- 1.
Ст. 1-3 В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. Справедливо упомянуто о времени и о властителях, чтобы показать, что при Христе прекратилось преемство начальников иудейских; поскольку игемоном был Пилат, человек из другого народа, четвертовластники - сыновья Ирода аскалонитянина, и чтобы потому за верное было принято, что пришел Христос, по пророчеству Иаковлеву (Быт, 49, 10)! «Был, - сказано, - глагол Божий к Иоанну», чтобы ты знал, что он пришел свидетельствовать о Христе не как самозванец, но потому, что был движим Духом Божиим. Под »глаголом» разумей или Духа Святого, или повеление Божие. Слово Божие к Иоанну было «в пустыне». Поскольку дети оставленной (по церковно-славянски - пустой), то есть церкви из язычников, имели быть многочисленнее детей имеющей мужа (Ис 54:1), то есть церкви иудейской, то слово и повеление Божие прилично было к Иоанну, когда он находился в пустыне. Он проповедовал людям крещение покаяния, то есть исповеди. А это крещение содействовало им к оставлению грехов, даруемому через крещение Христово. Ибо крещение Иоанново не имело оставления грехов, но вело к оставлению, то есть приготовляло людей к принятию Христова крещения, имеющего оставление грехов.
- 2.
при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне
См. Толкование на (Лк 3:1)
- 3.
И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов
См. Толкование на (Лк 3:1)
- 4.
Ст. 4-6 Как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие. »Путь», который повелевает уготовить, есть образ жизни по учению Христову; ибо Господь вскоре имел проповедовать. »Стези» суть заповеди Закона, как бы уже истертые. Повелевается делать их »прямыми», потому что фарисеи развращали заповеди. Под »путем» можно разуметь и душу, а под »стезями» - помыслы и дела. Итак, нам должно уготовлять душу и делать правыми дела и помышления наши. Потом как бы кто-либо спросил: как же мы совершим это? Ибо добродетель нелегка для исполнения и встречает много козней и препятствий и от лукавых сил, и от живущих в нас страстей? Отвечает, что ничто не будет трудно, но все удобно. Ибо долины »наполнятся», то есть естественные наши силы, ослабевшие для добра и пришедшие в низкое состояние, восполнятся; «всякая гора и холм», то есть противные силы и пожелания, кажущиеся нам вложенными с природой, поистине ослабели: и все сделалось ровным, и кривое переменилось на прямое. Ибо Христос упразднил противные силы, которые здесь называются горами и холмами, и оживил природные наши побуждения к добру, которые евангелист назвал наполняемыми долинами. Ибо Он для того и воплотился, чтобы восставить нашу природу в собственный ее вид. «Узрит всякая плоть, - сказано, - спасение Божие», - не иудеи только и пришельцы, но всякая плоть, ибо Евангелие пронесено по всей земле. Можно было бы сказать и многое другое, но по большей ясности пусть будет сказано это.
- 5.
всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими
См. Толкование на (Лк 3:4)
- 6.
и узрит всякая плоть спасение Божие
См. Толкование на (Лк 3:4)
- 7.
Ст. 7-9 Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Иудеев называет «порождениями ехидниными», потому что они оскорбляли своих отцов и матерей; ибо это животное, - говорят, - проедает утробу матери и таким образом рождается. Притом они убивали пророков и учителей. «Будущим гневом» называет вечное наказание. «Достойные плоды покаяния» составляет не только удаление от зла, но и упражнение в добре; ибо совершение добра есть поистине плод и порождение покаяния. Не начинайте говорить в себе, что вы хорошего рода, и, надеясь на отцов, не оставляйте добродетели. Бог сможет и от камней сих дать детей патриарху; ибо почти подобное этому Он и прежде сотворил. Утроба Сарры хотя была тверже камней, однако ж она получила благодать деторождения. »Секира» есть божественный суд, исторгающий недостойных из среды живых. Если, - говорит, - не покаетесь, будете лишены жизни. Секира лежит «при корне» ваших дерев. Под »корнем» разумеется жизнь, как мы сказали. Но под »корнем» можно разуметь и родство с Авраамом. От этого родства с Авраамом, по апостолу (Рим 11:19), отсекаются те, кои недостойны быть его ветвями. Наказание - двоякое, ибо грешный и бесплодный не только отсекается от сродства с праведными, но и в огонь ввергается.
- 8.
Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму
См. Толкование на (Лк 3:7)
- 9.
Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь
См. Толкование на (Лк 3:7)
- 10.
Ст. 10-18 И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем. Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, - Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым. Многое и другое благовествовал он народу, поучая его. Иоанн вразумляет три разряда пришедших к нему: простой класс народа, мытарей и воинов. Простой класс народа он убеждает прилежать к милостыне, повелевая, чтобы имеющий две одежды уделял неимущему; мытарей убеждает не взыскивать, то есть не требовать ничего лишнего; воинов убеждает не похищать, но довольствоваться оброками, то есть жалованьем, какое обыкновенно дается от царя. Смотри, как Иоанн простой класс народа, как незлобивых, убеждает делать нечто доброе, то есть уделять другим, а мытарей и воинов - удерживаться от зла. Ибо сии не были еще способны, не могли совершать что-нибудь доброе, а им достаточно было - не делать зла. Некоторые повеление - имеющему две одежды делиться с неимеющим - понимают в нравственном смысле. Именно говорят: две одежды означают Дух Писания и букву; имеющего то и другое Иоанн побуждает сообщать совершенно ничего не имеющему; например, если кто разумеет Писание в обоих отношениях, по букве и по духу, тот пусть передает неимеющему, пусть научит незнающего и даст ему по крайней мере, букву. - Добродетель Иоанна была столь высока, что все помышляли о нем, не он ли самый Христос? Отвращая таковое мнение, он говорит: различие между мной и Христом, во-первых, то, что «я крещу» водой, а Он - Духом и огнем, а другое - то, что «я недостоин даже развязать ремень обуви» Его. Что значат слова: «крестить вас Духом Святым и огнем», совершенно ясно; ибо он послал апостолам Духа, и над ними явились разделенные огненные языки (Деян 2:3) А слова: «недостоин развязать ремень обуви», очевидно, означают то, что я недостоин поставить себя даже и в последние рабы Его. В более сокровенном смысле обувь обоих ног Господа суть - явление Его с неба на землю и сошествие с земли во ад. Способа этих двух явлений никто не может разрешить, хотя бы подобен был даже Иоанну. Ибо кто может сказать, как воплотился Господь или как сошел во ад? Слова: «Лопата Его в руке Его» означают то, что хотя Он и крестит вас, вы не думайте, что вы уже безнаказанны; но если вы в последующей за этим жизни не сохраните себя беспорочными, то Он пожжет вас огнем неугасимым. Плевел есть тот, кто имеет бесплодный ум и прилагает большую заботу только о предметах житейских. «Многое и другое благовествовал он народу, поучая его». Ибо доброе учение есть поистине утешение и справедливо называется благовестием (евангелием).
- 11.
Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же
См. Толкование на (Лк 3:10)
- 12.
Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать
См. Толкование на (Лк 3:10)
- 13.
Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам
См. Толкование на (Лк 3:10)
- 14.
Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем
См. Толкование на (Лк 3:10)
- 15.
Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он
См. Толкование на (Лк 3:10)
- 16.
Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем
См. Толкование на (Лк 3:10)
- 17.
Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым
См. Толкование на (Лк 3:10)
- 18.
Многое и другое благовествовал он народу, поучая его
См. Толкование на (Лк 3:10)
- 19.
Ст. 19-22 Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за всё, что сделал Ирод худого, прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу. Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Евангелист к месту вставил здесь слово об Ироде. Он как бы так говорит: хотя народ весьма высоко думал об Иоанне, но Ирод, обличаемый от него, ко всем злодеяниям своим прибавил и то, что заключил его в темницу. Повествует как бы с глубокой скорбью и сильной жалостью о том, что Ирод так неправо поступил с Иоанном, тогда как народ имел о нем высокое понятие. - «Отверзлось небо» для того, чтобы нам показать, что крещение всем отворяет небо, запертое Адамом. «Дух Святый нисшел» на Иисуса, чтобы мы познали из сего, что и на нас, когда крещаемся, приходит Дух. Ибо Господь не имел нужды в Духе, но все творит ради нас и Сам бывает первенцем во всем (Кол 1:18), что мы имели принять впоследствии, чтобы быть первородным во многих братиях. «Как голубь», чтобы мы научились, что нам нужно быть кроткими и чистыми. И как при Ное голубь изображал успокоение гнева Божия, так и здесь Дух Святый, потопив грех, примирил нас с Богом. И Сын слышит глас, от Отца произнесенный, чтобы показать, что и нам крещаемым он даровал сыноположение. «В Тебе Мое благоволение» - в Тебе Я успокоился.
- 20.
прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу
См. Толкование на (Лк 3:19)
- 21.
Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо
См. Толкование на (Лк 3:19)
- 22.
и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение
См. Толкование на (Лк 3:19)
- 23.
Ст. 23-38 Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев, Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов, Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев, Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин, Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев, Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров, Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин, Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов, Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов, Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов, Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин, Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров, Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин, Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов, Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов, Еносов, Сифов, Адамов, Божий. Господь крестился, имея тридцать лет, потому что этот возраст есть совершеннейший, и в нем человек оказывается почтенным или негодным. Лука представляет родословие Господа в порядке обратном, сравнительно с евангелистом Матфеем, чтобы показать, что родившийся ныне по плоти есть от Бога, - ибо смотри, как родословие восходит до Бога, - и вместе, чтобы мы знали, что Он воплотился для того, чтобы всех посредствующих отцов возвести к Богу и сделать сынами. Могу сказать и иначе: рождение Господа, как бессеменное, встречало неверие. Поэтому евангелист, желая показать, что и в другое время человек был без семени, от низших восходит до Адама и Бога. Он говорит как бы так: если ты не веруешь, как второй Адам родился без семени, то, прошу, обратись умом к первому Адаму, и ты найдешь, что он сотворен Богом без семени, и после сего не будь неверен. Некоторые спрашивают: как Матфей называет Иосифа сыном Иаковлевым, а Лука - Илиевым? Ибо невозможно, - говорят, - одному и тому же быть сыном двух отцов. На это отвечают, что Иаков и Илий были единоутробные братья, но от разных отцов, что, по смерти Илия, жену его взял Иаков, чтобы восставить от нее детей, и что поэтому Иосиф называется сыном Иаковлевым по природе, а Илиевым - по Закону. Ибо Иаков действительно родил его по природе, и он был родной сын его, а сыном Илиевым он был только по Закону. Ибо Закон повелевал, чтобы жена умершего бездетным сочетавалась с его братом и чтобы родившееся от сего союза считалось дитятею умершего (Втор 25:5), хотя по природе оно было от живого. Поэтому евангелисты говорят верно, и не противоречат друг другу. Матфей записал природного отца Иосифа, а Лука - причитающегося ему отцом по Закону, то есть Илия; а оба показывают, что Господь родился для того, чтобы освятить природу и Закон.
- 24.
Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов
См. Толкование на (Лк 3:23)
- 25.
Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев
См. Толкование на (Лк 3:23)
- 26.
Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин
См. Толкование на (Лк 3:23)
- 27.
Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев
См. Толкование на (Лк 3:23)
- 28.
Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров
См. Толкование на (Лк 3:23)
- 29.
Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин
См. Толкование на (Лк 3:23)
- 30.
Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов
См. Толкование на (Лк 3:23)
- 31.
Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов
См. Толкование на (Лк 3:23)
- 32.
Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов
См. Толкование на (Лк 3:23)
- 33.
Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин
См. Толкование на (Лк 3:23)
- 34.
Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров
См. Толкование на (Лк 3:23)
- 35.
Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин
См. Толкование на (Лк 3:23)
- 36.
Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов
См. Толкование на (Лк 3:23)
- 37.
Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов
См. Толкование на (Лк 3:23)
- 38.
Еносов, Сифов, Адамов, Божий
См. Толкование на (Лк 3:23)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феофилакт Болгарский > От Луки святое благовествование > Глава 3
Глава 3
1-2.«В пятнадцатый год правления Тиверия»: Тиверий был сын и преемник на римском императорском троне Октавия Августа, в правление которого родился Господь Иисус. Август умер в 767 году от основания Рима, Тиверий за три года был объявлен соправителем ему, следовательно 15-й год его правления падает на 779 год, когда Иоанну Крестителю и Христу было за 30 лет или около 30 лет (ср. ст. 23; обыкновенно же принято считать 30 лет, круглое число). «Понтий Пилат» начальствовал над Иудеею: см. прим. к Мф. 27:1. «Ирод (Антипа) был» и пр.: см. прим. к Мф. 2:22. «В Итурее»: область по восточную сторону Иордана (древний Галаад); название свое получила от Иетура, одного из сыновей Измаила (Быт. 25:15. 1Пар. 1:31), потомки которого, обитавшие в этой местности, были покорены, при завоевании Палестины при Навине, коленами Рувиновым, Гадовым и половиною колена Манасиина, водворившимся тут (ср. 1Пар. 5:19). «Трахонитской области»: область эта лежала также на восток от Иордана, северо-восточнее Галаада. Филипп управлял этими странами до самой своей смерти в 786 году от основания Рима, или в 38 году по рождестве Христовом. «Четвертовластником» (Тетрарх): слово это первоначально означало правителя четвертой части известной страны или области, но со временем стало прилагаться вообще к правителям. «Лисаний в Авилинее»: Авилиния – Сирская область, примыкавшая с северо-востока к Галилее, с главным городом Авилою, от которого и получила название. Лет за 30 с лишком до рождества Христова в этой области был правителем Лисаний, которого умертвил один из бывших триумвиратов римских Антоний, из-за известной Клеопатры. Упоминаемый же здесь Лисаний был второй с этим именем правитель, о котором впрочем Иосиф Флавий и другие историки не упоминают. Что не в очень продолжительное время в одной и той же области было два правителя с одинаковыми именами, это не невероятно и во всяком случае возможно. «При первосвященниках Анне (Анан) и Каиафе»: о Каиафе см. прим. к Мф. 26:3. Анан был тесть Каиафы (Ин. 18:3) и был прежде первосвященником. Таковым он сделался при Квиринии (Лк. 2:2), сменен при Вителлие – правителях иудейских. Он упоминается в евангелиях наряду с Каиафою, как первосвященник, частично потому, что был в родственных отношениях с этим последним и потому имел влияние на ход дела, частично потому, что он кажется пользовался вообще большим авторитетом, как человек сильный характером, умный и ревнитель национальности иудеев, не очень долюбливаемый римским правительством за это. Сын его Ионафан был преемником Каиафы в звании первосвященника. «Был глагол Божий», или особенное чрезвычайное откровение Божие, призывавшее Иоанна к особенному и чрезвычайному пророческому служению (ср. Иер. 1:1. Ис. 38:4 и дал.). Какой это был глагол Божий, как совершилось это призвание, евангелист, равно как и прочие, умалчивает; но несомненно, что это было именно призвание к чрезвычайному пророческому служению, которое и начал Иоанн вслед за этим. «Сыну Захарии»: ср. Лк. 1:5 и дал. «В пустыне»: ср. Лк. 1:80. 3.«И он проходил» и пр.: начав свою проповедь в пустыне, где получил откровение (ср. Мф. 3:1. Мк. 1:4), Иоанн с этой проповедью проходил по всей окрестности страны Иорданской, по ту и другую сторону Иордана – по Иудее и Галааду. «Крещение покаяния»: см. прим. к Мф. 3:2 и Мк. 1:4. 4-6.«Как написано» и пр.: в явлении и проповеди Крестителя евангелист, равно как и Матфей и Марк, указывает исполнение пророчества Исаии (Ис. 40:3 и дал.), которое евангелист Лука приводит полнее, чем оба предшествующие евангелиста (ср. прим. к Мф. 3:3). «Всякий дол» и пр.: образ взят от уравнения дороги для путешествия войска, под образом которого у пророка представляется возвращение народа еврейского из вавилонского плена, которое в свою очередь служило образом пришествия Мессии, имеющего освободить искупленных Им из плена греховного. В приложении этих образных выражений к деятельности Предтечи Христова они означают вообще приготовление им народа еврейского к принятию Мессии (ср. прим. к Лк. 1:76-77) и устранение по возможности препятствий к принятию Его. «И узрит всякая плоть» и пр.: всякая плоть, т.е. все люди (ср. Деян. 2:16); «спасение Божие», т.е. спасение совершаемое Богом (ср. Лк. 2:20). В речи пророка представляется, что все народы должны взирать (с удивлением) на великое дело Божие – избавление Своего возлюбленного народа из плена; но образ видимо шире образуемого и более может быть приложен к другому, духовному избавлению человечества будущим Искупителем, какое избавление действительно привело в изумление народы и приводит доселе как величайшее дело любви Божией к грешному человечеству. 7-9.«Иоанн говорил»: речи Иоанна к приходившим креститься от него изложены у евангелиста Луки подробнее, чему у предшествующих двух евангелистов, с некоторыми особенными чертами. «Народу»: строгость речи Иоанна к народу объясняется тем, что она, по рассказу евангелиста Матфея, обращена была главным образом к фарисеям и саддукеям, особенно испорченным нравственно (ср. прим. к Мф. 3:7); такой же строгой встречи достойны были, без сомнения, все те из народа, кто находился под нравственным влиянием этих ложных руководителей народной нравственности. Строгая речь нужна была и вообще народу, как призыв его к строгому покаянию. Впрочем собственно с народом или теми из народа, кто искренне обращался к Иоанну, он говорил гораздо мягче (ст. 10-14, 18), строгие же выражения относятся к фарисеям и саддукеям. «Порождения ехиднины» и пр.: см. прим. к Мф. 3:7-10. 10-11.«Спрашивал народ» и пр.: смущенный строгостью речи пророка, народ спрашивает его: что же нужно делать, чтобы приносить плоды достойные покаяния и быть участниками в царстве Мессии? Ответы Иоанна евангелист передает кратко, хотя упоминает, что многому и другому поучал он народ (ст. 18); указываются только характерные черты, сущность ответов. Во всех ответах своих Иоанн требует дел любви и милосердия, так как и проповедуемое им царство есть царство любви и милосердия. Так народу вообще на вопрос – что делать – он отвечал: «у кого две одежды» и пр.: общий смысл этих частных требований тот, чтобы помогать бедным ближним кто чем может, у кого что есть лишнее – дела любви и милосердия. Такие дела составляют лучшее доказательство религиозно-нравственной чистоты, и степень усердия в исполнении таких дел указывает верно на степень нравственного усовершенствования человека; они же служат в частности лучшим свидетельством и выражением покаянного настроения духа, какого требовал Иоанн от народа (ср. Ис. 58:3-5. Дан. 4:24). 12-13.«Мытари»: см. прим. к Мф. 5:47. «Ничего не требуйте» и пр.: сборщики налогов для римского правительства, как откупщики-монополисты, имели возможность разными способами притеснять народ, взимая с него, под разными предлогами, более чем сколько следует. Иоанн поучает их, что они должны брать с народа не более, чем определено от правительства, и это – как дело любви – будет свидетельством их покаяния. Иоанн не осуждает самого их занятия, не советует им переменить его, хотя иудеи с отвращением и негодованием относились к ним, как агентам ненавистного им ига притеснителей, он только запрещает им брать лишнее. Народ должен платить подати налагаемые правительством, но не должен платить лишнее для удовлетворения корыстолюбия сборщиков. 14.«Воины»: нет достаточно ясных признаков, по которым можно было бы решить, что это были за воины, – природные ли иудеи, или же прозелиты из язычников; то или другое, во всяком случае это были люди также ожидавшие наступления нового царства, проповедуемого Иоанном. Состоя на службе римского правительства, ненавистного иудеям, солдаты легко могли подвергнуться таким порокам, как обида ближнего, или клевета на него, или лихоимство в добавок к получаемому ими от правительства содержанию. Иоанн требует как свидетельства их покаяния, чтобы они воздерживались от этих пороков. Он не порицает их службы, а требует только, чтобы они проходили оную честно, оказывая любовь и сострадание к ближним.
15.«В ожидании»: народ в это время с нетерпением ожидал обещанного ему издревле Мессию. Давно уже не было среди него пророка, и вот, когда явился Иоанн со своей сильной проповедью в духе и силе древних пророков, народ и начал думать – не сам ли это Мессия. Так думал не только народ, но и некоторые из представителей и руководителей народных (Ин. 1:19 и дал.). Так думать об Иоанне побуждало также вероятно образовавшееся в то время мнение, что Мессия, когда придет, будет крестить, что теперь делал Иоанн. Эту черту народного мнения об Иоанне указывают из евангелистов только два – Лука и Иоанн. 16-17.«Я крещу вас» и пр.: см. прим. к Мф. 3:11-12. «Развязать»: то же, что снять и понести. 18.«Благовествовал»: проповедью Иоанна началось благовествование (Евангелие) о пришествии в мир Сына Божия (ср. Мк. 1:1), а потому и сама эта проповедь, приготовлявшая людей к принятию Мессии, называется благовествованием (Евангелием). 19-20.«Ирод же» и пр.: вводное повествование об отношении Ирода к Иоанну Крестителю. Подробнее об этом говорится в евангелиях от Матфея (Мф. 14:1 и дал.) и Марка (Мк. 6:17 и дал.). «Заключил Иоанна в темницу», а потом и умертвил там. Это случилось не в то время, когда Иоанн проповедовал и крестил, а гораздо позднее; евангелист же упоминает здесь об этом потому, что не собирается рассказывать о дальнейшей жизни Иоанна (кроме одного случая – Лк. 7:19 и дал.), и к слову о нем здесь кратко сообщает, что было с ним в последствии; «повествует как бы с глубокой скорбью и сильной жалостью о том, что Ирод так неправо поступил с Иоанном, тогда как народ имел о нем высокое понятие» (Феофилакт Болгарский). 21-22.Евангелист повествует о крещении Христовом короче, чем евангелист Матфей, и более сходно с евангелистом Марком. «И молился»: особенная черта, упоминаемая только евангелистом Лукою. Это событие было началом служения Иисуса в качестве Мессии, и следовательно событие важнейшее в Его жизни, и евангелист замечает, что при этом Господь молился. «Дух Святой нисшел» и пр.: см. прим. к Мф. 3:16-17 и Мк. 1:10-11. 23-38.«Начиная» Свое служение: то есть в то время, как принял крещение, чем и началось торжественное Его служение. «Лет тридцати»: собственно около тридцати (ωσει), по смыслу выражения – или несколько более тридцати или несколько менее того. По более точным хронологическим соображениям нужно полагать, что Ему было несколько более 30 лет (см. прим. к ст. 1). «Как думали»: «как полагали иудеи, а на самом деле Он не был сыном Иосифа» (Евфимий Зигабен). «Сын Иосифов, Илиев» и пр.: при сравнении родословия Христа по Евангелию от Луки с таким же родословием по Евангелию от Матфея (Мф. 1:1-16), обнаруживается немало различий, объяснение которых издревле несколько затрудняло толкователей и вызвало несколько мнений. Главное различие их в следующем: 1) по родословию Евангелия от Матфея, отец Иосифа обручника – Иаков (ст. 16), по родословию Евангелия от Луки – Илий (ст. 23). 2) Салафииль и Зоровавель по обоим родословиям имеют разных отцов и сыновей. По Матфею Салафииль – сын Иехонии (Мф. 1:12), по Луке – сын Нирия (ст. 27), по Матфею сын Зоровавеля – Авиуд (ст. 13), по Луке – Рисай (ст. 27). 3) По Матфею Иосиф обручник – потомок Давида через Соломона (ст. 6-7), по Луке – через Нафана (ст. 31). 4) Имена членов родословия от Давида до Салафииля (Мф. ст. 7-12, Лк. ст. 31-27) и от Зоровавеля до Иосифа (Мф. ст. 13-16, Лк. ст. 27-23) по обоим родословиям разные, и число членов не одинаково. Объяснения этих различий были и есть следующие: 1) евангелист Матфей излагает родословие Иосифа обручника, а ев. Лука – Девы Марии, так как и он и Она происходили от Давида, только по разным линиям. Но против этого прямые слова евангелиста Луки, показывающие, что и он ведет родословие, так же как и ев. Матфей, Иосифа (ст. 23). Кроме того, не было обычая вести родословные таблицы по женской линии, хотя и несомненно, что Мария происходила также из рода Давидова. 2) Предполагают, что лица обоих родословий одни и те же, только имена другие, так как у евреев было в обычае давать одному и тому же лицу несколько имен. Это – догадка, несогласная ни с прямыми указаниями родословий на то, что одно из них ведется от Давида через Соломона, а другое – через Нафана, двух разных лиц, ни с числом членов того и другого родословия, из которых по одному таких больше (Лука), по другому меньше (Матфей). 3) Самое вероятное объяснение этих различий – объяснение законом ужичества, по которому брат или ближайший родственник умершего бездетным должен был взять его вдову и от нее продолжать род (ср. прим. к Мф. 1:12); рожденные таким образом дети имели как бы двух отцов: одного по плоти, другого по закону (умершего). Таким образом Салафииль называется у евангелиста Матфея сыном (по закону) Иехонии – бездетного, а ев. Лука называет отца его по плоти Нирия, который восстановил род бездетного Иехонии. От усыновленного Салафиилю Зоровавеля родились Авиуд и Рисай, и евангелист Матфей ведет родословие по первому, а ев. Лука по второму, точно так же как и первый ведет родословие от Давида через Соломона, а последний через Нафана, и по этим двум линиям – первый доводит родословие до Иакова, а последний до Илия, которые оба называются отцами Иосифа обручника, что произошло так: Илий, сын Матфата, умер бездетным, Иаков, сын Матфана, его ближайший родственник, от его вдовы восстановил его род, родив Иосифа, который таким образом по плоти был сыном Иакова, а по закону – Илия. Так объяснение различий в родословиях ведет свое начало от писателя 2-го века Юлия Африканского, который слышал его от оставшихся еще тогда в живых родственников Пресвятой Девы (Евсев. Церк. Ист. 1, 7). Это объяснение самое правдоподобное и принято было многими отцами и учителями Церкви. Два случая применения закона ужичества очень возможны в тяжкие для дома Давидова времена – во время вавилонского плена и перед пришествием Христа, когда род Давидов уже не царствовал в Иерусалиме. «Фаррин, Нахоров» и пр.: евангелист Лука ведет родословную таблицу Христа далее, чем ев. Матфей, за Авраама. В этой части родословная вполне согласна с родословными таблицами и историческими указаниями на это книги Бытия. «Адамов, Божий»: «рождение Господа, как безсеменное, встречало недоверие. Поэтому евангелист, желая показать, что и в другое время человек произошел без семени, от низших восходит до Адама и Бога. Он говорит как бы так: если ты не веруешь, как второй Адам родился без семени, то прошу – обратись умом к первому Адаму, и ты найдешь, что он сотворен Богом без семени и – после этого не будь не верующим» (Феофилакт Болгарский).



