< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

Глава 24

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Ст. 1-12 В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба. И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. И вспомнили они слова Его, и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим. То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам. И показались им слова их пустыми, и не поверили им. Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему. В первый день седмицы женщины пришли к гробу, неся с собой благовония. Пришли они весьма рано, что евангелист Матфей (28, 1) называет вечером субботы. Ибо глубокое утро почти то же, что очень поздний вечер. И нашли они камень отваленным от гроба, ибо Ангел отвалил его, как говорит Матфей (28, 2). Когда они вошли внутрь, им являются два мужа. Один, упоминаемый Матфеем (28, 2), сидел на камне, а эти два мужа предстали внутри гроба. Это разные видения. Мужи являются в одеждах блистающих, по причине светлости воскресения, и напоминают женщинам то, что им говорил Господь, именно: что »надлежит», то есть необходимо, Ему «быть предану в руки человеков грешников», то есть римлян, язычников и скверных, «и в третий день воскреснуть». О том, как воскресение тридневно, мы достаточно сказали в толковании на Матфея (гл. 28). - Когда они возвратились от гроба и рассказали об этом апостолам, то их почли мечтательницами. Так, по природе, невероятным кажется людям чудо воскресения! Впрочем, Петр не медлит, как и огонь, принявшийся за вещество, но бежит ко гробу и видит только пелены лежащие. И от того, что он достиг до гроба, на первый раз польза та, что вместо того, чтобы насмехаться, он удивляется: «и пошел назад (сказано), дивясь сам в себе происшедшему». Ибо как остались одни только пелены, и притом тогда, когда тело намазано было смирной? Сколько же досуга имел вор, когда он оставил их свитыми по надлежащему, вынес тело, и притом тогда, когда приставлены были воины? Под «Мариею, матерью Иакова», разумей Богородицу, ибо ее так называли, как мнимую мать Иакова, сына Иосифа, которого называли малым; я разумею брата Божия. Ибо был Иаков и больший, один из двенадцати, сын Зеведеев.

  • 2.

    но нашли камень отваленным от гроба

    См. Толкование на (Лк 24:1)

  • 3.

    И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса

    См. Толкование на (Лк 24:1)

  • 4.

    Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих

    См. Толкование на (Лк 24:1)

  • 5.

    И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми

    См. Толкование на (Лк 24:1)

  • 6.

    Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее

    См. Толкование на (Лк 24:1)

  • 7.

    сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть

    См. Толкование на (Лк 24:1)

  • 8.

    И вспомнили они слова Его

    См. Толкование на (Лк 24:1)

  • 9.

    и, возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим

    См. Толкование на (Лк 24:1)

  • 10.

    То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам

    См. Толкование на (Лк 24:1)

  • 11.

    И показались им слова их пустыми, и не поверили им

    См. Толкование на (Лк 24:1)

  • 12.

    Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему

    См. Толкование на (Лк 24:1)

  • 13.

    Ст. 13-24 В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Некоторые говорят, что один из этих двоих был сам Лука, потому евангелист и скрыл свое имя. Они разговаривали между собой о всех сих событиях не как верующие, но как недоумевающие и изумляющиеся необычайным происшествиям, и не скоро могущие примириться с таким чудным явлением, Иисус, подойдя, пошел с ними. Ибо, имея тело уже духовное и Божественнейшее, Он в расстоянии мест не находил препятствия быть с теми, с кем Ему угодно. Поэтому и телесные очертания, с которыми тогда явился Спаситель, не позволяли им узнать Его. Ибо Он явился им, как говорит Марк (16, 12), «в ином образе» и в иных чертах. Он телом располагал уже не по законам природы, но сверхъестественно и духовно. От сего-то очи их и были удержаны так, что не узнавали Его. Для чего же Он явился в ином образе, и для чего очи их были удержаны? Для того чтоб они открыли все свои недоумения, обнаружили свою рану и потом уже приняли лекарство; чтоб после долгого промежутка явиться им более приятным; чтоб научить их из Моисея и пророков, и тогда уже быть узнанным; чтоб они лучше поверили, что тело Его уже не таково, чтобы могло быть усматриваемо всеми вообще, но что воскресло хотя то же самое, которое и пострадало, однако же, видимо бывает только для тех, кому Он благоволил; чтобы они приобрели отсюда и ту великую пользу, чтобы не колебаться уже недоумениями (относительно того, например), для чего Он снова не обращается среди народа, но размышляли в себе, что образ жизни Его по воскресении далеко разнится от обыкновенного, не человеческий, но Божественнейший, так что служит образом и будущего воскресения, в которое мы будем жить, как Ангелы и сыны Божии. Итак, вот для чего очи их были удержаны, и они не узнали Его. Ибо Он становился видим для тех, для кого желал. - Господу, являющемуся в виде спутника, Клеопа делает упрек и говорит: «неужели Ты один из пришедших», то есть, неужели ты один из жителей Иерусалима не знаешь о случившемся? Иные, впрочем, слова: «из пришедших (пришелец еси)» понимали так: неужели ты один только пришлец и живешь вне Иерусалима, и так безучастен к происходящему в нем, что не знаешь о сем? - Смотри же, какое очень малое еще имели они понятие о Господе. Они назвали Его мужем »пророком», как можно назвать Илию, Иисуса сына Навина или Моисея; «сильным в деле и слове»: прежде - дело, потом - слово. Ибо никакое слово учителя не твердо, если учитель прежде не представит себя исполнителем оного. Итак, будь прежде силен в деле, потом старайся иметь и слово. Тогда и Бог будет содействовать тебе. Ибо прежде - делание, а потом - созерцание и озарение. Если не вычистишь зеркала с трудом и потом, то не увидишь желаемой красоты. Ибо «блаженны чистые сердцем», а это достигается делами, «ибо они Бога узрят» (Мф 5:8), и это конец созерцанию. Нужно быть сильным в деле и слове «пред Богом», а потом «пред всеми людьми». Ибо прежде Богу нужно угождать, а потом стараться быть по возможности непорочным и пред людьми, и не должно ни человекоугодливость предпочитать богоугождению, ни жить на соблазн многих, но заботиться о том и другом, как и премудрый говорит: разумей добре пред Богом и людьми. И Павел говорит то же (2 Кор 8:21). - «А мы надеялись было, - говорит, - что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля». Как бы обманутые в своих надеждах, они говорят так: мы надеялись, что Он и других спасет, а вот Он и Себя не спас. Так они были малодушны и косны на веру! Их слова похожи на то, что говорили и находящиеся у креста: «других спасал, а Себя не может спасти» (Мк, 15, 31). Поэтому и Господь называет их несмысленными и медлительными в веровании. Что значат слова: «избавить Израиля»? Мы говорили некогда, что народ иудейский и прочие ожидали во Христе спасителя и избавителя от угнетавших их зол и от ига римского рабства и надеялись, что Он воцарится на земле. Поэтому и говорят: мы надеялись, что Он и Израиля избавит от язычников - римлян, а вот Он и Сам не избег несправедливого над Ним приговора. - «Уже третий день ныне, и некоторые женщины из наших изумили нас» и прочее. Говорят так в состоянии недоумения. Мне кажется, что эти два мужа были в сильном колебании мыслей, ни слишком не верили, ни слишком верили. Ибо слова: «мы надеялись, что Он избавит Израиля» обнаруживает неверие; а слова «уже третий день ныне» показывают, что люди уже близки к тому, чтобы вспомнить слова Господа: «в третий день воскресну». И слова: «изумили нас» обнаруживают нечто подобное же, то есть колебание их неверия. Рассматриваемые же в совокупности, слова эти поистине свойственны людям, находящимся в сильном сомнении, так как люди сии необычайностью воскресения приведены были в состояние недоумения и в затруднительное положение. И «пошли, - говорят, - некоторые из наших», то есть или один Петр, или Петр и Иоанн. И отсюда видно, что о чем одни говорят пространно, о том другие упоминают кратко и мимоходом, так как Иоанн пространнее повествует о хождении Петра и Иоанна ко гробу, а сей (Лука), упомянув о немногих, имена их опустил.

  • 14.

    и разговаривали между собою о всех сих событиях

    См. Толкование на (Лк 24:13)

  • 15.

    И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними

    См. Толкование на (Лк 24:13)

  • 16.

    Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его

    См. Толкование на (Лк 24:13)

  • 17.

    Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны

    См. Толкование на (Лк 24:13)

  • 18.

    Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни

    См. Толкование на (Лк 24:13)

  • 19.

    И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом

    См. Толкование на (Лк 24:13)

  • 20.

    как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его

    См. Толкование на (Лк 24:13)

  • 21.

    А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло

    См. Толкование на (Лк 24:13)

  • 22.

    Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба

    См. Толкование на (Лк 24:13)

  • 23.

    и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив

    См. Толкование на (Лк 24:13)

  • 24.

    И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели

    См. Толкование на (Лк 24:13)

  • 25.

    Ст. 25-35 Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Поскольку они размышляли по-человечески и страдали большим сомнением, то Господь называет их несмысленными и медлительными в веровании всему тому, что предсказывали пророки. Ибо можно веровать отчасти и веровать всецело. Например, кто надеется, что Христос придет для спасения народа, впрочем, не для спасения душ, но для восстановления и избавления иудейского народа, тот верует не настолько, насколько должно веровать. Равно и тот, кто словам Давида: «пронзили руки Мои и ноги Мои» (Пс 21:17) и прочим словам относительно креста и обстоятельств на кресте верует, как пророчеству от лица Господа, и места Писания о страдании принимает, но не принимает в рассуждение места о воскресении, каковы, например, сии: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс 15:10), «между мертвыми» (Пс 87:6), «освобождает узников от оков» (Пс 67:7) и подобные, тот имеет веру не совершенную, но верует отчасти. А должно верить пророкам во всем, как относительно состояния уничижения, так и относительно состояния славы. Ибо Христу нужно было пострадать - это уничижение. Но нужно было Ему войти и в славу Свою - это прославление. Вы же так несмысленны, что слыша Исаию, говорящего о том и другом состоянии, именно: «веден был Он на заклание» и «хочет Господь явить Ему свет» (Ис 53:7), первое принимаете, а о втором не помышляете: тому, что Он «изъязвлен был», веруете, а того, что Господь хочет очистить Его от язвы (Ис 53:5) и в ум не берете. Но поскольку, »говорит», вы »несмысленны», то есть медлительны (ибо если бы они были несмысленны то Он ничего не стал бы и говорить им), поскольку вы медлительны, то Я раскрою ваш ум и сделаю его быстрым в мышлении. Поэтому Он и изъяснил им из Моисея и из всех пророков сказанное о Нем. Таинство жертвоприношения Авраамова, когда он, оставив живым Исаака, принес во всесожжение овна, служило преобразованием относительно Господа, как и Сам Господь говорит, что Авраам видел день Его, и возрадовался (Ин 8:56). И это место: «жизнь твоя будет висеть пред тобою» (Втор 28:66), в одно и то же время указывает и на распятие словом «висеть» и на воскресение словом »жизнь». Рассеяны и в прочих пророчествах изречения о кресте и о воскресении, особенно у важнейших пророков. Таких мест можно набрать и из них. - Примечай, пожалуй, и то, что вход в славу зависит от перенесения страданий. - Господь показывает вид, что хочет идти далее, без сомнения, по человечеству. - Когда Он соизволяет, тогда очи их отверзаются, и они узнают Его. Сим обозначается и нечто другое, именно: что у тех, кои причащаются благословенного хлеба, отверзаются очи для указания Его. Ибо плоть Господа имеет великую и несказанную силу. - Он становится им невидимым, потому что имел не такое уже тело, чтоб надолго пребывать с ними телесно, и вместе для того, чтобы таковым действием еще более усилить их любовь. - Они так обрадовались что «в тот же час: встали и возвратились в Иерусалим, впрочем, возвратились не в тот же час, ибо встали в тот же самый час, а возвратились спустя столь много (времени), сколько нужно было им на переход расстояния в шестьдесят стадей. В эти часы, конечно, Господь явился и Симону, покуда эти два мужа совершали обратный путь в Иерусалим. - »Сердце» их »горело» или от огня слов Господних, когда при изъяснении Господом они внутренне разгорались и соглашались с Его речами как истинными, или, когда Он изъяснял им Писания, сердце их билось и внутренне говорило: Сей Самый, Который изъясняет нам, есть Господь.

  • 26.

    Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою

    См. Толкование на (Лк 24:25)

  • 27.

    И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании

    См. Толкование на (Лк 24:25)

  • 28.

    И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее

    См. Толкование на (Лк 24:25)

  • 29.

    Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними

    См. Толкование на (Лк 24:25)

  • 30.

    И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им

    См. Толкование на (Лк 24:25)

  • 31.

    Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них

    См. Толкование на (Лк 24:25)

  • 32.

    И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание

    См. Толкование на (Лк 24:25)

  • 33.

    И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними

    См. Толкование на (Лк 24:25)

  • 34.

    которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону

    См. Толкование на (Лк 24:25)

  • 35.

    И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба

    См. Толкование на (Лк 24:25)

  • 36.

    Ст. 36-44 Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Господь, все устрояющий для нашего спасения, становится посреди учеников, с намерением уверить их в воскресении. И, во-первых, обычным приветствием мира утишает их смущение, а потом показывает, что Он Самый есть Учитель их, который любит это приветствие и который вооружал их этим приветствием, когда посылал на проповедь (Мф 10:12); (Лк 10:5). Поскольку же от этого слова не укротилось душевное их смущение, Он иначе показывает им, что Он есть Сын Божий, знающий сердца. «Для чего, - говорит, - такие мысли входят в сердца ваши?» А всеми признано, что знать сердца свойственно одному Богу (Пс. 138), Присовокупляет и еще иное доказательство - осязание рук и ног. Вы, - говорит, - считаете Меня за духа или за привидение, каковых обыкновенно много от умерших представляется, особенно при гробах. Но знайте, что дух не имеет ни плоти, ни костей, а Я имею и плоть, и кости, хотя Божественнейшие и духовные. Ибо тело Господа хотя не было духом, но было »духовно», то есть чуждо всякой вещественной грубости, и управлялось духом. Тело, какое мы ныне имеем, »душевно», то есть управляется душой и оживотворяется естественными и душевными свойствами и силами. А тело, каким оно будет по воскресении, Павел называет духовным (1 Кор. 15, 44), то есть оно оживотворяется и управляется Духом Божиим, а не душой, быв неизреченным и духовным образом пересоздано для нетления и сохраняясь в оном. Так нужно мыслить о теле Господнем по воскресении, именно как о духовном, тонком, чуждом всякой грубости, не нуждающемся ни в пище, ни в другом чем, хотя Господь и вкушал для уверения. Ибо если Он вкушал, то вкушал не по природе тела Своего, но по особенному устроению, именно: чтобы показать, что воскресло то же самое тело, которое страдало. А в природе этого тела было входить сквозь запертые двери, без труда переходить от места до места. - Когда же ученики еще не верили, ни осязанием не убеждались, то Господь присовокупил и еще доказательство - вкушение пищи, потребляя едомое некоторой божественной силой. Ибо все, что естественно поедается устами, афедроном выходит, а Он, как мы сказали, вкушает не по закону природы, но по особенному устроению. Употребленные Им яства, кажется, имеют и некоторый прикровенный смысл. Вкушая часть печеной рыбы, Господь дает знать, что Он огнем Своего Божества испек наше естество, плавающее в соленой жизни сей, обсушил всю влагу, приставшую к нему от глубоких вод, а особенно от волн, и таким образом сделал оное Божественной пищей, сделав приятной Богу снедью то, что было прежде скверно. Это означается пчелиным сотом, то есть нынешняя сладость нашего естества, прежде отверженного. Или, я и то думаю, что «печеной рыбой» означается деятельная жизнь, которая с помощью пустыннических и молчальнических углей истребляет в нас большую влажность и тучность, а «сотовым медом» - знание или созерцание, так как речения Божия сладки (Пс 18:11). Впрочем, есть мед трутневый - языческая мудрость, и есть мед пчелиный - премудрость Божественная, а пчела есть Христос. Хотя она мала величиной, ибо слово сокращенно и слабо силой, ибо Павел проповедует не в силе слова, чтобы не упразднить креста (1 Кор. 1, 17), однако же, она любезна царям и частным людям, кои труды ее употребляют на здоровье душам.

  • 37.

    Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа

    См. Толкование на (Лк 24:36)

  • 38.

    Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши

    См. Толкование на (Лк 24:36)

  • 39.

    Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня

    См. Толкование на (Лк 24:36)

  • 40.

    И, сказав это, показал им руки и ноги

    См. Толкование на (Лк 24:36)

  • 41.

    Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища

    См. Толкование на (Лк 24:36)

  • 42.

    Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда

    См. Толкование на (Лк 24:36)

  • 43.

    И, взяв, ел пред ними

    См. Толкование на (Лк 24:36)

  • 44.

    И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах

    См. Толкование на (Лк 24:36)

  • 45.

    Ст. 45-53 Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь. Когда Господь умирил и успокоил сердца учеников, удостоверив их в действительности воскресения Своего тела Своими речами, дозволением осязать Себя и вкушением пищи, тогда отверз им ум к разумению Писания. Ибо если бы душа их не утишилась, как бы они уразумели, находясь в состоянии беспорядочном, в состоянии смущения? Ибо «Остановитесь, - сказано, - и познайте» (Пс 45:11). За сим учит их, что «так надлежало пострадать Христу». Как же это »так»? На древе крестном. Поскольку погибель вошла чрез дерево, то и тлению надлежало быть разрушену чрез дерево, и услаждение деревом надлежало упразднить Господу, непобедимо прошедшему болезни на дереве. Потом, - говорит, - надлежало Христу «воскреснуть в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах». Здесь Господь говорит о крещении. Ибо в нем совершается покаяние чрез исповедь и отложение прежней злобы и нечестия и последует прощение грехов. - Как понимать то, что крещение бывает во имя одного только Христа, когда мы в другом месте научаемся совершать оное во имя Отца и Сына, и Святаго Духа? (Мф 28:19) Во-первых, то скажем, что когда мы говорим: крещение бывает во имя Христа, то не то говорим, будто нужно совершать оное в одно имя Христа, но что нужно совершать крещение ни иудейское, ни Иоанново, служившее к одному покаянию, но Христово, которым Христос крестился, то есть духовное, подающее общение Святого Духа и прощение грехов, что Он Сам показал, крестившись ради нас в Иордане и явив Духа Святого в виде голубя. - Потом, крещение во имя Христа понимай так: крещение в смерть Христову. Ибо как Он умер и в третий день воскрес, так и мы образно погребаемся в воде, потом выходим из нее нетленными по душе и получаем залог быть нетленными по самому телу. - И иначе: имя Христос (помазанник) само в себе предъявляет и Отца помазавшего, и помазание Духа, и Сына помазанного. - Прощение грехов бывает «во имя Господа». Где же скверные языки тех, кои крестят в Монтана и Прискиллу и Максимиллу? Поистине, крестящимся так не бывает никакого прощения, а еще прилагаются грехи, и поэтому они впали в ужасную погибель. - Слово прошло «во всех народах», начиная от Иерусалима. Ибо, когда во Христе соединилось и воспринято все естество человеческое, ему не нужно уже было распадаться на два отдела - евреев и язычников, но, начиная от Иерусалима, слову нужно было вселиться и между язычниками, чтобы объединить весь род человеческий. «Вы же, - говорит, - свидетели сему», то есть страданиям и воскресению. Потом, чтобы они не смутились внутренне помыслами (о том, например), как мы, люди простые, будем свидетельствовать и посланы будем к язычникам, как выступим прямо против иерусалимлян, которые и Тебя убили, Господь для сего говорит: мужайтесь, ибо Я вскоре пошлю (на вас) «обетование Отца Моего», о котором Я сказал чрез Иоиля: излию от Духа Моего на всякую плоть и прочее (Иоил 2:28) Итак, вы, ныне боязливые и немужественные, оставайтесь в городе Иерусалиме, пока не облечетесь силой не человеческой, но небесной. Не сказал: пока не »получите», но: пока не »облечетесь», показывая чрез это, что духовное вооружение будет хранить их со всех сторон. - Вывел их до Вифании; думаем, что это случилось в самый сороковой день (от воскресения). Ибо о чем они говорят кратко, то (ты понимай, пожалуй) совершается в течение многих дней, как и сам Лука говорит в Деяниях (1, 3), что Господь являлся ученикам в продолжение сорока дней, ибо Он часто являлся им и часто удалялся от них. - Господь »благословил» учеников, быть может, для того, чтоб преподать им силу, которая хранила бы их до сошествия Духа, а может быть, и в наше научение, чтобы мы, когда удаляемся куда-нибудь, подчиненных своих вверяли под сохранение благословением. - И стал «возноситься на небо». Илия возшел «на небо» (4 Цар 2:11), ибо казалось, что он возносился как бы на небо; а Спаситель возшел на самое небо предтечею всех, чтобы со святой плотью Своей явиться лицу Божию и посадить ее с Отцом (Евр 9:24): и ныне естество наше во Христе принимает поклонение от всякой ангельской силы. - «И возвратились в Иерусалим с великою радостию. И пребывали всегда в храме». Смотри, какое мужество! Еще не получили Духа, а живут духовно. Прежде запирались в дому, а теперь живут посреди первосвященников и не заботятся ни о чем житейском, но, презрев все, постоянно пребывают в храме, хвалят и благословляют Бога. О, если бы и мы, став подражателями их, постоянно пребывали в святой жизни, хваля и благословляя Бога такой жизнью! Ибо жизнь святая и добродетельная есть слава и благословение Богу, потому что Ему принадлежит всякая слава вовеки. Аминь.

  • 46.

    И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день

    См. Толкование на (Лк 24:45)

  • 47.

    и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима

    См. Толкование на (Лк 24:45)

  • 48.

    Вы же свидетели сему

    См. Толкование на (Лк 24:45)

  • 49.

    И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше

    См. Толкование на (Лк 24:45)

  • 50.

    И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их

    См. Толкование на (Лк 24:45)

  • 51.

    И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо

    См. Толкование на (Лк 24:45)

  • 52.

    Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью

    См. Толкование на (Лк 24:45)

  • 53.

    И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь

    См. Толкование на (Лк 24:45)

1-11.О путешествии ко гробу жен мироносиц ев. Лука повествует с некоторыми подробностями, каких нет в первых двух Евангелиях, но некоторые из повествуемых там опускает. – «В первый день недели»: см. прим. к Мф. 28:1Мк. 16:2. – «Очень рано»: менее определенно, чем у первых двух евангелистов. – «Приготовленные ароматы»: см. Лк. 23:26Мк. 16:1. – «Пришли они»: т.е. женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи (Лк. 23:55). Их был целый сонм, из которого евангелист поименовывает только трех, прибавляя двукратно, что были и другие с ним (ст. 1 и 10; ср. прим. к Мф. 28:1Мк. 16:1). – «Нашли камень отваленным»: см. прим. к Мф. 28:2-4Мк. 16:3-4. – «Вдруг предстали перед ним два мужа»: не упоминая об Ангеле, сидевшем на отваленном камне, ев. Лука говорит только о том, что видели они во гробе, как и ев. Марк. Но Марк упоминает об одном Ангеле, Лука же о двух. В объяснение сего надобно заметить, что Ангелов тут было несколько, и одни из жен видели одного вне, другие двух внутри, иные одного внутри; потому и речи Ангелов, в сущности сходные, передаются несколько различно: одни Ангелы говорили так, другие так, но говорили об одном и том же и согласно, различаясь лишь в частных чертах, или точнее – указывая на те или другие частные черты события. Прекрасно некто негде сказал о различии в этом отношении повествований евангельских: «холодные выискиватели противоречий в евангельских сказаниях, неужели вы не видите, что евангелисты не перечисляют являвшихся женам Ангелов? Весь гроб, вся окружность гроба исполнена ликов ангельских невидимо. Там было не только два-три Ангела, там были их тысячи, и являлись они женам не постоянно один и тот же, не постоянно одни и те же два. То являлся один, то другой, то два вместе; то в этом месте, то в другом; то с такою речью в устах, то с такою». В самом деле надобно полагать, что евангелисты и в этом случае, как и во многих других, не описывают события вполне, а излагают те или другие стороны события, те или другие подробности, и очень может быть, что остались еще подробности, не упомянутые ими, так что и из совокупности их сказаний не выходит еще подробная история события. Излагая один такую преимущественно частность, другой другую, третий иную, они, без сомнения, не разногласят между собой, а только восполняют один другого. – «Что ищете живого между мертвыми»: выражение это не значит, что во гробе кроме Христа были еще и другие мертвые схороненные (ср. Лк. 23:53); смысл его такой: зачем вы полагаете, что мертв Тот, Кто на самом деле жив? – «Вспомните, как Он говорил вам» и пр.: см. прим. к Лк. 9:22Лк. 18:32 и парал. По сказаниям евангелистов Матфея и Марка, Ангел напоминает женам об обетовании Господа предварить, по воскресении своем, учеников в Галилее; Ангелы же у ев. Луки, для удостоверения жен в истине воскресения Христов, указывают на предсказание о сем великом событии самого Христа, когда Он был с ними еще в Галилее. Одна подробность не исключает другую, и евангелисты не стоят в разногласии между собой. – «Возвестили все сие»: послушные повелению Ангелов (Мф. 28:7Мк. 16:7) и самого Господа (Мф. 28:10), женщины, возвратившись поспешно, рассказали о виденном и слышанном ими Апостолам и всем прочим, т.е. бывшим с ними. – «Не поверили им»: см. прим. к Мк. 16:11. – «Петр побежал ко гробу»: подробнее о сем путешествии Петра (вместе с Иоанном) повествуется в Евангелии Иоанновом (Ин. 20:1-10).

13-35.Сказание о явлении воскресшего Господа Еммауским путникам, о котором лишь кратко упоминает ев. Марк (Мк. 16:12-13), составляет особенность Евангелия от Луки, который подробно передает об этом замечательном явлении.

13-14.«В тот же день»: в который утром жены мироносицы и Петр с Иоанном ходили ко гробу (1-12), т.е. в самый день воскресения Христова. – «Двое из них»: не из одиннадцати учеников, от которых далее эти два ученика прямо отличаются (ст. 33), а из бывших в то время вместе с одиннадцатью «прочих» (ст. 9), т.е. может быть из числа 70 Апостолов (Лк. 10:1), во всяком случае весьма близких к Апостолам (ст. 22, 24). Один из этих путников называется далее Клеопою: это может быть тот Клеопа, о жене которого – сестре Богоматери, Марии, упоминает в Евангелиях и в предании (ср. прим. к Мф. 1:24Мф. 12:46-47). Другой же, по преданию, был сам ев. Лука (ср. Феофил.), который может быть по тому самому, что сам был свидетелем-очевидцем сего события, и описывает его так подробно и наглядно. – «В селение, называемое Еммаус»: это не тот Еммаус, который лежал в долине Иудейской, недалеко от Генисаретского озера, и после назывался Никополем (хотя Евсевий и Иероним и разумеют этот Еммаус). Это был довольно большой город, а евангельский Еммаус – селение; тот отстоял от Иерусалима на 176 стадий, а евангельский – на 60 только стадий. – Полагают, что евангельский Еммаус – селение на западе от Иерусалима по дороге в Иоппию (нынешнее Кулониех), в двух добрых часах пути от Иерусалима. – «Стадий шестьдесят»: приблизительно 10-12 верст. – «Разговаривали о всех сих событиях»: т.е. о событиях последних дней жизни И. Христа, или событиях этого дня, описанных в начале этой главы Евангелия. Эти события, как видно, тяжело легли на их душу; они не знали, что думать о них, находились в недоумении и от этого были печальны (ст. 17).

15-16.«Приблизившись, пошел с ними»: догнал их дорогою и пошел как спутник их, которому нужно идти дальше одною дорогою с ними. – «Глаза их были удержаны»: по сказанию ев. Марка, Господь явился им в ином образе, и это выражение достаточно объясняет, почему «они не узнали Его». Сверх того, они не знали о Его воскресении, по крайней мере не знали, как думать о нем (ст. 21-24); и как могли они в этом спокойном и обыкновенном по-видимому путешественнике узнать измученного и распятого их Учителя и Господа? Впрочем нет сомнения, что к этой естественной причине присоединялась причина сверхъестественная: Господу не угодно было, чтобы они тотчас узнали Его, «и иной образ» Он употребил, как средство, дабы не быть узнанным до времени. Почему это Ему угодно было, и для чего Он не хотел, чтобы они узнали Его тотчас же? Может быть «для того, чтобы они открыли все свои недоумения, обнаружили свою рану и потом уже приняли лекарство; чтобы после долгого промежутка явиться им более приятным; чтобы научить их из Моисея и пророков, и тогда уже быть узнанным; чтобы они лучше поверили, что тело Его уже не таково, чтобы могло быть усматриваемо всеми вообще, но что хотя воскресло то же самое, которое и пострадало, однако же видимо бывает только для тех, кому Он благоволит; чтобы они приобрели отсюда и ту великую пользу, чтобы не колебаться уже недоумениями, – почему Он снова не обращается среди народа, – но размышляли в себе, что образ жизни Его по воскресении далеко разнится от обыкновенного, не человеческий, но божественнейший» (Феофил.); чтобы вера их утвердилась сначала разумно, а потом уже видением.

17.«О чем это вы рассуждаете?» Всеведущий, Он хочет от них самих узнать, что составляет предмет их беседы, чтобы тем сильнее напечатлеть в душе их учение свое; хочет, чтобы они сами раскрыли пред Ним болезни души своей, дабы действеннее на нее было лекарство. Он обращается к ним с таковым же вопросом, с каким обращался незадолго пред сим к Марии Магдалине, также на время скрывая Себя самого (Ин. 20:15). – «Отчего печальны?» Это показывает, что вера в воскресение их Учителя не осветила еще и не обрадовала их сердца, что они находились еще в тяжелом недоумении относительно всего случившегося с их Господом; сладость веры еще не разогнала горечи сердечной, каковая слышится в словах Клеопы, особенно первых.

18.«Неужели Ты один из пришедших» и пр.? Клеопа считает вопрошавшего за пришельца, т.е. за иудея, пришедшего в Иерусалим на праздник из другой какой-либо страны, каковых пришельцев стекалось в Иерусалим на праздник множество; потому считает он Его за пришельца, что не может допустить мысли, чтобы житель Иерусалима или пришедший в него из другого места Палестины мог не знать о случившемся на днях в Иерусалиме. Да и то, чтобы какой-нибудь пришелец мог не знать об этом случившемся, Клеопа считает тоже весьма сомнительным (неужели «Ты один»?).

19-20.На вопрос Господа – о чем это, происшедшем в сии дни, Он один (будто бы) не знает, – из уст обои путников слышится их недоумение и скорбь душевная, и уныние и раздумье. Это объяснение их замечательно особенно тем, что показывает, как смотрели они на Иисуса, Учителя своего, даже в то время, когда их лучшие надежды, по их мнению, не осуществились. – «Что было с Иисусом Назарянином»: слово Христос (Мессия) не слышится теперь их уст их, потому что надежды свои в этом отношении они считают несбывшимися; называют Его только Иисусом из Назарета, предполагая, что и с этим одним именем Он не может быть неизвестен кому-либо, бывшему на этих днях в Иерусалиме. Что этот Иисус, несмотря на свою позорную смерть на кресте наряду с разбойниками, – пророк, чрезвычайный посланник Божий, каких кроме пророка Иоанна Крестителя давно уже не видал у себя еврейский народ, – это для них несомненно, и они, не обинуясь пред незнакомцем выражают свою веру в Него и исповедание Его, как истинного пророка. Пророческое достоинство свое Он засвидетельствовал, по их мнению, тем, что был «силен в деле», творя великие чудеса, свидетельствующие о Его божественном посланничестве, и «в слове», проповедуя такое учение, которое Он мог принять непосредственно от Бога. Об этой силе Его в деле и слове свидетельствовал и Сам Бог и весь народ. Не обинуясь также путники говорят почитаемому ими пришельцем иерусалимским, что относительно этого пророка между ними и начальниками народными решительная разность мнений. Если эти начальники народные предали Его, как злодея, на позорную смерть: то они, т.е. путники Еммаусские, вместе с другими учениками сего пророка, «надеялись», что Он есть Тот, который должен избавить Израиля. – Какого рода были сии их надежды, какого избавления Израиля они ожидали, они не говорят. Но каковы бы ни были эти их надежды и ожидания, имели ли они более политическое или более религиозное направление, они, как полагают путники, не сбылись или по крайней мере они не понимают, что делается. – «Вот уже третий день» доходит, «как все свершилось», как Он распят, умер и погребен и – надежды их не сбываются. Господь говорил ученикам о своем воскресении в третий день, но ученики не понимали тогда слов Его; впрочем, как кажется, ожидали в это время чего-то необыкновенного, что и случилось действительно, но они не понимают, что это такое. «Мне кажется, что эти два мужа были в сильном колебании мыслей, ни слишком верили, ни слишком не верили. Ибо слова: «мы надеялись, что «Он избавит Израиля», обнаруживают неверие; а слова: «ныне уже третий день», показывают, что люди уже близки к тому, чтобы вспомнить слова Господа – «в третий день воскресну». Рассматриваемые же в совокупности слова сии поистине свойственны людям, находящимся в сильном сомнении, так как люди сии необычайностью воскресения приведены были в состояние недоумения и в затруднительное положение» (Феофил.).

22-24.«Некоторые женщины из наших», продолжают путники, т.е. из общества учеников и учениц Иисусовых, «изумили нас» (ἐξέστησαν, ср. Деян. 2:12), привели в такое расположение духа, что и не знаем, что и думать о всем этом деле. Они рано пошли ко гробу и, вскоре возвратившись, сказывали, что не нашли там того, чего искали, т.е. тела погребенного Иисуса, а видели то, чего не искали, явление Ангелов и слышали то, чего не ожидали – Ангелы сказали им, что Он жив. Примечательна эта безыскусственность, с какою путники повествуют о посещении женами гроба, о виденном и слышанном там ими. – Вследствие такого изумительного известия, принесенного женщинами, «некоторые из наших», т.е. из учеников, пошли ко гробу. (Это выражение – «некоторые из наших» показывает, что и по сказанию ев. Луки не один Петр приходил ко гробу, хотя он в повествовании о сем и называет одного Петра, ст. 12. Это выражение подтверждает достоверность сказания Иоанна, что Петр ходил ко гробу с другим учеником, которого любил Иисус – Ин. 20:2 и дал.). Но, оканчивают речь путники, хотя пошедшие ко гробу ученики и нашли так, как говорили женщины, т.е. нашли гроб пустым и тела Господа в нем не было, однако «самого Его они не видали». Это и ставит их в затруднение, и они не знают, что думать обо всем этом. Ученики Ангелов не видали, благовестия их о воскресении Иисусовом не слыхали, тела Его во гробе не нашли, самого Его не видели, а женщины говорили, что видели Ангелов и слышали он их о воскресении Христовом... Что же все это значит? – Путники не говорят, что от женщин они слышали о явлениях Воскресшего сначала Магдалине (Ин. 20:14-18Мк. 16:9), а потом ей же вместе с другою Мариею (Мф. 28:9-10). Не говорят потому, что ушли из Иерусалима еще до возвращения Магдалины и другой Марии после того, как им явился Воскресший, или потому, что ученики не поверили им. «Его не видали»: этими словами путники оканчивают рассказ свой и этим как бы дают знать, почему они теперь в недоумении и почему они «печальны».

25-27.«Тогда Он сказал им»: не открываясь еще им Господь принимает вид и тон искусного в Писании равви, и прямо дает им понять, что причина такого их неопределенного состояния в них самих. Он называет их (ἀνόητοι) – непонятливыми и медлительными сердцем, чтобы веровать всему предсказанному пророками. Что они нечто понимали и отчасти веровали, это словами Христа не отрицается, но указывается, что они «не всему» веровали. «Ибо можно веровать отчасти и веровать всецело» (Феофил.); что вера их была односторонняя, и потому не могла вполне осветить божественным огнем все стороны их души, а потому некоторые стороны души их были темны и оттого скорбь и недоумение обдержали их. Надобно веровать «всему», что предсказано было пророками, и тогда они поймут силу совершившегося на их глазах с их Учителем и поверуют Его воскресению. – «Не так ли надлежало пострадать Христу» (Мессии)? Господь говорит о необходимости страданий Мессии, которые для веры людей основываются на том, что так предсказали о Нем пророки. То, что их соблазняло, было неизбежно по высшим планам божественного мироправления, и они не соблазнились бы, если бы «вполне» верили предсказаниям предков, правильно понимая их. – И «войти» (страданиями) «в славу свою»: что казалось им несоединимым и несовместимым со славою Мессии, было однако же неизбежным предопределенным путем к этой славе; слава разумеется как слава царя нового духовного царства Божия на земле и небе, в противоположность их чувственному представлению об избавлении Израиля Мессиею (ст. 21). Чтобы убедить их в истине своих слов, Господь объяснял им пророчества о Мессии «всех» ветхозаветных пророков, начиная с первого из них, оставившего писания, Моисея. Как счастливы были путники Еммаусские, удостоившиеся слышать из уст самого Господа изъяснение пророчеств о Нем! Но св. Апостолы, а отчасти и Он сам, раскрыли их и для нас достаточно, чтобы утвердить нашу веру в них и в Него.

28-29.«Показывал вид, что хочет идти далее»: может быть произнося обычные при расставании приветствия. Показывая такой вид, Он вероятно хотел вызвать добрые чувства путников своих, чтобы произвести затем сильнейшее впечатление на их душу. – «Удерживали Его»: что показывало их доверие к Нему и душевное расположение. Причину они выставляют не ту, по которой действительно удерживали Его, а ту, что день склонялся уже к вечеру, что ночью одному не совсем удобно и может быть не совсем безопасно путешествовать (ср. Быт. 19:23Суд. 19:9). Но Сердцеведец видел расположение их души и склонился на их просьбу конечно не по той причине, какую они выставляли. – «Остался с ними»: не имел ли один из этих путников своего дома в Еммаусе, где и приготовлена была вечеря для них после дневного пути?

30-31.«Когда возлежал с ними»: за вечернею трапезою. – «Взяв хлеб, благословил»: благословение и преломление хлеба за трапезою совершалось хозяином дома. Но путники, может быть из уважения к столь усладившему своим учением душу их равви, предложили Ему честь эту, или может быть, Он сам, намереваясь теперь открыться им и именно в действии преломления хлеба, взял на себя это право и обязанность главы семейства, как Господь и Учитель их. Если имело место последнее, то может быть это самое уже обратило их особенное внимание на спутника. Потом, благословение и молитва перед вечерей может быть напомнили им характеристическое в благословениях и молитвах Господа при подобных случаях; наконец, не приметили ли они при сем знаков крестных на руках Его (ст. 39-40), и по всем сим признакам узнали Его? Но этими одними естественными причинами нельзя объяснить отвержения очей их. Как удержаны были глаза их по особенному намерению и действию Господа, так и отверзлись глаза их по тому же особенному намерению и действию. – «И Он стал невидим для них»: действие несомненно чудесное. Сколько известно из Евангелий о прославленном теле Господа, оно, не затрудняемое никакими естественными преградами, вдруг могло являться и вдруг быть невидимым. – Примечательна противоположность в выражениях повествования: «открылись» у них глаза, но Он «невидим» для них стал. – «Они узнали Его», и уверились, что это действительно Он, не призрак, не дух, но Он сам в своем собственном, только теперь особенном прославленном теле.

32.«Не горело ли в нас сердце»: подтверждение большее своей уверенности в явлении им Воскресшего путники находят в том глубоком чувстве, которое возбуждала в них беседа с ними спутника их на дороге, когда Он объяснял им Писание. Выражение «горело сердце» означает необычайно приятное и сладостное душевное движение, производимое особенно сильным, приятным впечатлением (Пс. 38:4Иер. 20:9). Таково было их душевное состояние во время беседы с ними Господа на пути, произведенное Его толкованием Писания. «Сердце их горело или от огня слов Господних, когда при изъяснении Господом Писаний они внутренно разогревались и соглашались с Его речами, как истинными; или когда Он изъяснял им Писания, сердце их билось и внутренно говорило: сей самый, который изъясняет нам, есть Господь» (Феофил.).

33-35.«В тот же час»: день уже склонился к вечеру; но если бы то была и полночь, они поспешили бы с радостной вестью в Иерусалим. Вероятно, вечеря осталась неприкосновенною, ибо путники чувствовали высшую потребность, чем удовлетворение телесных потребностей (ср. Ин. 4:31-34), потребность поделиться радостною вестью с Апостолами. – «Нашли вместе одиннадцать» и пр.: с запертыми дверями (Ин. 20:19), но друзьям друзьями двери тотчас были отворены и последовал обмен радостных известий; дело любви путников вознаграждено было, как это обыкновенно бывает, особенной радостью и для них самих. Они услышали от них, что Господь «точно воскрес и явился Симону»; в свою очередь и они рассказали о явлении им Воскресшего. О явлении Воскресшего Апостолу Петру в Евангелиях не находим, кроме этого места, никаких указаний, – верный признак, что евангелисты не все сполна описывали, что знали, но многое, совершенно известное им, опускали. Ап. Павел упоминает, без сомнения, на основании достовернейшего известия, что Господь явился Петру прежде, чем прочим ученикам (1Кор. 15:5). Но обстоятельства сего явления неизвестны.

36-37.«Когда они говорили о сем»: вероятно в присутствии еще Еммаусских путников. Так за свою веру и извещение Апостолов о бывшем им явлении они удостоились не только услышать радостное подтверждение их уверенности от Апостолов, но и снова видеть самого Воскресшего. – «Сам Иисус стал посреди их»: при запертых дверях, как видно из повествования Иоаннова (Ин. 20:19), когда ученики возлежали на вечере, как повествует ев. Марк (Мк. 16:14). Это – то же самое явление, о котором повествует ев. Марк (Мк. 16:14 и дал.), и при сем явлении ев. Лука, подобно Марку, сосредотачивает различные наставления Господа, почему эти наставления у того и другого евангелиста несколько разнятся. Сам же ев. Лука говорит, что Господь в продолжение 40 дней по своем воскресении являлся ученикам своим, поучая их истинам царствия Божия (Деян. 1:3), но из всех сих явлений он говорит только об одном всем ученикам, и потому сосредотачивает здесь все наставления Господа, какие почел нужным сообщить, так что нельзя решить положительно, все ли, что здесь сообщает евангелист, было сказано Господом при этом явлении, или не все, а нечто из сего относится к последующим дням и явлениям. – Выражения: «и сказал, и сказал» (ст. 44, 46) может быть указывают, что сказанное сказано в другое время, ибо иначе, если считать это сказание ев. Луки непрерывно-последовательным (ровно как и Марково в сем отделении), то пришлось бы предполагать, что и вознесение Господа (50, 51) случилось в этот же первый день воскресения, что совсем не согласно с другими евангельскими сказаниями. – «Мир вам»: обычное взаимное приветствие у иудеев, имеющее в устах Господа, даровавшего пред своими страданиями свой мир ученикам (Ин. 12:27), теперь, когда они в особенности смущены были страхом от иудеев, и еще не вполне рассеявшимися недоумениями относительно Учителя своего, особенное значение и смысл. Это внезапное явление Господа при запертых дверях смутило и испугало учеников. Они подумали, что это дух отрешенный от тела и пришедший из шеола, или тень (umbra), имеющая призрачное тело, что следовательно это мертвец явился им.

38-40.«Но Он сказал им»: Сердцеведец видел помышления их таковые, а потому дает им уверение, что это «Он сам» живой стоит пред ними, не в призрачном, но в истинном, только измененном – прославленном теле. Для уверения, что это именно Он, указывает им на руки и ноги свои, на коих раны гвоздинные свидетельствуют, что это то же самое тело, которое было распято на кресте, что это – «Он сам», с тем же воскресшим телом. Предлагает им «осязать Себя» и «рассмотреть» и тем убедиться, что это именно Он. «Дух», отрешенный от тела, тень с призрачным телом, мертвец из шеола не имеют ни плоти, ни костей; а у Него и та и другие есть, хотя Он и прошел сквозь запертые двери. – «Показал им и руки и ноги»: и они вероятно осязали их для удостоверения своего; на это указывают слова Ап. Иоанна в его послании: «что мы рассматривали, что руки наши осязали» и пр. (1Ин. 1:1), и это дерзновение Фомы, по которому он желание вложить персты свои в язвы гвоздинные и руку свою в прободенное ребро Господа (Ин. 20:25), поставил условием своей веры в воскресение Господа.

41-43.«От радости еще не верили и дивились»: глубоко верное психологическое замечание евангелиста. Радость их была так велика теперь, что и не верилось им, что все это так, что все это правда, что все это не сон, не видение, не мечта. Господь дарует им новое удостоверение в том, что это Он сам, а не дух, не тень, не мертвец: Он вкушает пред ними пищу, чего не могут делать ни дух, ни тень, ни мертвец из шеола. – «Они подали Ему» и пр.: вечеря их вероятно только что окончилась, яства убраны, а они еще возлежали, продолжая разговаривать об всем случившемся, когда внезапно предстал пред ними Христос. По требованию Господа, Ему подана была часть печеной рыбы и сотового меда, и Он вкушал пред лицом учеников, «потребляя ядомое некоторою божественною силою» (Феофил.). Большего удостоверения они уже не могли желать, а потому без сомнения поверили «теперь вполне» истине воскресения своего Учителя и Господа.

44-45.«Вот то» и пр.: вот вы видели и видите исполнение того, «о чем Я вам говорил» прежде, еще до Моих страданий и смерти, когда Я «был еще» неразлучно с вами, а не так, как теперь – только являясь вам по временам. Господь указывает на свои предречения им о своих страданиях, смерти и воскресении во исполнение древних пророчеств, о чем нередко прежде говорил Он им (Лк. 18:31-33 и парал.). – «В законе Моисеевом и пророках и псалмах»: евреи разделяли свои священные книги на три разряда – «закон», под которым разумели пять книг их законодателя Моисея, – «пророки», под которыми разумелись почти все остальные исторические (канонические) и пророческие (за исключением Даниила) книги, и – агиографы, к которым причислялись так называемые у нас учительные книги и малые из исторических. Третий отдел спаситель означает словом «псалмы», или потому, что эта книга занимала первое место в числе агиографов, или потому, что из них она важнейшая по своим пророчествам о Христе. Таким образом, по указанию самого Господа, весь Ветхий Завет в целом его составе исполнен пророчеств о Нем. Многие из сих пророчеств изъяснены для нас Им самим и затем особенно Его Апостолами в их писаниях. – «Отверз им ум к разумению Писаний»: через особенное непосредственное озарение их, по которому они стали верно понимать Писания. – Прежде, когда Он говорил им на основании Писаний ветхозаветных о своих страданиях, смерти и воскресении, они не понимали Его (Лк. 18:34 и парал.), следовательно не понимали и Писаний. Теперь же Господь озарил их ум к уразумению Писаний о Нем; а так как Он сам служит главным предметом всех Писаний, то вместе с сим ум их озарен был к уразумению и всех Писаний. Это чудесное, непосредственное озарение сопровождалось без сомнения и непосредственным наставлением их в уразумении Писаний, когда Господь в продолжение 40 дней по воскресении являлся им и учил их тайнам царствия Божия (Деян. 1:3).

46-49.«Так написано»: еще раз указание на написанное в книгах ветхозаветных, как на несомненное доказательство истины всего совершившегося и имеющего совершиться. – «Так надлежало пострадать Христу» и пр.: см. прим. к Лк. 18:31 и дал. и парал. – «Проповедану быть»: через Апостолов Христовых. О проповеди их всему миру говорится и в последних наставлениях Господа, по Евангелиям от Матфея и Марка. – «Во имя Его»: на основании совершенного Им дела искупления. – «Покаянию и прощению грехов»: как необходимому условию для вступления в новоустроенное царство Христово на земле (см. прим. к Мф. 3:2Мф. 4:17 и парал.). – «Во всех народах»: см. прим. к Мф. 28:19-20Мк. 16:15 и дал. – «Начиная от Иерусалима»: в котором совершено все дело искупления человечества, от которого началось спасение (Ин. 4:22). – «Свидетели сему»: всему тому, кем и как совершено искупление человечества, свидетели всей жизни Господа и Его учения, Его страданий, смерти и воскресения. Так как они свидетели-очевидцы, то мир обязан веровать их проповеди об искуплении и об Искупителе – «Пошлю обетование Отца Моего на вас»: т.е. обетование, данное Отцом небесным через посредство И. Христа Его ученикам, обетование ниспослать св. Духа Апостолам, для содействия делу их всемирной проповеди. Разумеется обетование Иисуса Христа, изложенное у Мф. 10:19 и парал.; см. прим. к сему стиху, ср. Ин. 14:16-26. Это обетование предсказано еще одним из древних пророков (ср. Деян. 2:16-21). «Оставайтесь в Иерусалиме»: не расходитесь из него на всемирную проповедь до тех пор, пока пошлется вам это «обетование Отца», по исполнении которого «вы облечетесь силою свыше», т.е. силою Духа Святого, которая укрепит вас, даст вам силы исполнить это высочайшее назначение ваше – проповедать Евангелие во всем мире. Речь идет об имеющем вскоре совершиться чудесном сошествии на Апостолов Духа Святого, о котором повествует тот же ев. Лука в другой своей книге – Деяний Апостольских (Деян. 2:1 и дал.), и которое совершилось в день Пятидесятницы.

50-51.«И вывел их»: это было через 40 дней по воскресении Спасителя (Деян. 1:3 и дал.). – «Вон» из города Иерусалима, где, как видно, Он провел с учениками последний день, точно так же как и первый день по воскресении своем, остальное время проводя отчасти в Галилее. – «До Вифании», лежавшей на восточном склоне горы Елеонской. Не до самого селения Вифании довел Он их, но только до вершины горы Елеонской, вблизи Вифании, и с этой горы вознесся (Деян. 1:12). – Об обстоятельствах вознесения евангелист говорит здесь (как и Марк) кратко, подробнее же излагает в книге Деян. 1:3-11. «Подняв руки свои»: символическое действие благословения и молитвы (ср. Лев. 9:22). – «Благословил их»: сами слова благословения здесь не изложены. Не они ли отчасти изложены в книге Деяний (Деян. 1:9), сходные с приведенными выше (ст. 49) и так приличествующие Учителю-Искупителю при прощании Его с учениками, будущими проповедниками Евангелия Христова во всей вселенной? «Стал отдаляться от них и возноситься на небо»: см. Деян. 1:9 и прим. к Мк. 16:19.

52-53.«Поклонились Ему»: не в знак только прощания, но в смысле религиозного поклонения, которое подобает возносящемуся к Отцу своему Богочеловеку. – «С великою радостью»: несмотря на разлуку со своим возлюбленным Учителем и Господом, ученики Его чувствуют не скорбь (как прежде, когда Он только еще предсказывал им о сем, Ин. 16:6-7), но великую радость. Радость эта происходила оттого, что они своими очами видели теперь Господа входящего «в славу Свою» (ст. 26) и ожидали исполнения обетования Его о ниспослании на них св. Духа. Эта глубокая радость их – сильное доказательство величайшей перемены, происшедшей в их духовном настроении в продолжение этих последних 40 дней пребывания с ними Господа. Они как будто переродились теперь и – слабые и по временам непонятливые, являются с этого времени могучими, непобедимыми и премудрыми, особенно по сошествии Св. Духа на них в день Пятидесятницы. – «Пребывали всегда в храме» Иерусалимском, или же в горнице (Деян. 1:13Деян. 2:1), по преданию – в той, где совершена была тайная вечеря. Во храме пребывали они для участия в общественном церковном богослужении в установленные часы дня (ср. Деян. 3:1), в горнице же для молитвенных упражнений в другое время. – «Пребывали всегда» и пр.: до дня Пятидесятницы (Деян. 2:1), в продолжение 10 дней со дня вознесения. – «Прославляя и благословляя Бога»: торжественное выражение того духовного состояния, молитвенного и вдохновенного, в каком находились ученики Христовы, ожидая исполнения обетования своего Господа – сошествия Духа Святого. – Аминь.