< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53

Глава 28

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    «Псалом Давиду, исхода Скинии». И сего надписания не нашел я в Екзаплах, но оно есть в некоторых списках. На основании же онаго некоторые из писателей заключали, что блаженный Давид изрек псалом сей, когда переносил кивот. Но подобной мысли вовсе не заключается в изречениях псалма; потому что псалом предвещает нечто иное. Содержит же в себе два совокупно пророчества, из которых одно применимо к царю Езекии, а другое к общему нашему Царю, который, разсеяв идольскую прелесть, просветил вселенную лучами Боговедения. И я скажу кратко о пророчестве, относящемся к Езекии, и пространнее о пророчестве нас касающемся, как более требующем нашего внимания. Чудный Езекия, одержав верх над Сириянами, и обрадованный необычайностию победы, дает повеление, чтобы народ воздал за сие Богу жертвами, принес Ему песнопения и славословие, и совершил служение по закону во дворе Его святом; потому что храм для многих был недоступен, и вход в него дозволялся только священникам. Потом объясняет причину сего, указуя на поражение Богом Ассириян, упоминая вместе о громе и молнии, и множество врагов в переносном смысле именуя множеством вод. После сего называет их еще кедрами, давая тем видеть их гордость и многочисленность; и говорит, что они сокрушены, а возлюбленный народ уподобился сыну единорога, как поклоняющийся единому Богу, и Им разсыпавший многия тьмы наступавших неприятелей. При сем внушает, что врагов, подобно пламени, Бог пресек и разсеял, поколебал дружину неведующую Бога, и место, по множеству ополчившихся на нем уподоблявшееся дубраве, очистил от расположившихся там станом, а нас, которые предавались боязливости еленей, укрепил и сделал, что не в бегство обратились мы, но устояли на месте. Посему-то справедливость требует, чтобы мы притекли во храм, и в песнопениях возблагодарили Бога; потому что, освободив нас от врагов, дает нам возможность, и то, чтó вне оград разорено врагами и как бы смыто потопом, вновь соорудить и заселить. Ибо удобно исправим все, имея вечнаго Царя, Который дал нам победу, даровал и мир. Итак, что настоящий псалом изречен о блаженном Езекии, сие ясно дает нам видеть истолкование онаго. Поелику же ветхий завет есть образ новаго; то, сличив тело с тению, покажем их сходство. Там царь благочестивый; а здесь Учитель благочестия Христос: там народ покорный царю, а здесь народ спасаемый Христом; там брань воздвигнутая Ассириянами и их погибель, а здесь востание демонов и их сокрушение. Посему-то благодать Духа дает повеление, чтобы священные Апостолы проповедали язычникам спасение, и уверовавших привели к Богу. Ибо сынами Божиими называет Пророк Апостолов, как нареченных братиями Христовыми. Сказано: скажите братии Моей, что предварю вас в Галилеи ((Мф 28:10)); а сынами овними названы уверовавшие из язычников, как родившиеся от отцев, не имеющих разума.

    Ст. 1-2 «Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви сыны овни, принесите Господеви славу и честь»: «Принесите Господеви славу имени Его: поклонитеся Господеви во дворе святем Его». Вы, говорит Пророк, уверовавшие в божественную проповедь и нареченные сынами Божиими, со всем усердием пронесите повсюду божественную проповедь, воспитанных в неразумии соделайте разумными, и их первых принесите в дар Богу. Потом чрез них воздайте чествование и возгласите песнопения в домах Божиих, прославляя Благодетеля. Сие сходно с тем, что и Спаситель сказал священным Апостолам: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ((Мф 28:19)). Ибо и псалом, в след за сказанным выше, упомянул о священных водах.

  • 2.

    принесите Господеви славу имени его: поклонитеся Господеви во дворе святем его.

    См. Толкование на (Пс 28:1)

  • 3.

    «Глас Господень на водах, Бог славы возгреме». Слово сие предрекает пришедший с неба на Иордане глас: «сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» ((Мф 3:17)). Пророк же наименовал его громом, как несущийся по целой вселенной в священном Евангелии. Так сынами громовыми назвал Господь чету Апостолов за сверхъестественное и божественное изглашение ими Богословия.

    «Господь на водах многих». Ибо не один только Иордан приял оную благодать; но по всей земле и на море совершается таинство крещения, при освящении воднаго естества божественным призыванием. За сим псалом предвозвещает данную Апостолам силу.

  • 4.

    «Глас Господень в крепости, глас Господень в великолепии». Согласно с сим научает нас и история Деяний. Ибо из оной узнаем, что Владыка Христос, пред вознесением Своим на небо, повелевал святым Своим ученикам, говоря: «вы же» пребывайте во граде сем, «дондеже облечетеся силою свыше» ((Лк 24:29)); и, по прошествии десяти дней, в праздник Пятьдесятницы, «бысть глас с небеси, якоже носиму дыханию бурну, и исполни дом, идеже бяху седяще»: и были «им разделени языцы яко огненни, и седе на едином коемждо их» ((Деян 2:3)). Гласом же называет Пророк благодать Духа, исполнившую Апостолов крепости и силы, и бедным давшую великолепие. Потом показывает он, что совершили укрепленные сим гласом.

  • 5.

    «Глас Господа, сокрушающаго кедры: и стрыет Господь кедры ливанския». Сими словами означает Пророк истребление идолов. Поелику высоки были в древности идольския капища, не доставлявшия никакого плода чествовавшим; то Пророк уподобил их кедрам ливанским, которые высоки, но не приносят годнаго в снедь плода.

  • 6.

    «И истнит я яко тельца Ливанска». Ливаном Писание неоднократно называет и Иерусалим. Ибо сказано: «отверзи Ливане двери твоя, и да пояст огнь кедри твоя» ((Зах 11:1)). А телец ливанский есть слитый Израильтянами при Хориве. Ибо сказано: «сотвориша тельца в Хориве, и поклонишася истуканному» ((Пс 105:19)). Но законодатель Моисей сокрушил и истнил его. Посему говорит Пророк, что, подобно ему, будут стерты в прах и уничтожены все идолы во вселенной.

    «И возлюбленный яко сын единорожь». Народ уверовавший, избавившийся от оной прелести, и потому названный возлюбленным, будет непобедим и не преоборим, как освободившийся от многобожия и чествующий единое Божество.

  • 7.

    «Глас Господа, пресецающаго пламень огня»: потому что лик священных Апостолов, прияв огневидную благодать Всесвятаго Духа, просветился, но не был попален. А будущей жизни уделена двоякая действенность огня: подвижников добродетели будет он просвещать, а делателей порока – сожигать. Почему наказание беззаконных и огнем именуется, и называется тмою, по неявлению там светоносной силы огня.

  • 8.

    «Глас Господа, стрясающаго пустыню: и стрясет Господь пустыню Каддийскую». Симмах перевел: не «стрясающаго», но пораждающаго; а Акила – болезнующаго родами. О сей же пустыне предвозвещает и Исаия, говоря: «радуйся пустыня жаждущая, да веселится пустыня, и да цветет яко крин» ((Ис 35:1)). Пустынею же называет Пророк язычников, как лишенных древле ведения о Боге. И о них-то божественный Исаия сказал, что процветут, а блаженный Давид, что поболят и родят. Подобно же сему сказанное у Исаии в другом месте: «возвеселися неплоды нераждающая, возгласи и возопий не чревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа» ((Ис 54:1)). Сию же пустыню стрясаюший Владыка (стрясение означает пришествие Божие) уготовит к рождению спасения, согласно с пророчеством, вещающим: «страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом, и родихом Дух спасения Твоего, егоже» сотворил еси «на земли» ((Ис 26:18)). Посему-то называет Пророк пустыню Каддийскою, то есть, святою; потому что сие значит в переводе слово Кадис.

  • 9.

    «Глас Господень, свершающий елени, и открыет дубравы». Еленям свойственно пренебрегать пресмыкающихся животных. Сию же власть даровал Владыка и священнным Апостолам. Ибо говорит: «се даю вам власть наступати на змию, и на скорпию, и на всю силу вражию» ((Лк 10:19)). Укрепившись словом сим, изгнали они обольстителей вселенной демонов, и обнаружили идольскую немощь. И сие предвозвестило пророческое слово: «глас Господень, свершающий елени, и открыет дубравы». Ибо то и необычайно, что посредством еленей истребил множество всякаго рода зверей, посредством людей некнижных обличил безплодие философов, посредством рыбарей прекратил мучительство диавола. Дубравами же наименовал Пророк идольския капища, как совершенно безплодныя. Ибо таковы чащи, или дубравы, которыя у хороших земледельцев в обычае вырубать, чтобы, очистив занимаемую ими землю, насадить на ней плодовитыя дерева, или засеять ее годными в снедь семенами. Сие-то совершили и земледелатели вселенной; потому что, с корнем исторгнув идольския капища, вместо них насадили божественныя церкви. Посему-то «в храме Его всякий глаголет славу, необычайно великим делом сим возбуждаемый к песнопению».

  • 10.

    «Господь потоп населяет, и сядет Господь царь в век»; потому что вселенную, наводненную потоком беззакония, возсоздаст, обновит и соделает новою тварию. Почему и блаженный Павел взывает: «аще кто во Христе, нова тварь» ((2Кор 5:17)). Совершив же сие, говорит Пророк, не попустит уже иметь место нечестию, но будет царствовать в век.

  • 11.

    «Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром». А сим предвозвестил Пророк и востания нечестивых, и одоление победоносных мучеников, и дарованный после сего мир Церкви: «Господь крепость людем Своим даст», то есть, во время брани, и «благословит люди Своя миром», прекратив долговременную брань.

Ничего нет для сопоставления.