- 1.
«В конец, о заступлении утреннем, псалом Давиду». Псалом сей предвозвещает страдание и воскресение Владыки Христа, призвание язычников и спасение вселенной. Сие же дает видеть и надписание, потому что «заступление утреннее» есть пришествие нашего Спасителя, на подобие утра возсиявшее седящим во тме. Владыка есть свет истинный; восходящий же свет производит утро, с появлением котораго разсевается тма. Посему о Нем изречен псалом. Ибо священным Апостолам и самому Спасителю, ясно произнесшему о Себе начало псалма, больше должно верить, нежели предприемлющим толковать оный иначе.
- 2.
«Боже Боже Мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси». Пригвожденный же к древу Владыка изрек слова сии, употребив самыя еврейския речения: «Или Или, лима савахвани» ((Мф 27:46)). Как же можно отвергать свидетельство самой Истины? Говорит же, что Он оставлен, потому что, хотя ни единаго греха не совершено Им, однако же предан смерти, которая прияла власть над согрешившими. Посему называет оставлением не отлучение соединеннаго Божества, как полагали некоторые, но попущение совершиться страданию. Ибо присуще было Божество и страждущему зраку раба, и попустило пострадать, устрояя спасение всему естеству, впрочем само не потерпело оттого страдания. Ибо возможно ли было пострадать естеству безстрастному? Изрекает же сие Владыка Христос, как человек. И поелику был Он начатком человеческаго естества, то за все естество произносит слова в присовокупленном:
«Далече от спасения Моего словеса грехопадений Моих». Должно же знать, что ни один из других переводчиков не упомянул о грехопадениях; напротив того Акила перевел: рыдания моего. Симмах: сетований моих, Феодотион: вопля моего. Но чтобы не подумали, будто пользуемся здесь другими переводчиками с умыслом обличить толковавших псалом сей иначе, будем держаться перевода Седмидесяти; потому-что, принимая во внимание выражение Седмидесяти, толковники сии утверждали, что псалом не приличен Спасителю. Они говорили: как возможно несогрешившему сказать: «далеча от спасения Моего словеса грехопадений Моих?» Посему пусть слышат великаго Иоанна, который взывает: «се Агнец Божий, вземляй грехи мира» ((Ин 1:29)); и божественнаго Павла, который говорит: «неведевшаго греха по нас грех сотвори, да мы будем правда о Нем» ((2Кор 5:21)); и еще: «Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва» ((Гал 5:13)). Поэтому, как, будучи источником правды, воспринял на Себя наш грех, и будучи морем благословения, приял на Себя наложенную на нас клятву, и «крест претерпе, о срамоте нерадив» ((Евр 12:2)); так за нас произнес и сии слова. Ибо, если добровольно подверг Себя наказанию нам определенному, «наказание бо мира нашего на Нем», как говорит Пророк ((Ис 53:5)): тем паче вместо нас изрек за нас сии слова, и взывает: «далече от спасения Моего словеса грехопадений Моих». Не взирай, говорит, на прегрешения естества, но даруй спасения за мои страдания. И поелику, по человечеству терпя страдание, во время онаго неоднократно молился, говоря: «Отче, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия» ((Мф 26:39)), и с печалию сказал: «прискорбна есть душа Моя до смерти» ((Мф 26:38)); то и псалом предвещая сие, справдливо изрек:
- 3.
«Боже Мой, воззову во дни и не услышиши: и в нощи, и не в безумие Мне». Или по переводу прочих: и в нощи, и не молчание; то есть, день и ночь взывал Я непрестанно, и не могь умолчать; а Ты не услышал, но предал страданию. Впрочем знаю тайну сего домостроительства. Ибо сие выражают слова: «и не в безумие Мне». Уразумел Я, что не напрасно отлагал ты исполнение прошения, но домостроительствуя в страдании нечто великое и спасительное.
- 4.
«Ты же во святем живеши, хвало Израилева». Всего же необычайнее то, что совершается страдание, тогда как Ты обитаешь в святом теле сем. Хвалою же Израилевою именует Его Пророк, как восхваляемаго и песнословимаго собственными Своими служителями. Ибо вместо слова: «хвало» другие переводчики употребили слово: песнопение.
- 5.
Ст. 5-6 «На Тя уповаша отцы наши». Показывает и пользу упования.
«Уповаша, и избавил еси я:» «К Тебе воззваша, и спасошася: на Тя уповаша, и не постыдешася». Но ясно знаю, говорит он, что все отцы наши на Твою помощь возлагали упование, и не обманулись в надежде, и призвав Тебя в помощь, пользовались Твоим промышлением.
- 6.
к тебе воззваша, и спасошася: на тя уповаша, и не постыдешася.
См. Толкование на (Пс 21:5)
- 7.
«Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков, и уничижение людей». Подобно червю малозначителным казался Я, и соделался предметом осмеяния. Иные же говорили, что под образом червя разумеется и рождение от девы, потому что червь получает бытие не от совокупления. Но думаю, что здесь червем означается только уничижение. И догадываюсь так, потому что сказано:
- 8.
Ст. 8-9 «Вси видящии Мя поругашамися, глаголаша устнама, покиваша главою». «Упова на Господа, да избавит Его: да спасет Его, яко хощет Его». И сие написано в священном Евангелии. Ибо сказано: «покивающе главами» говорили: «иныя спасе, Себе ли не может спасти» ((Мф 27:39), 42)? И один из разбойников сказал: если Ты Сын Божий, «спаси Себе и наю» ((Лк 23:39)). А найдем также в священном Евангелии и сии слова: «упова на Господа, да избавит Его: да спасет Его, яко хощет Его» ((Мф 27:43)).
- 9.
упова на Господа, да избавит его, да спасет его, яко хощет его.
См. Толкование на (Пс 21:8)
- 10.
Ст. 10-11 «Яко Ты еси исторгий Мя из чрева, упование Мое от сосцу матере Моея». «К Тебе привержен есмь от ложесн, от чрева матере Моея Бог Мой еси Ты». Сие предрек и блаженный Исаия. Ибо, сказав: «се дева во чреве зачнет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил», присовокупил: «масло и мед снесть, прежде неже разумети Ему благое или злое, отринет лукавое, еже избрати благое» ((Ис 7:14)). Посему и блаженный Давид, представляя лице Владыки Христа, говорит: Ты создал Меня в утробе, и потом извел из нея, и питаясь еще млеком, припадая к матерним сосцам, надежды Мои возвергал Я на Твою попечительность.
- 11.
К тебе привержен есмь от ложесн, от чрева матере моея Бог мой еси ты.
См. Толкование на (Пс 21:10)
- 12.
Ст. 12-14 «Да неотступиши от Мене. яко скорбь близ, яко несть помогаяй Ми». Ибо оставил Его тогда и сонм учеников. Потом Пророк предсказывает виды скорбей. «Обыдоша Мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша Мя». «Отверзоша на Мя уста Своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй». Тельцами называет Пророк священников и книжников, которым вверено было начальство над народом, и которые поступали весьма нагло, а юнцами – подчиненных им. Именует же их тучными, как наслаждавшихся благами от Него подаваемыми. Ибо так предрек великий Моисей; «и яде Иаков, и насытися, и отвержеся возлюбленный: уты, утолсте, расшире: и остави» Господа «сотворшаго Его» ((Втор 32:15)). И блаженный Осия уподобляет народ Божий буйной юнице: «зане якоже юница стрекалом стречема разсвирепе» Ефрем ((Ос 4:16)). Ефремом же наименовал народ. Так говорит: и «Ефрем юница наученная, еже любити прение» ((Ос 10:11)), то есть, любит ссоры и упорство; потому что прением (νεΗκος) называет не победу, но упорство, и показывая следуюшее за сим унижение, присовокупляет: «Аз же наступлю на доброты выи ея», смирю горделивую выю ея, и наложу иго рабства. Посему и псалом предызображает востание архиереев, книжников и фарисеев, которые, подражая буйству тельцев и неистовству львов, окружали Владыку Христа.
- 13.
Обыдоша мя телцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя:
См. Толкование на (Пс 21:12)
- 14.
отверзоша на мя уста своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй.
См. Толкование на (Пс 21:12)
- 15.
Ст. 15-16 «Яко вода излияхся», и разсыпашася «вся кости Моя». Костями называет священных Апостолов; потому что и Церковь называет телом; а крепость тела – кости, ими поддерживается все мягкое и распадающееся в теле. Во время же страдания все Апостолы разсеялись, разделившись туда и сюда, подобно воде.
«Бысть сердце Мое яко воск таяй посреде чрева Моего». «Изсше яко скудель крепость Моя, и язык Мой прильпе к гортани Моему, и в персть смерти свел Мя еси». И это все совершилось во время страдания; потому что сердце разлиялось от страха, как воск от огня, и крепость не оказала прежней действенности. Да и язык пребыл неподвижным. Божественные Евангелисты извещают нас, что многократно вопрошаемый ничего не отвечал. А по страдании предан гробу, что Пророк наименовал перстию смерти, потому что предаваемых погребению покрывают перстию.
- 16.
Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси.
См. Толкование на (Пс 21:15)
- 17.
Ст. 17-18 «Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша Мя» После Иудеев упоминает о воинстве языческом; потому что язычникам предали Его Иудеи. Посему пророчество сохранило и порядок событий. Справедливо же наименовал Иудеев тельцами, а язычников псами. Ибо сказано: «несть добро отъяти хлеба чадом» и отдать «псом» ((Мф 15:26)). Впрочем, по страдании, бывшие древле псами по вере вступили в чин сынов, а пользовавшиеся древле попечительностию, как сыны, прияли именование псов; потому что подобно псам возъярились на Владыку. О них взывает блаженный Павел: «блюдитеся от псов, блюдитеся от злых делателей, блюдитеся от сечения» ((Флп 3:2)). И пророческое слово, наименовав их псами, изрекло: «сонм лукавых одержаша Мя». А потом описывает, на что отважились они.
«Ископаша руце Мои и нозе Мои:». «Исчетоша вся кости Моя». И сие явно и ясно даже для самых упорных. Ибо, слышим в священном Евангелии, Сам Господь говорит святым Своим ученикам: «видите руце Мои и нозе Мои, яко сам Аз есмь» ((Лк 24:39)). Да и Фоме показал язвы гвоздиныя и язву от копия. Сказанное же: «исчетоша вся кости Моя» означает пригвождавшие так напрягли тело Мое, что, если бы кто пожелал, не трудно было бы ему узнать число костей. «Тии же смотриша и презреша Мя» то есть, издевались и смеялись надо Мною.
- 18.
Изчетоша вся кости моя: тии же смотриша и презреша мя.
См. Толкование на (Пс 21:17)
- 19.
«Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий». И о сем ясно извещает священная евангельская история.
- 20.
«Ты же Господи не удали помощь Твою от Мене, на заступление мое вонми».
- 21.
«Избави от оружия душу Мою: и из руки песии единородную Мою».
- 22.
«Спаси Мя от уст львовых, и от рог единорожь смирение Мое». Поелику, говорит, нет у Меня никакой человеческой помощи, то да будет у Меня Твое заступление, и да избавлюсь, как от них, так и от того, кто действует чрез них, и наступает на Меня подобно псу и льву. Ибо львом, псом и единорогом называет «имущаго», по апостольскому слову, «державу смерти, сиречь, диавола» ((Евр 2:14)), который и во время страдания наступал на Него подобно зверю, нанося смерть. Сие и Господь сказал в Божественном Евангелии: «ныне суд есть миру сему: ныне князь мира сего изгнан будет вон» ((Ин 12:31)); и еще: «грядет сего мира князь, и во Мне» не обретет «ничесоже» ((Ин 14:30)). Однако же, и не обретши ничего такого, чего искал (а искал укоризн греха), безстыдно и крайне несправедливо предал смерти. Потерпел же Он несправедливость, устроя то, чтобы разрушить общую смерть.
- 23.
«Повем имя Твое братии моей: посреде церкве воспою Тя». И отсюда явствует, что вещал сие по человечеству, потому что по человечеству претерпел сказанное Им. Ибо уверовавших в Него называет братиями; но они братия Ему, как человеку; потому что как Бог, Он Владыка и Господь, а как человек, именуется и братом. Он есть единородный и первородный; и одно приличествует Ему, как Богу и Господу, а другое, как человеку. Как Богь рожден один, и именуется единородным. А как человек, назван и первородным. И свидетель сему Апостол, который говорит: «яко быти Ему первородну во многих братиях» ((Рим 8:29)). Посему, говорит, поведав сие братиям Моим, чрез них воспою Тебя, соделав, что они сложат Тебе сие песнопение. Потом исполняет обещание.
- 24.
«Боящиися Господа, восхвалите Его, все семя Иаковле прославите Его, да убоится же от Него все семя Израилево». Поелику Церковь составилась и из язычников и из Иудеев; то тех и других возбуждает к песнопению, именуя одних по прародителю Иаковом и Израилем, а других богобоязненными по добродетели, которой одной достаточно, чтобы украшать вместо рода. Но в обычае было именовать так и Иудеев, приступающих к закону из язычников. И сему научает нас история Деяний. Ибо божественный Апостол, говоря к народу, выразился так: «мужие Израильтяне и боящиися в вас Бога» ((Деян 13:16)).
- 25.
«Яко не уничижи, ниже негодова молитвы нищаго, ниже отврати лице Свое от Мене, и егда воззвах к Нему, услыша Мя». Воспойте, говорит, соделавшагося для вас виновником сего спасения, который не восхотел презреть уничиженнейшаго естества вашего, и Моим воскресением соделал ваше спасение. После сего дает видеть равенство со Отцем, какое имеет как Богь. Ибо присовокупил:
- 26.
«От Тебе похвала моя, в церкви велицей исповемся Тебе». Как Я делаю Тебя ведомым для человеков; так и Ты научаешь всех человеков воздавать Мне туже честь, то изрекая: «сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте» ((Мф 17:5)), то вещая: и «прославих» Тебя «и паки прославлю» ((Ин 12:28)). Так в откровении дал ведение о Нем Петру, так открыл Павлу, так чрез них опять человекам. Ибо церковию великою Пророк наименовал Церковь простирающуюся до пределов земли.
«Молитвы Моя воздам пред боящимися Его». Молитвами (εὐχή) называет здесь не моления, но обеты. Ибо сие различие в значении знает и закон: «аще обещаеши обет» (εὔξῃ εὐχὴν) «Господеви» ((Втор 23:21)), то есть, дашь какое-либо обещание Богу. Итак, поелику выше обещал чрез уверовавших в Него воспеть хвалу; то здесь яснее высказывает, что обещания приведет в исполнение, чтобы поучающиеся в словесах Божиих из самых событий дознали истину слов сих. Поелику же упомянул о Церкви, то по необходимости делает о ней предречения, и предвещает призвание всех народов. Ибо их именует убогими, как издревле не имевших богатства благочестия, но порабощенных убожеству неведения.
- 27.
«Ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его». Насытятся не все, потому что не все покорились Евангелию, но восприявшие божественное желание. О сих-то алчущих и жаждущих сказал, что насытятся, насладившись безсмертной снеди. Известная же нам сия божественная снедь – и духовное учение, и таинственная безсмертная вечеря, о которой знают сподобившиеся тайноводства.
«Жива будут сердца их в век века», потому что и тленные еще обложенные телом, но воодушевленные надеждою воскресения, ожидают жизни вечной.
- 28.
«Помянутся и обратятся ко Господу вси концы земли». Хорошо сказано: «помянутся», потому что, получив бытие от Бога, забыли Создавшаго. «Вси концы земли» не один народ, и не два народа, но из всех народов по вселенной притекут тысячи, и с усердием приимут свет Боговедения. «И поклонятся пред Ним вся отечествия язык. И научая, что владычество не чуждо, но собственно принадлежит Богу, присовокупил:
- 29.
«Яко Господне есть царствие, и Той обладает языки», потому что Бог есть не Иудеев только Бог, но Творец всего естества человеческаго. Так сказал и Апостол: «или Иудеев Бог токмо, а не и языков? ей и языков. Понеже един Бог, иже оправдит обрезание от веры, и не обрезание верою» ((Рим 3:29)).
- 30.
Ст. 30-32 «Ядоша и поклонишася вси тучнии земли: пред Ним припадут вси низходящии в землю». Ибо ядущие и насытившиеся, свидетельствуя благодарность за безсмертную снедь, как Богу поклонятся Подателю сего. И поелику в предыдушем стихе упомянул об одних тучных, соделавшихся таковыми от сей божественной снеди, то кстати присовокупил: «пред Ним припадут вси низходящии в землю», потому что, по воскресении из мертвых, одни добровольно, а другие невольно; одни из любви, а другие из страха, воздадут Богу сие поклонение, по оному апостольскому слову: Ему «поклонится всяко колено небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» ((Флп 2:10)).
«И душа Моя Тому живет». «И семя Мое поработает Ему». А семя Владыки Христа – возрожденные банею пакибытия и приявшие дарование сыноположения. Потому сказал, что Его «душа Тому живет», а не работает, семя же Его работает, потому что восприятое естество соединено с восприявшим Божеством и соделалось причастно той же славы и чести.
«Возвестит Господеви род грядущий:». «И возвестят правду Его людем родитися имущим, яже сотвори Господь». Не этот разумею род, говорит Пророк, при котором предвозвещаю сие я, Давид. Но говорю о роде грядущем, о народе родиться имущем, который составил Сам Господь всяческих. Итак все сие предвозвестил Пророк; а я плачу о непонятливости Иудеев, о том, что, непрестанно читая словеса Божия, не усматривают сияющей в них истины, но утверждают, что псалом изречен о Давиде, хотя слышат, как сам он взывает: «возвестит Господеви род грядущий, и возвестят правду Его людем родитися имущим, яже сотвори Господь. Помянутся и обратятся ко Господу вси концы земли, и поклонятся пред Ним вся отечествия язык. И ядоша, и поклонишася Ему вси тучнии земли». Ибо видим, что ничего подобнаго не совершилось при Давиде и при ком либо из потомков Давидовых. Единый же есть Владыка Христос, от Давида по плоти вочеловечившийся Бог-Слово, и от Давида приявший рабий зрак; потому что всю землю и море исполнил Боговедения, и издревле преданных заблуждению, приносящих поклонение идолам, убедил вместо не сущих богов поклоняться Богу истинному. Но, оставив разглагольствие с Иудеями, приступим к предлежащим подвигам, к изъяснению прочих псалмов.
- 31.
И семя мое поработает ему: возвестит Господеви род грядущий:
См. Толкование на (Пс 21:30)
- 32.
И возвестят правду его людем рождшымся, яже сотвори Господь.
См. Толкование на (Пс 21:30)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Псалтирь > Глава 21
Глава 21
Ничего нет для сопоставления.