» и пр.: в Иудее дома (не бедных, у которых большею частью была одна комната) строились по большей части так: средину занимал двор, по четырем сторонам которого воздвигались постройки, составлявшие собственно жилище; с улицы в этот двор вела дверь или ворота, и отсюда уже были двери в комнаты дома. Этот двор у богатых выстилался мрамором и украшался разными орнаментами, иногда фонтаном, и во всяком случае даже у небогатых содержался чисто. Здесь бывали праздники и семейные беседы. Двор был открыт сверху; но в случае ненастья или дурной погоды вообще его покрывали сверху щитами из досок или кожи, или полотна. Собственно жилые постройки, окружавшие двор, были с плоскими крышами, обнесенными балюстрадою, и составляли таким образом галереи, по которым прогуливались, куда уединялись и пр. На эти кровли или галереи вели лестницы изнутри двора и иногда с улицы. Кровли домов соседних иногда соединялись под одну, так что взошедши на один дом, можно было пройти часть улицы. – При таком устройстве домов понятен рассказ о спуске расслабленного чрез кровлю двора. Господь поучал народ вероятно не в самых жилых комнатах дома, а на упомянутом дворе, где было удобнее предлагать поучение собравшемуся во множестве народу. Принесшие расслабленного, не имея возможности за многолюдством проникнуть во двор, поднялись с ним наверх дома, на галереи, или по внешней лестнице, или по лестнице другого соседнего дома и, подняв один из нескольких щитов из временной и легко разбирающейся кровли двора, опустили на веревках расслабленного к тому месту, где поучал Господь Иисус. Это раскрытие кровли, при таком устройстве, было конечно совершенно удобно и безопасно и не грозило никому. Несших одр было четверо; вероятно к одру (см. прим. к Мф. 9:2), по четырем концам его, были привязаны веревки, и спустить его сверху было таким образом удобно. – «Никогда ничего такого мы не видали»: выражение народного изумления при виде необычайного чуда, сотворенного Иисусом Христом. – Пророков чудотворцев давно уже не было у евреев; Креститель был величайший пророк, но чудес не творил. Посему народ особенно поражен был этою необычайною чудотворною силой, явленною Господом.
  • 13. «Вышел»: из Капернаума (ст. 1). – «К морю»: Генисаретскому или озеру Тивериадскому, на берегу которого лежал Капернаум.
  • 14-17. О призвании к апостольству Матфея см. совершенно сходный рассказ у Мф. 9:9-13 и прим. к сим стихам. – «Левия Алфеева»: т.е. Матфея мытаря, брата апостола Иакова Алфеева. Что Левий и Матфей одно и то же лицо, это показывает одинаковость сказаний о обстоятельствах призвания к апостольскому служению Матфея в Евангелии от Матфея и Левия в рассматриваемом месте, тогда как во всех перечислениях у евангелистов имен Апостолов имени Левия между ними нет. У иудеев был обычай носить не одно имя (Иуда-Фаддей-Леввей, Симон-Петр и др.).
  • 18-22. Ответ на вопрос, почему ученики Господа не постятся, см. совершенно сходно изложенный ответ у Мф. 9:4-17 и прим. к сим стихам.
  • 23-28. Защищение Господом учеников, востерзавших колосья в субботу, изложено у ев. Марка несколько короче, чем у ев. Матфея, но совершенно согласно с ним. См. Мф. 12:1-8 и прим. – «При первосвященнике Авиафаре». По сказанию 1Цар 21:1, первосвященником в то время, о котором здесь идет речь, был не Авиафар, а Авимелех; Авиафар же был сын его (1Цар. 23:6), уже после него унаследовавший по закону первосвященническое звание. В изъяснение сего предполагали (Евф. Зигаб.), что и отец и сын носили оба эти имена, чему по-видимому благоприятствуют указания 2Цар. 8:17 и 1Пар. 24:6, 31, где, наоборот, Авимелех называется сыном Авиафара. Но кажется вернее предположить, что ев. Марк потому поставил имя Авиафара вместо имени отца его, что сын был более известен и любезен сердцу еврея, чем отец, что в этом не было, собственно говоря, хронологической неточности. Сын первосвященника был законным ему преемником, и в этом качестве помогал отцу в исправлении его обязанностей в чем мог. Посему нет ничего особенно странного в том, что он в устах народа носил название первосвященника еще при жизни отца своего, название, которое он должен был унаследовать потом. Кроме сего, Авиафар оставил сообщество Саула, преследовавшего Давида, и сделался другом сего последнего, принесши к нему с собою ефод, составлявший одну из принадлежностей первосвященнического облачения. – Он долго правил должность первосвященника, при царе Давиде, и было очень естественно, что при повествовании об этом царе и при имени его припоминалось и соединялось с ним имя не Авимелеха, но Авиафара, как первосвященника. – Впрочем во всяком случае верно исторически, что рассказываемое здесь событие случилось во времена Авиафара, первосвященника впоследствии при царе Давиде. – «Суббота для человека, а не человек для субботы»: суббота дана для человека, для достижения через нее высоких нравственных целей, для успокоения от трудов, забот и треволнений житейских; для того, чтобы отклонить внимание его от мира и устремить к Богу Творцу и Отцу; для того чтобы отвлечь его мысли от временного, настоящего и суетного и обратить к вечному, будущему, непреходящему. След. и в субботу должно делать то, что споспешествует духовному благосостоянию человека, и он не должен останавливаться в таковой полезной себе и ближним деятельности ради того, что извращенные человеческие (иудейские) учения запрещают то или другое делать в субботу. – «Сын человеческий есть господин и субботы»: см. прим. к Мф. 12:8.

1.Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум;
и слышно стало, что Он в доме.

2.Тотчас собрались многие,
так что уже и у дверей не было места;
и Он говорил им слово.

3.И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;

4.и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством,
раскрыли кровлю дома, где Он находился,
и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

5.Иисус, видя веру их, говорит расслабленному:
чадо! прощаются тебе грехи твои.

6.Тут сидели некоторые из книжников
и помышляли в сердцах своих:

7.что Он так богохульствует?
кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

8.Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе,
сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?

9.Что легче?
сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи?
или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?

10.Но чтобы вы знали,
что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, —
говорит расслабленному:

11.тебе говорю: встань,
возьми постель твою и иди в дом твой.

12.Он тотчас встал
и, взяв постель, вышел перед всеми,
так что все изумлялись и прославляли Бога,
говоря: никогда ничего такого мы не видали.

13.И вышел Иисус опять к морю;
и весь народ пошел к Нему,
и Он учил их.

14.Проходя, увидел Он Левия Алфеева,
сидящего у сбора пошлин,
и говорит ему: следуй за Мною.
И он, встав, последовал за Ним.

15.И когда Иисус возлежал в доме его,
возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники:
ибо много их было,
и они следовали за Ним.

16.Книжники и фарисеи,
увидев, что Он ест с мытарями и грешниками,
говорили ученикам Его:
как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?

17.Услышав сие, Иисус говорит им:
не здоровые имеют нужду во враче, но больные;
Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

18.Ученики Иоанновы и фарисейские постились.
Приходят к Нему и говорят:
почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся,
а Твои ученики не постятся?

19.И сказал им Иисус:
могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених?
Доколе с ними жених, не могут поститься,

20.но придут дни, когда отнимется у них жених,
и тогда будут поститься в те дни.

21.Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани:
иначе вновь пришитое отдерет от старого,
и дыра будет еще хуже.

22.Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие:
иначе молодое вино прорвет мехи,
и вино вытечет, и мехи пропадут;
но вино молодое надобно вливать в мехи новые.

23.И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями,
и ученики Его дорогою начали срывать колосья.

24.И фарисеи сказали Ему:
смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать?

25.Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид,
когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним?

26.как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре
и ел хлебы предложения,
которых не должно было есть никому, кроме священников,
и дал и бывшим с ним?

27.И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы;

28.посему Сын Человеческий есть господин и субботы.