- 1.
«Псалом Давиду».«К Тебе Господи воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене: да не когда премолчиши от мене, и уподоблюся низходящим в ров». Псалом сей изречен Давидом, когда был он гоним Саулом, и злоумышляли против него мнимые друзья, доносили на него, и покушались открыть его Саулу. Таков был Доик, таковы были Зифеи и кроме них многие другие. Приличествуют же, как сей псалом, так и предшествующие ему псалмы, всякому впадшему в подобныя бедствия. Ибо кто хочет, тому возможно, подобно блаженному Давиду, и быть терпеливым, и умолять Бога, и сподобиться Его промышления. Слово «воззову» Пророк употребил, разумея не голос, но усердие, усильную и ревностную молитву. Оборот же речи: «не премолчиши от мене» заимствован от тех, которых просят, но они не хотят ничего отвечать. Поэтому, если «премолчиши от мене», и лишишь меня Своей помощи, говорит Пророк, то немедленно предан буду смерти. Ее назвал он рвом; потому что на подобие рва искапывается могила.
- 2.
«Услыши Господи глас моления моего, внегда молитимися к Тебе, внегда воздети ми руце мои к храму святому Твоему». Храм не был еще построен; храмом же именует Пророк скинию, в которой молился, будучи далек от нея телом, но устремляя туда ум. Так и блаженный Даниил, молясь в Вавилоне, открывал окна, обращенныя к Иерусалиму, не в том предположении, что Божество описуется там местом, но зная бывшее там Божественное явление.
- 3.
«Не привлецы мене со грешники, и с делающими неправду не погуби мене, глаголющими мир с ближними своими, злая же в сердцах своих». Блаженный Давид молится, чтобы не иметь ему никакого общения с поступающими двоедушно; он говорит: гнусны для меня те, которые одно говорят, а другое думают. По сей-то причине желает, чтобы пожали они возмездия, соответственныя их начинаниям. Ибо говорит:
- 4.
«Даждь им, Господи, по делом их и по лукавству начинаний их, по делом руку их даждь им, воздаждь воздаяние их им». Никто да не подумает, что праведник желает зла врагам; потому что сказанное им есть не зложелание, но справедливый приговор. Ибо говорит: «воздаждь воздаяние их им», то есть, пусть впадут в собственныя козни, какия устрояют другим. Сие сказал он и в седмом псалме: «обратися болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет» ((Пс 7:17)). Потом объясняет причину наказания.
- 5.
«Яко не разумеша в дела Господня и в дела руку Его». Так поступали они, говорит Пророк, не пожелав изучить ни слова, ни дела Божия. Посему «разориша я, и не созиждеши я:», потому что для худых домостроителей полезно разорение лукаваго домостроительства. Из сего также видно, что сказанное выше изрек пророчественно, не зложелательствуя им, но предрекая будущее. Ибо не сказал: разори, но: «разориши и не созиждеши». Потом, научаемый божественным откровением, и издалека предусмотрев будущую помощь, подвигнул язык к песнопению.
- 6.
Ст. 6-7 «Благословен Господь, яко услыша глас моления моего». «Господь помощник мой, и защититель мой». И показывая причину скорой помощи, присовокупил: «на Него упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя». Надежда на Бога была причиною сего о мне промышления. Почему, избавившись от злостраданий в бегстве, ожил я, разцвел и возвратил себе прежнее здравие вследствие благодушия.
«И волею моею исповемся Ему», то есть, не принужденное, но добровольное, приношу Ему песнопение. Так и в другом месте говорит: «волею пожру Тебе» ((Пс 53:8)); и еще: «вольная уст моих благоволи же, Господи» ((Пс 118:108)).
- 7.
Господь помощник мой и защититель мой: на него упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя: и волею моею исповемся ему.
См. Толкование на (Пс 27:6)
- 8.
«Господь утверждение людей Своих и защититель спасений христа Своего есть». Песнословлю же Его, как благаго Владыку, щедро подающаго крепость, силу и спасение царю и народу. Ибо называет себя христом, как царя, потому что имя сие было общее царям, Пророкам и священникам.
- 9.
«Спаси люди Твоя, и благослови достояние Твое, и упаси я, и возми я до века». Посему преподай, говорит, сие благословение и спасение народу Твоему, управляя им, пася и делая его победителем врагов. И молитва сия о народе прилична царю. Достойно же удивления в великом Давиде, что и гонимый народом, (потому что и народ вместе с Саулом вооружался на Давида), приносит за него молитву Богу. Ибо предвидел он будущую перемену в народе, и взирал не на обиду, а на будущую покорность.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Псалтирь > Глава 27
Глава 27
Ничего нет для сопоставления.