- 1.
«В конец, о сынех Кореовых, о тайных». Предвещая, что будет по истечении многаго времени, пророческое слово и сему псалму дает опять надписание: «в конец», повелевая тем ожидать события пророчества. Предсказывает же бывшия на Церковь востания и после оных ниспосланную с Неба помощь, и водворяющийся ныне мир. Должно же знать, что, по предположению иных, настоящий псалом изречен о Гоге и Магоге, а по мнению других, об Ахазе и Факее, и еще, по мнению иных, об Езекии и царе ассирийском. Но подробное истолкование (скажем так с Богом) покажет, что ни к кому из исчисленных не применима заключающаяся в псалме мысль.
- 2.
«Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех, обретших ны зело». Предыдущий псалом предвозвещал о Церкви, собранной из злочестивых язычников и соделавшейся царицею, и показал, что сыны ея будут князьями целой земли; а здесь Пророк изображает мятежи, бывшие при начале проповеди, при востании прекословящих, при нападении их на верующих. Потом преднаписует словом, как сонм гонимых, ограждаясь упованием на Бога, пренебрежет приражающияся к нему волны; потому что, крепкою оградою имея Бога всяческих, говорит Пророк, не ощущаем скорбей, каковы бы оне ни были.
- 3.
«Сего ради не убоимся, внегда смущается земля, и прелагаются горы в сердца морская». Здесь пророческое слово представляет уверовавших в Спасителя взывающими: никакой бури страха не приимем в душу, видя, что мятется земля и изгоняются в бездну демоны, покушавшиеся возмущать одержимых ими людей. И вместе также предсказывает слово сие, что господствовавшее древле демонское нечестие, уподоблявшееся высоте гор и долгое время обладавшее во вселенной, как бы посланное в некую бездну, соделается не действенным.
- 4.
«Возшумеша и смятошася воды их, смятошася горы крепостию его». Научает же нас и история Деяний, как в то время, когда священные Апостолы проходили вселенную, бури и смятения исполнялись города; потому что в Ефесе Димитрий возмутил весь город, а тоже самое было в Листрах и Дервии, и еще в Филиппах, в Солуне, в Афинах и Коринфе, где духи прелести воздвигали таковыя волнения. Иные, будучи одержимы сими духами, вопияли на священных Апостолов: «иже развратиша вселенную, сии и зде приидоша» ((Деян 17:6)). Сие предвозвестил и блаженный Аввакум; ибо говорит: «навел еси на море кони Твоя, смущающия воды многи» ((Авв 3:15)). Конями же назвал священных Апостолов, соделавшихся как бы Божественною колесницею, потому что на них возседши Владыка, подобно некиим водам, разсеял многия и различныя учения нечестия. Так и здесь пророческое слово изрекает, что и воды взволновались и горы пришли в колебание при распространении евангельской проповеди. Горами же наименовал здесь Пророк полчище демонов за надмение высокомерия и высоту кичливости, а водами – сердца человеческия, которыя подобно водам увлекаются туда и сюда, возмущаемыя духами прелести.
- 5.
«Речная устремления веселят град Божий». Рекою назвал здесь Пророк евангельскую проповедь, а градом – общество благочестивых, напаяемое потоками сей реки для плодоношения. Сие яснее перевели три толковника: «разделения реки веселят град Божий». Ибо как источник райский разделялся на четыре реки: так и сия река Божия имела тысячи и безчисленное множество протоков, простирающихся ко всем племенам рода человеческаго. Один потек к Индам, другой – к Испанцам; иный наводнил Египет, а другой – Елладу; одним назначено орошать Иудею, а другим – Сирию и Киликию; иным же предоставлены для возделывания другие народы. Сие же предвозвестил и блаженный Аввакум; ибо говорит: «реками разсядется земля» ((Авв 3:9)), то есть протоками разделена будет земля, прияв струи великой реки; потому что отдельные протоки Пророк назвал реками.
«Освятил есть селение свое Вышний». Что назвал Пророк градом, тоже самое наименовал селением. Ибо сказано: «вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие глаголет Господь Вседержитель» ((2Кор 6:16)). Посему Пророк сказал, что одни и теже напаяваются и освящаются Богом всяческих.
- 6.
«Бог посреде его, и не подвижится». Сие и Господь обетовал в священном Евангелии. «Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» ((Мф 28:20)); и: «идеже еста два или трие сóбрани во имя Мое, ту есмь посреде их» ((Мф 18:20)).
«Поможет ему Бог утро заутра», т. е. Господь всяческих подаст скорую и немедленную помощь граду Своему. Ибо словами: «утро заутра» Пророк изобразил скорость и незакоснительность.
- 7.
«Смятошася языцы, уклонишася царствия: даде глас Свой ВышнИй, подвижеся земля». Как скоро явлена была Божественная помощь, говорит Пророк, враги обратили хребет, царства, древле замышлявшия противление, преклонили выю и приняли спасительное иго; потому что истиною, свидетельством самых дел и разными чудотворениями, как бы некиим вещанием, Бог доказал людям высоту Свою, и души их исполнил страха.
- 8.
«Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль». Поэтому соделались победителями врагов, имея помощником Господа небесных сил, который гонимаго Иакова соделал победителем враждующих и освободил от злоумышлений Исава и Лавана. Об Иакове же не просто упомянуло пророческое слово, но потому что он первый предвозвестил призвание язычников. Ибо говорит: «не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная ему: и Той чаяние языков» ((Быт 49:10)). Посему и здесь, предвозвещая обращение язычников, кстати сказал Пророк, что совершил это Бог предрекшаго о сем Иакова.
- 9.
Ст. 9-11 «Приидите и видите дела Божия, яже положи чудеса на земли»: «Отъемля брани до конец земли, лук сокрушит и сломит оружие, и щиты сожжет огнем». «Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог: вознесуся во языцех, вознесуся на земли». Посему видя таковую силу Мою, узрев внезапное изменение вещей, после великой бури наставшую тишину, прекращение браней, дар мира, из самых событий дознайте человеки, что Я Бог всяческих и Зиждитель всего, показавший высоту Своего могущества не одним Иудеям, но и всем народам. И лик Апостолов, выслушав слова сии, с торжеством взывает сопротивникам:
- 10.
отемля брани до конец земли, лук сокрушит и сломит оружие, и щиты сожжет огнем.
См. Толкование на (Пс 45:9)
- 11.
Упразднитеся и разумейте, яко аз есмь Бог: вознесуся во языцех, вознесуся на земли.
См. Толкование на (Пс 45:9)
- 12.
«Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль». Посему разумевшие псалом сей о Гоге, или утверждавшие, что относится он к Ахазу, пусть скажут: применимо ли к тем событиям сказанное: «отъемля брани до конец земли?» Ибо в те времена не прекратил Бог всех браней; но при Гоге и Магоге наслаждалась миром одна Палестина; а при Ахазе даже не вся Палестина, а только колено Иудино; потому что Факей, сын Ромелиин, подвергся нападению Ассириян. Но при Владыке Христе пророчество сие исполнилось. Во первых пали малыя владения и удельныя царства, по причине которых люди не наслаждались и кратковременным миром, но всякий город был вооружен, страшась внезапных нападений. При Спасителе же нашем Христе царство Римское, разрушив удельныя царства, приготовило всех людей к слышанию проповедников. Ибо небоязненно, как в одном царстве, проходили они всюду, и приносили людям спасительное учение. Так и в буквальном смысле сбылись слова сии: «отъемля брани до конец земли, лук сокрушит, и сломит оружие, и щиты сожжет огнем». Если же кто хочет понимать сие в смысле иносказательном, то пусть обратит внимание на прекращение браней, воздвигнутых против Церкви, и на дарованный людям свыше мир, и тогда увидит истинность пророчества.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Псалтирь > Глава 45
Глава 45
Ничего нет для сопоставления.