< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57

Глава 32

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    «Не надписан у Еврей». Это приписали Седмьдесять, переводя псалом, то есть: не ищи в переводе надписания; потому что надписания мы не нашли. Изречен же псалом сей блаженным Давидом о том, что совершилось при чудном Езекии, и произносится как бы от лица самого Езекии, побуждающаго народ к песнопению, после чудесной победы и погибели Ассириян.

    «Радуйтеся, праведнии, о Господе.» Слово: «радуйтеся» Акила, подобно и Симмах, во многих местах перевели: хвалите.

    «Правым подобает похвала». Познавшим Бога и освободившимся от заблуждения прилично всегда песнословить Бога. Потом Пророк научает, как надлежит им совершать песнословие.

  • 2.

    «Исповедайтеся Господеви в гуслех, во псалтири десятоструннем пойте Ему»

  • 3.

    «Воспойте Ему песнь нову, добре пойте Ему со восклицанием». Все же сие совершалось согласно с предписанным в законе богослужением; потому что употреблялись при богослужении и гусли, и кимвалы, и тимпаны, и друтия музыкальныя орудия. А восклицание есть победный клик, каким победители сопровождают бегущих врагов. Но и нам приличествует сказанное в духовном смысле: и нам возможно себя самих устроить в благозвучный и всестройный орган, и всеми, и чувственными и умственными, способностями души песнословить Бога.

  • 4.

    «Яко право слово Господне, и вся дела Его в вере». Правдиво, говорит Пророк, правит всем Господь всяческих, и нам предоставил зрение дел Его, призывая нас веровать, а не пытливо доведываться, как совершаются.

  • 5.

    «Любит милостыню и суд Господь;» потому что совершаемое Им повелевает всем принимать без пустаго любопытства и колебания в мыслях, заботиться же о жизни и украшать ее милостию и судом.

    «Милости Господни исполнь земля». Надлежит уподобляться Творцу, говорит Пророк. Как Он домостроительствует с милостию и милосерд к обиженным, – так и мы должны обидевших преследовать судом, а обиженным оказывать милость. Ибо и человеколюбивый Владыка наш на Ассириян изрек суд, а нас сподобил пощады и человеколюбия. Так, сказав о Божием Промысле, Пророк начинает речь о создании и учит, что Бог, все создав, всем правит и промышляет о тварях, как о Своих собственных, а не чуждых Ему.

  • 6.

    «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их». Бог созидая, говорит Пророк, не имел нужды ни в труде, ни во времени; но достаточно Ему было слова, чтобы сотворить. «Рече: да будет твердь, и бысть тако; да будут светила на тверди небесней, и бысть тако» ((Быт 1:6), 14–15). Таков с перваго взгляда представляющийся буквальный смысл пророческих слов; потому что оный и был сообразен с силами древних Иудеев. Истинное же богословие указует нам Бога-Слова со Всесвятым Духом, сотворившаго небеса и небесныя Силы. И пророчество сие предваряет евангельское учение. Как божественный Иоанн, сын громов, научил целую вселенную, что «в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово: вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть» ((Ин 1:1), 3): так и блаженный Давид предвозглашает, говоря: «Словом Господнимь небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их». Пророк не приписывает отдельно создание небес Богу-Слову, а сотворение сил Всесвятому Духу; напротив того говорит, что то и другое сотворено Богом-Словом и Святым Духом. Под Силами же небесными одни разумели небесныя светила, а другие – невидимыя Силы. Но мне кажется более справедливым последнее; потому что Пророк, указуя Создателя Бога, упомянул не о видимой только твари.

  • 7.

    «Собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищах бездны»; потому что все водное естество, как бы в сокровищницах каких, содержит Бог заключенным в отдельных вместилищах; когда же восхощет, привлекает в выспренний воздух, и как в мехе каком собирает в облаках. Почему говорит Пророк: «возводя облаки от последних земли» ((Пс 134:7)). И в другом еще месте говорит божественное Писание: «призываяй воду морскую, и разливаяй ю на лице земли» ((Ам 5:8)).

  • 8.

    Ст. 8-9 «Да убоится Господа вся земля, от Него же да подвижутся вси живущии по вселенней» «Яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася». Упомянув о небесах, и о невидимых Силах, а потом о водной сущности, Пророк изводит на среду и землю, и населяющих ее, научая, что они – Божии создания, и повелевая им бояться и трепетать Творца, и повиноваться Его мановениям. Слово: «да подвижутся» Симмах заменил словом: да благоговеют, а Акила: отступят в страхе, благоговение вселенной относя к будущему времени; потому что люди возымели этот страх не тогда, как Пророк произносил слова сии, но по вочеловечении, страдании и воскресении Владыки Христа.

  • 9.

    Да убоится Господа вся земля, от негоже да подвижутся вси живущии по вселенней:

    См. Толкование на (Пс 32:8)

  • 10.

    Ст. 10-11 «Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей, и отметает советы князей». «Совет же Господень во век пребывает, помышления сердца Его в род и род». Сказанное Пророком допускает двоякое толкование; потому что Господь не только разорил советы Ассириян, Сеннахирима и Рапсака, и показал силу и истинность собственнаго Своего совета, но и в целой вселенной разсеял возстания язычников на Апостолов, и явною соделал для всех державу собственной Своей силы. Сие и дает разуметь пророческое слово, сказав: «помышления сердца Его в род и род». Упоминать о двух родах показывает, и что было тогда, и что будет после.

  • 11.

    Совет же Господень во век пребывает, помышления сердца его в род и род.

    См. Толкование на (Пс 32:10)

  • 12.

    «Блажен язык, ему же есть Господь Бог его, люди, яже избра в наследие Себе». Ублажать должно, говорить Пророк, не богатством надмевающихся, но возложивших упование на Бога, и пользующихся Его помощию. Людьми же избранными, которые именуются Божиим наследием, древле был народ иудейский, а потом народ избранный из язычников и приемлющий лучи веры. Ибо сказано: «проси, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли» ((Пс 2:8)).

  • 13.

    Ст 13-14 «С небесе призре Господь, видя вся сыны человеческия» «От готоваго жилища Своего призре на вся живущия на земли». Сие говорил Пророк и в тринадцатом псалме, предрекая тоже самое. И поелику сказал: «призре», то, чтобы не подумал кто, будто бы Бог не знает того, на что отваживаются люди, кстати присовокупил:

  • 14.

    от готоваго жилища своего призре на вся живущыя на земли:

    См. Толкование на (Пс 32:13)

  • 15.

    «Создавый наедине сердца их, разумеваяй на вся дела их», то есть, сказал я о Боге всяческих, что Он «призре», но «призре», не как незнающий и желаюший дознать, а как судия изрекаюший приговор; потому что Сотворившему душу возможно ли не знать движений ея? Пророк употребил слово: «сердца» вместо: «разум».

  • 16.

    Ст. 16-17 «Не спасется царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея». «Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется». Из самых событий дознаем, что не должно полагаться ни на телесную силу, ни на душевное мужество, ни на быстроту коней, ни на множество подданных; потому что, всем этим избыточествуя, Сеннахирим не получил от сего пользы, но подвергся конечной гибели. Итак, что же должно делать? покажи нам Пророк.

  • 17.

    Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется.

    См. Толкование на (Пс 32:16)

  • 18.

    Ст. 18-19 «Се, очи Господни на боящияся Его, уповающия на милость Его»: «Избавити от смерти души их, и препитати я в глад». Всеми благами, говорит Пророк, снабдевает благочестие: оно привлекает Божественное промышление, полагает преграду наступаюшей смерти и нищете, дарует же множество благ. Вероятно же, что, во время осады при Езекии, заключенные в городе имели недостаток в необходимом, а потом с гибелию неприятеля избавились и от сего бедствия.

  • 19.

    избавити от смерти душы их, и препитати я в глад.

    См. Толкование на (Пс 32:18)

  • 20.

    Ст. 20-21 «Душа же наша чает Господа, яко помощник и защититель наш есть»: «Яко о Нем возвеселится сердце наше, и во имя Святое Его уповахом». Поэтому, насладившись столькими благами, имеем твердую надежду на Бога, и всегда от Него ожидать будем помоши; потому что Он даровал нам и настояшую радость. Потом, сказал: «яко во имя святое Его уповахом», испрашивает и милости равномерной надежде. Ибо говорит:

  • 21.

    яко о нем возвеселится сердце наше, и во имя святое его уповахом.

    См. Толкование на (Пс 32:20)

  • 22.

    «Буди, Господи милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя». Весьма великаго дерзновения слово сие, и смело для нас. Ибо кто имеет такое упование, чтобы безтрепетно сказать: соразмерь милость с моим упованием? Впрочем в священном Евангелии научает и сему Владыка: «ею же мерою мерите, возмерится вам» ((Мф 7:2)). Посему, приобретем, как совершенное и искреннее упование, так и жизнь, сообразную сь упованием, чтобы плодом сего иметь великую милость.

Ничего нет для сопоставления.