- 1.
«В конец, сыном Кореевым, псалом». Божественный апостольский лик и язычникам повелевал уже возгласить Богу победную песнь, также и теперь подает совет тем же язычникам присовокупить к вере и добродетельную жизнь, и поучает суете богатства и тщете мирской мудрости, предсказывает будущий суд и достойное воздаяние. Потому псалом и надписуется: «в конец», как предвещающий о конце целой жизни.
- 2.
«Услышите сия, вси языцы, внушите, вси живущии по вселенней». Что Пророки преподавали учение одним Иудеям, известно это всякому; но здесь пророческое слово целую вселенную возбуждает к слушанию; сие же свойственно апостольской благодати; потому что Владыка Христос Апостолам поручил спасение всех народов. Им говорит Он: «шедше научите вся языки» ((Мф 28:19)). Посему явно, что от лица Апостолов произносятся слова сии не Иудеям только, и не тем или другим народам, но всему человеческому роду.
- 3.
«Земнороднии же и сынове человечестии». Пророк как бы так говорит: внимайте словам моим все жители городов и сел, люди образованные и грубые, все вообще и каждый порознь. Так перевел и Симмах, и вместо слов: «земнороднии и сынове человечестии» сказал: человечество, а также и сыны каждаго мужа, то есть, весь род вообще да внемлет словам моим, и каждый в частности да извлечет из них пользу.
«Вкупе богат и убог». Приимите совет мой вкупе и изобилующие богатством и живущие в нищете; потому что поучительное слово не различает ни богатства, ни нищеты.
- 4.
«Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум». «Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое». Произносимыя мною слова, говорит Пророк, исполнены премудрости, Изучил я сие, вняв слухом моим в глубине сокровенным словесам Господним; и что приял слухом, то, как на органе, изглашаю языком. А сим хочет сказать: не собственное что-либо поизношу я, а служу только органом Божией благодати. Притчами же называет иносказания. Ибо и Господь, с народом беседуя в притчах, объяснял сии притчи Апостолам дома. Пророк сказав сие как бы в виде предисловия, начинает потом увещание.
- 5.
Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое.
См. Толкование на (Пс 47:4)
- 6.
«Вскую боюся в день лют? Беззаконие пяты моея обыдет мя». Боюсь и трепещу дня воздаяния, в который праведный Судия воздаст каждому по делам его. Причиною же моего страха беззаконная жизнь, к которой уклонялся я от пути праваго; потому что пятою иные именовали путь жизни. А я думаю, что Пророк подразумевает обольщение, заимствовав образ речи, как говорили уже мы прежде, от состязующихся в скорости бега, которые часто низлагают противников, подставляя им пяту. Сему научает нас и сетующий Исав. Ибо говорит: «праведно наречеся имя ему Иаков: запя бо мя се уже вторицею, и первенство мое взя, и ныне взя благословение мое» ((Быт 27:36)). День же суда наименовал Пророк днем лютым, по утвердившемуся у нас обычаю; ибо многие обыкли называть худым тот день, в который случается им сретить что либо прискорбное. Так день суда называет и божественный Апостол: «по жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева, и откровения, и праведнаго суда Божия, Иже воздаст коемуждо по делом его» (Рим.2:5–6).
- 7.
«Надеющиися на силу свою, и о множестве богатства своего хвалящиися». Страшусь и трепещу ожидаемаго дня, говорит Пророк; а у вас, изобилующих богатством, нет никакой о нем заботы; тщеславясь чрезмерным обилием, возлагаете твердую надежду на скорогибнущее, как на нечто постоянное.
- 8.
Ст. 8-12 «Брат не избавит, избавит ли человек? Не даст Богу измены за ся», «и цену избавления души своея». Надлежало же вам знать, что, как добродетель и благочестие предков и братий не приносят пользы тем, которые сами лишены их, так и по отшествии отсюда не возможно приобрести спасения за деньги. Ибо в настоящей жизни, как говорит Премудрый, «избавление мужа свое ему богатство» (Притч.13:8). Предложив этот совет тем, которые во зло употреблют свое богатство, Пророк обращает речь к делателям добродетели, и говорит:
«И утрудися в век», «и жив будет до конца». «И не узрит пагубы, егда увидит мудрыя умирающия». Кто проливал пот ради благочестия и правды, нес труды ради вечных благ, тот плодом трудов имеет негибнущую жизнь, и с мудрецами мира, которых апостольское слово именует буиими, не будет разделять вечной гибели и нескончаемаго мучения.
«Вкупе безумен и несмыслен погибнут:» потому что сии, так именуемые, мудрецы, не нашедши никакой пользы в своей мудрости, подвергнутся одинаковой с невеждами гибели. Так перевел Симмах: несмысленный и невежда вкупе погибнут. И несмысленным называет он, так именуемаго, мудреца, потому что не восхотел знать должнаго: а невеждою – и мудрости непричастнаго и живущаго порочно.
«И оставят чуждому богатство свое « «И гроби их жилища их во век: селения их в род и род». Лишенные не только мудрости, но и владычества и всякаго имущества, приимут они конец жизни, и из пышных жилищ отнесенные во гроб, принуждены будут оставаться в нем на веки.
«Нарекоша имена своя на землях». Правда, говорит Пророк, что их имя носит на себе и принадлежащее им: дом такого-то, поле такого-то, раб такого-то. Но вместе с владычеством изменяется и название. Ибо, как скоро другие стали господами оставленнаго ими, и в наименованиях происходит перемена, и снова даются названия по имени новых господ. Всем же сим научает нас пророческое слово, не полагаться на настоящее, но иметь попечение о будущем.
- 9.
и цену избавления души своея: и утрудися в век,
См. Толкование на (Пс 48:8)
- 10.
и жив будет до конца, не узрит пагубы.
См. Толкование на (Пс 48:8)
- 11.
Егда увидит премудрыя умирающыя, вкупе безумен и несмыслен погибнут, и оставят чуждим богатство свое.
См. Толкование на (Пс 48:8)
- 12.
И гроби их жилища их во век, селения их в род и род, нарекоша имена своя на землях.
См. Толкование на (Пс 48:8)
- 13.
«И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им». Причиною же сего неразумия, говорит Пророк, бывает то, что не хотим разуметь собственной своей чести и достоинства, данных нам Богом, но любим жизнь скотскую и зверскую.
- 14.
«Сей путь их соблазн им». А впали в сие несмыслие потому, что с самаго начала имели худые нравы и уклонились в дела лукавыя. Ибо путем Пророк назвал дела.
«И по сих во устех своих благоволят». Прибегнут же к покаянию по отшествии отсюда; и никакой не получат от того пользы.
- 15.
«Яко овцы во аде положени суть, смерть упасет я». Яснее перевел это Симмах: сами себя поставили в число адских овец, смерть будет пасти их; потому что сами на себя навлекали наказания, и смерть предпочли жизни.
«И обладают ими правии заутра, и помощь их обетшает во аде, от славы своея изриновени быша». Те, которые ныне терпят от них обиды и пренебрежены ими, не в дальнем времени получат власть над ними: потому что, лишившись всего прежняго благоденствия, преданы они будут смерти. Согласна с сим и Господня притча, представляющая Лазаря покоющимся на лоне Авраамовом, а гордаго богача жестоко мучимым и просящим милости у нищаго. Так Пророк, описав конец их, приносит молитву Богу; просит же о том, чтобы не потерпеть одинаковой с ними кончины, выражая это в сих словах и говоря так:
- 16.
«Обаче Бог избавит душу мою из руки адовы, егда приемлет мя». После сего дает наставление и совет живущим в нищете и подавленным гордынею богатых.
- 17.
Ст. 17-18 «Не убойся, егда разбогатеет человек, или егда умножится слава дому его». «Яко егда умрети ему, не возмет вся, ниже снидет с ним слава его». Настоящаго благоденствия, говорит Пророк, не почитай чем-либо великим; потому что это, обращающее на себя взоры всех, богатство непостоянно. Те самые, которые, по причине своего богатства, насупливают брови и надувают щеки, вскоре после сего времени, все оставив, будут преданы смерти.
- 18.
яко внегда умрети ему, не возмет вся, ниже снидет с ним слава его.
См. Толкование на (Пс 48:17)
- 19.
«Яко душа его в животе его благословится». Пока обилующий богатством жив, говорит Пророк, иные ублажают его; а как скоро умер, называют его несчастнейшим.
«Исповестся тебе, егда благосотвориши ему». Яснее выразил это Симмах: похвалит тебя, если будешь благотворить им. Вот и истинная хвала, не при жизни только, но и по кончине, быть славным и знаменитым. А таких похвал достоин тот, кто распорядился богатством к собственной своей пользе; потому что благодеяние другим обращается в благо самому благодетелю.
- 20.
«Внидет даже до рода отец своих: даже до века не узрит света». Вместо: «внидет» три переводчика употребили: внидешь, то есть, увидишь, что тот, кому говорил я: «не убойся, егда разбогатеет человек», подобно отцам, подвергается смерти, и лишается не настоящаго только, но и вечнаго света.
- 21.
«И человек в чести сый неразуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им». А причиной сему скотская жизнь, какую избрали многие из людей, отринув честь, данную им Богом. Ибо, именуясь словесными, возлюбили безсловесие.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Псалтирь > Глава 48
Глава 48
Ничего нет для сопоставления.