< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70

Глава 45

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    «В конец, о сынех Кореовых, о тайных». Предвещая, что будет по истечении многаго времени, пророческое слово и сему псалму дает опять надписание: «в конец», повелевая тем ожидать события пророчества. Предсказывает же бывшия на Церковь востания и после оных ниспосланную с Неба помощь, и водворяющийся ныне мир. Должно же знать, что, по предположению иных, настоящий псалом изречен о Гоге и Магоге, а по мнению других, об Ахазе и Факее, и еще, по мнению иных, об Езекии и царе ассирийском. Но подробное истолкование (скажем так с Богом) покажет, что ни к кому из исчисленных не применима заключающаяся в псалме мысль.

  • 2.

    «Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех, обретших ны зело». Предыдущий псалом предвозвещал о Церкви, собранной из злочестивых язычников и соделавшейся царицею, и показал, что сыны ея будут князьями целой земли; а здесь Пророк изображает мятежи, бывшие при начале проповеди, при востании прекословящих, при нападении их на верующих. Потом преднаписует словом, как сонм гонимых, ограждаясь упованием на Бога, пренебрежет приражающияся к нему волны; потому что, крепкою оградою имея Бога всяческих, говорит Пророк, не ощущаем скорбей, каковы бы оне ни были.

  • 3.

    «Сего ради не убоимся, внегда смущается земля, и прелагаются горы в сердца морская». Здесь пророческое слово представляет уверовавших в Спасителя взывающими: никакой бури страха не приимем в душу, видя, что мятется земля и изгоняются в бездну демоны, покушавшиеся возмущать одержимых ими людей. И вместе также предсказывает слово сие, что господствовавшее древле демонское нечестие, уподоблявшееся высоте гор и долгое время обладавшее во вселенной, как бы посланное в некую бездну, соделается не действенным.

  • 4.

    «Возшумеша и смятошася воды их, смятошася горы крепостию его». Научает же нас и история Деяний, как в то время, когда священные Апостолы проходили вселенную, бури и смятения исполнялись города; потому что в Ефесе Димитрий возмутил весь город, а тоже самое было в Листрах и Дервии, и еще в Филиппах, в Солуне, в Афинах и Коринфе, где духи прелести воздвигали таковыя волнения. Иные, будучи одержимы сими духами, вопияли на священных Апостолов: «иже развратиша вселенную, сии и зде приидоша» ((Деян 17:6)). Сие предвозвестил и блаженный Аввакум; ибо говорит: «навел еси на море кони Твоя, смущающия воды многи» ((Авв 3:15)). Конями же назвал священных Апостолов, соделавшихся как бы Божественною колесницею, потому что на них возседши Владыка, подобно некиим водам, разсеял многия и различныя учения нечестия. Так и здесь пророческое слово изрекает, что и воды взволновались и горы пришли в колебание при распространении евангельской проповеди. Горами же наименовал здесь Пророк полчище демонов за надмение высокомерия и высоту кичливости, а водами – сердца человеческия, которыя подобно водам увлекаются туда и сюда, возмущаемыя духами прелести.

  • 5.

    «Речная устремления веселят град Божий». Рекою назвал здесь Пророк евангельскую проповедь, а градом – общество благочестивых, напаяемое потоками сей реки для плодоношения. Сие яснее перевели три толковника: «разделения реки веселят град Божий». Ибо как источник райский разделялся на четыре реки: так и сия река Божия имела тысячи и безчисленное множество протоков, простирающихся ко всем племенам рода человеческаго. Один потек к Индам, другой – к Испанцам; иный наводнил Египет, а другой – Елладу; одним назначено орошать Иудею, а другим – Сирию и Киликию; иным же предоставлены для возделывания другие народы. Сие же предвозвестил и блаженный Аввакум; ибо говорит: «реками разсядется земля» ((Авв 3:9)), то есть протоками разделена будет земля, прияв струи великой реки; потому что отдельные протоки Пророк назвал реками.

    «Освятил есть селение свое Вышний». Что назвал Пророк градом, тоже самое наименовал селением. Ибо сказано: «вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие глаголет Господь Вседержитель» ((2Кор 6:16)). Посему Пророк сказал, что одни и теже напаяваются и освящаются Богом всяческих.

  • 6.

    «Бог посреде его, и не подвижится». Сие и Господь обетовал в священном Евангелии. «Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» ((Мф 28:20)); и: «идеже еста два или трие сóбрани во имя Мое, ту есмь посреде их» ((Мф 18:20)).

    «Поможет ему Бог утро заутра», т. е. Господь всяческих подаст скорую и немедленную помощь граду Своему. Ибо словами: «утро заутра» Пророк изобразил скорость и незакоснительность.

  • 7.

    «Смятошася языцы, уклонишася царствия: даде глас Свой ВышнИй, подвижеся земля». Как скоро явлена была Божественная помощь, говорит Пророк, враги обратили хребет, царства, древле замышлявшия противление, преклонили выю и приняли спасительное иго; потому что истиною, свидетельством самых дел и разными чудотворениями, как бы некиим вещанием, Бог доказал людям высоту Свою, и души их исполнил страха.

  • 8.

    «Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль». Поэтому соделались победителями врагов, имея помощником Господа небесных сил, который гонимаго Иакова соделал победителем враждующих и освободил от злоумышлений Исава и Лавана. Об Иакове же не просто упомянуло пророческое слово, но потому что он первый предвозвестил призвание язычников. Ибо говорит: «не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная ему: и Той чаяние языков» ((Быт 49:10)). Посему и здесь, предвозвещая обращение язычников, кстати сказал Пророк, что совершил это Бог предрекшаго о сем Иакова.

  • 9.

    Ст. 9-11 «Приидите и видите дела Божия, яже положи чудеса на земли»: «Отъемля брани до конец земли, лук сокрушит и сломит оружие, и щиты сожжет огнем». «Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог: вознесуся во языцех, вознесуся на земли». Посему видя таковую силу Мою, узрев внезапное изменение вещей, после великой бури наставшую тишину, прекращение браней, дар мира, из самых событий дознайте человеки, что Я Бог всяческих и Зиждитель всего, показавший высоту Своего могущества не одним Иудеям, но и всем народам. И лик Апостолов, выслушав слова сии, с торжеством взывает сопротивникам:

  • 10.

    отемля брани до конец земли, лук сокрушит и сломит оружие, и щиты сожжет огнем.

    См. Толкование на (Пс 45:9)

  • 11.

    Упразднитеся и разумейте, яко аз есмь Бог: вознесуся во языцех, вознесуся на земли.

    См. Толкование на (Пс 45:9)

  • 12.

    «Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль». Посему разумевшие псалом сей о Гоге, или утверждавшие, что относится он к Ахазу, пусть скажут: применимо ли к тем событиям сказанное: «отъемля брани до конец земли?» Ибо в те времена не прекратил Бог всех браней; но при Гоге и Магоге наслаждалась миром одна Палестина; а при Ахазе даже не вся Палестина, а только колено Иудино; потому что Факей, сын Ромелиин, подвергся нападению Ассириян. Но при Владыке Христе пророчество сие исполнилось. Во первых пали малыя владения и удельныя царства, по причине которых люди не наслаждались и кратковременным миром, но всякий город был вооружен, страшась внезапных нападений. При Спасителе же нашем Христе царство Римское, разрушив удельныя царства, приготовило всех людей к слышанию проповедников. Ибо небоязненно, как в одном царстве, проходили они всюду, и приносили людям спасительное учение. Так и в буквальном смысле сбылись слова сии: «отъемля брани до конец земли, лук сокрушит, и сломит оружие, и щиты сожжет огнем». Если же кто хочет понимать сие в смысле иносказательном, то пусть обратит внимание на прекращение браней, воздвигнутых против Церкви, и на дарованный людям свыше мир, и тогда увидит истинность пророчества.

Ничего нет для сопоставления.