- 1.
«Псалом Асафу». Это – наставник особаго лика псалмопевцев, как дает знать книга Паралипоменон ((1Пар 25:26)). Ибо псалмы, пред сим изъясненные и начинающиеся псалмом сорок первым, поручено было петь сынам Кореевым, которые сами были начальниками другаго лика. А есть и другие псалмы, в надписании которых находится их имя, и которые, если даст Бог, объясним мы. Настоящий же псалом, приписываемый Асафу, согласен с псалмом ему предшествующим; потому что предвозвещает также будущий суд и пришествие Бога и Спасителя нашего; предвозвещает вместе и новый завет, показывая, что служение подзаконное Богу не угодно.
«Бог богов Господь глагола, и призва землю от восток солнца до запад». Предыдущий псалом призывал к слышанию учения всех людей, а этот призывает все концы вселенной. Ибо сие означают слова: «от восток солнца до запад». А сказанное: «Бог богов» три переводчика истолковали иначе: Бог крепкий, возглаголав, призвал землю. Но семьдесят именуют богами тех, которым дано право начальствовать и судить, что свойственно единому Богу. Сему научает нас псалом восемьдесят первый, надписанный также Асафу. Ибо сказав: «Бог ста в сонме богов: посреде же боги разсудит», Пророк присовокупил: «доколе судите неправду и лица грешников приемлете? Судите сиру и убогу, смиренна и нища оправдайте» ((Пс 81:1)); а сие свойственно иереям и всем другим, кому поручечено творить суд. Так и закон предписывает: «богов да не злословиши, и князю людей твоих да» не речеши зла ((Исх 22:28)). В смысле же более собственном богами могут быть названы сотворенные по образу Божию и сохранившие сей образ неизмененным, потому что их-то Бог и собирает вселенную на суд.
- 2.
«От Сиона благолепие красоты его». Он самый на Сионе явил Свое благолепие и Свою красоту, приял спасительныя страдания, и в изъясненных псалмах назван красным добротою паче сынов человеческих.
- 3.
«Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит». Не думайте, что второе пришествие Его будет таково же, как и первое. Тогда велелепие Свое сокрыл Он в уничижении и нищете; а теперь всем явственно покажет Свое владычество и царское достоинство, не долготерпением уже водясь, но судя правдиво.
«Огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зелна». Сие зрел блаженный Даниил. Ибо говорит: «река огненна течаше исходящи пред Ним: престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящь» ((Дан 7:9)).
- 4.
«Призовет небо свыше, и землю, разсудити люди Своя». И во время законоположения повелел блаженному Моисею собрать народ, и засвидетельствовать небом и землею: что и сделал Моисей, дав такое начало своей песни: «вонми небо, и возглаголю, и да слышит земля глаголы уст моих» ((Быт 21:30)). Так Иаков и Лаван назвали холм «холмом свидетельства» ((Быт 31:47)).
- 5.
Ст. 5-6 «Соберите Ему преподобныя Его, завещающия завет Его о жертвах». «И возвестят небеса правду Его: яко Бог судия есть». В сказанном выше Пророк показал, что суд Его страшен; а в сих и следующих словах открывает несовершенство подзаконнаго служения и небогоугодность приносимых жертв. Преподобными же называет Моисея, Аарона, Елеазара, Финееса и всех, которые после них священствовали под законом. Им-то повелевает Бог собраться, не для того, чтобы подвергнуть их наказанию, как мысливших что-либо противное (потому что Богом дан закон, и закону повинуясь, каждый из поименованных нами приносил жертвы); но чтобы посредством настоящаго показать им собственную Свою цель и, положив конец учению, которое прилично было младенцам, преподать учения совершенныя. По совершении же сего, говорит Пророк, дивятся небеса правдивости определения, а под небесами разумеет небесныя Силы.
- 6.
И возвестят небеса правду его: яко Бог судия есть.
См. Толкование на (Пс 49:5)
- 7.
«Услышите людие Мои, и возглаголю вам». И показывая, к какому народу обращает речь, присовокупил: «Израилю, и засвидетельствую тебе». А потом открывает владычество Свое: «Бог, Бог твой есмь Аз», Я освободил тебя от египетскаго рабства, даровал путь чрез море, препитал в пустыни, дал тебе оный закон. Не иного законодателя, признавай во Мне, усматривая разность законов.
- 8.
«Не о жертвах твоих обличу тя, всесожжения же твоя предо Мною суть выну». Не в нерадении о жертвах, говорит, буду обвинять тебя, потому что приносишь их непрестанно; но даю тебе совет, не в них поставлять праведность.
- 9.
не прииму от дому твоего телцев, ниже от стад твоих козлов.
См. Толкование на (Пс 49:8)
- 10.
Яко мои суть вси зверие дубравнии, скоти в горах и волове:
См. Толкование на (Пс 49:9)
- 11.
познах вся птицы небесныя, и красота селная со мною есть.
См. Толкование на (Пс 49:9)
- 12.
«Аще взалчу, не реку тебе: Моя бо есть вселенная, и исполнение ея». Если потребуется Мне пища, не имею нужны в твоем подаянии; потому что Я – вместе Творец и Владыка всякой твари. Потом дает видеть безстрастие естества Своего.
- 13.
«Еда ям мяса юнча? Или кровь козлов пию?» Так показав малосмысленность их, и внушив, что ради детскаго их разумения узаконил им древле приносить оныя жертвы, предварительно дает откровение о завете новом, и узаконяет жертву Ему благоугодную.
- 14.
Ст. 14-15 «Пожри Богови жертву хвалы, и воздаждь Вышнему молитвы твоя»: «И призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя». Благовременно открыл и досточтимое число Святыя Троицы, и совокупил оное с новым заветом; потому что с ним прияли мы и ведение о Святой Троице. Пророк же вводит разделение не для того, чтобы разделить действия неразделимой и Святой Троицы, а чтобы пророчески научить сему числу потомство. Посему говорит: «пожри Богови жертву хвалы, и воздаждь Вышнему молитвы твоя, и призови Мя в день скорби твоея». А из сего познаем три Лица, впрочем не в том смысле, что просимое подает или только Бог, или только Вышний, или приемлющий жертву хвалы. Ибо каждое Лице есть и Бог, и Вышний, и Податель благ. Жертвою же хвалы называет Пророк подобающия праведным песнопения, и молитвами – их обеты. Ибо так говорит и в псалме двадцать первом: «молитвы моя воздам пред боящимися Его» ((Пс 21:26)). Поелику же сказал: «не о жертвах твоих обличу тя»; то показывает наконец, в чем будет обличать.
- 15.
и призови мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши мя.
См. Толкование на (Пс 49:14)
- 16.
Ст. 16-17 «Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими?» «Ты же возненавидел еси наказание, и отвергл еси словеса Моя вспять». Поелику иные, когда погрешают другие, укоряют их и напоминают им Божии законы, а сами нарушают то, чему учат; то по справедливости обращает к таковым слово, говоря: почему же, величаясь Моими оправданиями, так и иначе толкуя о законе, сами не извлекали из сего пользы, какую надлежало извлечь, и оказываете небрежение к словам Моим? Пророк описывает и самыя преступления, на какия они отважились.
- 17.
Ты же возненавидел еси наказание и отвергл еси словеса моя вспять.
См. Толкование на (Пс 49:16)
- 18.
Ст. 18-20 «Аще видел еси татя, текл еси с ним, и с прелюбодеем участие твое полагал еси». «Уста твоя умножиша злобу, и язык твой сплеташе льщения». «Седя на брата твоего клеветал еси, и на сына матери твоея полагал еси соблазн». Многочисленны и разнообразны преступления закона, на которыя ты отваживаешься; ибо, говоря словами Апостола, «глаголяй не прелюбы творите, прелюбы твориши» (Рим.22:22), и делаешься содейственником и сообщником отваживающихся на подобное. Лишив уста истины, наполнил ты их ложью и лукавством; притворство изощряет язык твой. А потому пренебрегаешь родство, попираешь законы естества, в тайне соплетаешь козни братьям, не перестаешь и очернять словом и уготовлять зло самым делом. Так, изобразив беззаконие их, дает знать, какое у Него долготерпение, и также предсказывает, какое наложит наказание.
- 19.
уста твоя умножиша злобу, и язык твой сплеташе льщения:
См. Толкование на (Пс 49:18)
- 20.
седя на брата твоего клеветал еси и на сына матере твоея полагал еси соблазн
См. Толкование на (Пс 49:18)
- 21.
«Сия сотворил еси, и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен». Я видя, на что отваживаешься ты, и водясь долготерпением, ожидаю покаяния. А ты и долготерпение обратил в повод к злочестию, предположив, что, услаждаясь твоим беззаконием, не налагаю на тебя наказания. Поэтому «обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя». Поелику не исцелили тебя легкия врачевства долготерпения, то приготовлю для тебя врачевства сильно действующия, наложу на тебя клеймо обличений. А сие согласно с оным апостольским изречением: «неведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет, по жестокости Твоей и непокаянному сердцу собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия, Иже воздаст коемуждо по делом его» ((Рим 2:4)). Так, после угроз наказанием, Человеколюбец снова предлагает увещание.
- 22.
«Разумейте убо сия забывающии Бога, да не когда похитит, и не будет избавляяй»; то есть, тщательно размыслите обо всем сказанном. И недуговавшие забвением Бога, потому что забвение Бога ведет ко греху, уврачуйте язвы врачевствами покаяния, пока не похитила вас смерть, которая подобно льву нападает на людей, так что никто не в состоянии остановить сильнаго устремления ея. Потом Пророк обращается к новому законоположению, и им украшает окончание псалма.
- 23.
«Жертва хвалы прославит Мя: и тамо путь, имже явлю ему спасение Мое». Симмах же перевел это яснее: приносящий жертву вместо хвалы прославит Меня, и шествующему чинно явлю спасение Божие. Ибо надлежит не песнословить только Бога, и не жертву только хвалы приносить Ему, но и ходить чинно и благоустроять жизнь свою. Ибо таким образомь возможно улучить спасение от Бога. По переводу же седмидесяти, Бог говорит: услаждаюсь жертвою хвалы, ее признаю приличною для Меня славой, и приносящему сию жертву покажу за нее путь Мой, котораго конец – спасение от Бога. Надлежит же заметить, что здесь упомянуты два Лица; Бог говорит: «жертва прославит Мя». А сим указав на собственное свое Лице, присовокупил: «и тамо путь, имже явлю ему спасение» Божие. Ибо с новым заветом, наставляющим в том, что совершенно, должно быть соединено и совершенное учение Боговедения.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Псалтирь > Глава 49
Глава 49
Ничего нет для сопоставления.