- 1.
В конец, да не растлиши, псалом Асафу.
Содержание: В этом псалме вводится лице Апостолов, которые советуют людям — положить конец нечестию, и представляют им на вид страшный и Божественный суд.
- 2.
Исповемыся Тебе, Боже… Повем вся чудеса Твоя. Лик Апостольский дает обет, освободившись от гонителей, повидать чудеса Божии.
- 3.
Аз правоты возсужду. Это говорит Спаситель, внимая обету Апостолов.
- 4.
Растаяся земля и вcu живущии на ней. По праведному суду Твоему соделал Ты, что растаяла земля, то есть Иерусалим, и все живущие на ней. Но можно понимать это двояко: и в добрую сторону, растаяся — в значении: перестала быть сильною в лукавстве, и в худую — в обозначение постигшего их наказания. Аз утвердих столпы ея. Столпы Иерусалима суть святые Апостолы, по сказанному: столп и утверждение истины ((1 Тим 3:15)). И Апостол говорит: и познавше благодать данную ми, Иаков и Кифа и Иоанн мними столпи быти ((Гал 2:9)).
- 5.
Рех беззаконнующим: не беззаконнуйте. С этих слов Апостолы начинают предлагать совет свой людям, чтобы положили конец нечестию, и уничижают народ иудейский за гордость его, возвышают же уверовавших язычников за их смиренномудрие.
- 6.
Не воздвизайте на высоту рога вашего; потому что животные, у которых есть рога, слишком величаются ими. А псалом повелевает — не увеличивать беззакония высокомерием и не приводить в движение языка против Господа.
- 7.
Яко ниже от исход, ниже от запад, ниже от пустых гор. Этим означает весь обитаемый мир. Исходом называет восток, на котором восходить солнце; западом — место захождения солнечного; пустыми горами — север и юг: потому что страны эти необитаемы по чрезмерности холода и зноя. Итак, не беззаконнуйте, потому что никто в целой вселенной, говоря о Боге что-либо хульное, не укроется от Него.
- 8.
Этого смиряет, и этого возносит. Как добрый судия, смиряет нечестивых, возносить же смиренных сердцем. Должно же понимать это о двух народах, разумею Иудеев и уверовавших язычников. Ибо первые смирены за высокомерие, а вторые вознесены за смиренномудрие. Той поставляет цари и преставляет ((Дан 2:21)), воздвизает от земли нища и от гноища возвышает убога ((Пс 112:7)). Он, смирив тех, которые от обрезания, возвысил тех, которые от язычников.
- 9.
Яко чаша в руце Господни вина нерастворена исполнь растворения. В руке Господней чаша, в которую как бы выжимает Господь и добрые и худые плоды каждого человека, и смешивая доброе с лукавым, наполняет этим чашу. А потом, у кого дрождие не изливаются, т. е. грехи пребывают, Tе и пиют чашу, т. е. те упиются собственными своими худыми делами. А равно и Святые испиют чашу жизни в царствии небесном с Господом Иисусом, по слову самого Господа: егда е пию с вами во Царствии Небесном ((Мф 26:29)).
- 10.
Аз же возрадуюся в век, воспою Богу Иаковлю. Когда приобщусь из чаши жизни, тогда будет мне от нее веселие.
- 11.
И вся роги грешных сломлю. Если, при уничижении Святых, рог грешных возносится в высоту; то, очевидно, что, при возвышении Святых, сокрушатся роги грешных. Кто же эти грешные, как не сопротивные людям Божиим лукавые демоны? И вознесется рог праведнаго. Рогом называет царство или владычество. Поэтому, говорит, когда праведные, по низложении лукавых сил, восприимут крепость; тогда, тогда именно, явлены будут чудные дела Божии. Потому и в начале псалма Пророк сказал: повем вся чудеса Твоя, егда npииму время ((Пс 74:2)).
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Афанасий Великий > Псалтирь > Глава 74
Глава 74
2.Приближение врагов и начало осады Иерусалима было встречено евреями торжественными гимнами в честь Бога, где они "возвещали" Его чудеса в прошлой истории своего народа. Такой же помощи от Бога они ожидали и в настоящей близкой опасности, почему говорили, "что имя Господне близко", что близок день, когда Он чудесно проявит свою помощь над народом.3-4.- ст. представляется говорящим Бог. Он произнесет Свой суд в назначенное Им время и суд справедливый, когда воздастся каждому то, что он заслуживает. На кого должна излиться кара Божия, видно из последующих слов, "Земля колеблется", т. е. все жители Иерусалима пришли в трепет при появлении грозных и многочисленных полчищ Сеннахирима. Господь "утвердит столпы ее", не даст врагам расшатать могущество и силу Идеи. Так как "столпами" Иудеи, на которых покоилось ее величие и значение, было имя Иеговы, то утвердить столпы, значит - не дать в посмеяние этого великого имени и держащихся его. Известно, что Рапсак, полководец Сеннахирима, издевался над верой евреев в Иегову.5."Безумствующие" - ассирияне, богохульно относившиеся к Иегове. - "Не поднимайте рога" - не думайте много о своей силе и непобедимости. Рог символ силы.7-8.- Вера евреев в получение защиты ("возвышение") покоится не на ожидании человеческой помощи от народов, живущих от Иудеи на восток, запад или на пустыню (точнее можно бы перевести "не от скал пустыни", т. е. от Идумеи), а на вере в одного Господа, от Которого только и зависит "унижение или возвышение". При перечислении стран света не упоминается север потому, что отсюда-то и шли ассирияне. Ожидать евреям защиты от каких-либо соседних народов невозможно было, потому что последние всегда враждебно относились к ним и эти чувства, конечно, не изменились с нападением ассириян.9.Под "чашей смешения" - чашей вина с подмесями разных пряностей, которые на Востоке обычно добавляли к вину для усиления опьяняющего его свойства, разумеется чаша Господнего гнева, которой он напоит врагов Иерусалима, т. е. ассириян. Враги выпьют даже "дрожжи", отстой в чаше, самый крепкий и одуряющий.10-11.- От этой чаши сломится их сила ("роги нечестивых"), а праведник вознесется.
Действительно, гибель врагов под Иерусалимом сделало имя Иеговы и еврейского народа грозным, и многие языческие народы приносили тогда дары Езекии (2Пар 32:23).



