< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79

Глава 54

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    В конец, в песнях, разума Давиду

    В других списках вместо: Давиду, написано: Асафу. Слова Исихия: Этот псалом изображает человека, испытываемого искушениями. Посему он завещает воспевать с разумением Того, Кто может освободить от оных. Причем ясно предлагается и пророчество о Владычних страданиях.

    Давид написал и этот псалом во время бегства от Саула и обитания своего в пустыне. По словам Афанасия, своими страданиями он изображает страдания, которые имел претерпеть Христос. Потому то псалом и надписывается: к концу, также в песнях и разумения, что предпосылает слушателя к концу того, что предсказано о Христе, побуждая его петь Христу, принявшему на Себя, как изъясняет Феодорит, таковые страдания, и слушать псалом с разумением, потому что в нем содержится прикровенное и неясное пророчество о Христе.

  • 2.

    Ст. 2-3 Внуши, Боже, молитву мою, и не презри моления моего. Вонми ми и услыши мя.

    Во 2-м стихе предыдущего 53-го псалма мы уже сказали, что значить: внуши и услыши, куда и обратись. Здесь только заметим, что 16-й псалом содержит сии слова в обратном порядке, потому что в нем сначала стоит: услыши, потом вонми, и наконец внуши. Услышь, говорит, Господи, правду мою, внемли молению моему, прими во уши молитву мою, из чего явно, что сии слова между собою не различаются, а означают совершенно одно и то же.

    Слова Исихия: С молящимся о сем Христом будем молиться и мы; будем подражать Ему в том, как рабы владыки, как нищие богатому. Ибо Он, желая показать способ, как должно молиться, говорит: прими во уши и не презри: так как часто выслушав нашу молитву, Бог презирает ее и отвергаете, как излишнюю и недостойную слуха Его.

    Возскорбех печалию моею (в размышлении моем).

    Наименование: αδολεσχια принимается собственно за непрестанное беседование. Но пророк часто принимает его и за непрерывное и постоянное размышление, как в следующих словах: и я постоянно размышлял об оправданиях Твоих (Псал 118:48), то есть, непрерывно размышлял о законе Твоем. И здесь теперь подобным образом говорит, что я печален по причини размышления моего; ибо я размышлял, каким бы способом избавиться мне от наветов врагов моих, но пал в скорбь, потому что не нахожу никакого средства к освобождению себя. Речение: αδολεσχια принимается еще и в отношении к напряжению зрения для высматривания чего либо, как в следующем месте: и вышел Исаак посмотреть в поле около вечера; и воззрев очами своими, увидел идущих верблюдов (Быт 24:63).

    Слова Исихия: Словом называется возвышение, в котором находился Господь, рассматривая то, что относилось к нам, по причине чего и смущался, видя, что мы дошли до такого безумия, что полагали препятствия подвигам Его для нас. Почти то же говорит и Афанасий (в изд. Своде).

  • 3.

    Вонми ми и услыши мя. Возскорбех печалию моею (в размышлении моем).

    См. Толкование на (Пс 54:2)

  • 4.

    И смятохся от гласа вражия, и от стужения (оскорбления со стороны грешника) грешнича.

    Врагом Давид называет Саула, как злоумышлявшего против него, а равно и грешником называет его же, как грешившего в отношении к правде, потому что он преследовал невинного и не подавшего к тому повода Давида, желая убить своего благодетеля. А голосом называет ругательства, произнесенные против него Саулом; оскорблением же именует гонение, воздвигнутое против него, т. е. Давида.

    Яко уклониша на мя беззаконие.

    Оттого, говорит, я смутился, что друзья Сауловы подвигнули на меня беззаконие, то есть, возносили на меня обвинения и клеветали на меня пред Саулом, что будто я ухищряюсь против него. В некоторых списках находится: беззакония; по каковому чтению должно понимать сие так: подвигнулись на меня беззакония, иначе— беззаконные; ибо часто мы имеем обыкновение называть неправдою неправедного человека, дабы тем сильнее укорить его, так что как бы в нем была вся неправда.

    И во гневе враждоваху ми (держали вражду на меня, имели в себе памятозлобие на меня).

    Когда, говорит, враги мои гневались на меня, то вместе с гневом питали и вражду против меня. Ибо словом κοτος означается то, когда гнев постоянно находится (κειται) в душе гневающегося, который и называется враждою (памятозлобием).

    По другим истолкователям все вышеозначенные слова сказываются и от лица Христова человечества об Иудеях и Иуде. Исихий называет врагом Каиафу, как дерзнувшего произнести во время суда против Спасителя, слова: Он богохульствует, на что еще нам свидетелей? а грешником— Иуду. Ибо как не грешник тот, кто предал Учителя.

  • 5.

    Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя.

    Сердцем Давид называет здесь душу, сказывая, что она возмутилась, будучи стесняема ухищрениями врагов. Как же Давид в другом месте говорит: не убоюсь многих тысяч людей, нападающих на меня (Псал 3:7), и другое подобное; а теперь здесь явно сознается в робости и боязливости? Ответствуем, что когда Давид чувствовал Божии помощь в душе своей, тогда был бодр и ничего не боялся; а когда по усмотрению лишался помощи Божией, чтоб открылось терпение его, и постоянство в молитве к Богу, тогда возмущался и не скрывал страха.

  • 6.

    Страх и трепет прииде на мя, и покры мя тьма.

    Что сказал Давид выше, то же говорить и здесь, чтобы многими словами выразить усиление и высокую степень робости своей; потому что когда робость увеличится, тогда она делается и называется страхом. А тьмою называет последствие скорби и уныния, так как скорбь и уныние особенно помрачают и смущают душу.

    Слова Феодорита: И сам Владыка Христос, хотя часто предсказывал святым апостолам и предъизображал свое страдание, но пред временем страдания воззвал: ныне душа моя возмутилась, и Божественное естество попустило человечеству такому подвергнуться страху, что пот Его был, как капли крови, что в борьбе сей был подкреплен ангелом, чтобы мог победить страх. Исихия: Это бывает и в искушениях и скорбях, что не только овладеваются страхом и трепетом, но покрываются и тьмою, находясь по душе в нерешимости.

  • 7.

    И рех: кто даст ми криле яко голубине? и полещу и почию.

    Давид здесь желает, чтоб ему даны были крылья голубиные, как потому, что голубь летает скоро, так и потому, что голубь есть животное кроткое и беззлобное, каков был и Давид: кто, говорит, дал бы мне быстрые крылья голубя, чтоб полетать в места безмолвные и безопасные и там успокоиться и отдохнуть от непрерывных опасностей и скорбей.

    Слова Григория Богослова: Давид, болезнуя внутренно, желает, чтоб ему даны были голубиные крылья; потому ли что они легче и быстрее, каков и всякий праведник, или потому что они изображают дух, коим одним избегаем бедствий,—желает, как можно далее быть от настоящих зол. И Григория Нисского вместе с Феодоритом: Достойно удивления, почему пожелал получить крылья не другой какой либо птицы, а голубя… Видно потому, что стремился к духовной благодати, прилетавши в виде голубя, ибо как можно возлететь к небу, не окрылившись небесным крылом и не сделавшись чрез высокую жизнь стремящимся вверх? Кто так чужд Евангельских таинств, чтобы не знал, что единственная колесница человеческой души для восхождения на небеса есть уподобление по виду Тому слетевшему на землю голубю. Также Климента: Кто устранил себя от всякого горького и плотского зловония и возвысился над земными, тот может найти то, что единственно достойно радости и возвысится в деятельности, и почиет в созерцании. Нила премудрого: Бог дает и нам духовные крылья, чтобы нам возможно было перелететь пагубные страсти и устремляющаяся против нас при исходе нашем демонские полчища. А крылья голубицы суть созерцание бестелесных существ, чрез которое возвысившись ум почиет в ведении Святой Троицы (у Никиты). Слова Исихия: Крылами называет апостолов, ибо с ними прилетело на всю вселенную таинство Христово и как в гнездах почило в церквах. Итак, сих-то желает, как крыльев голубиных, то есть исполненных подаянием Духа. А это: кто, имеет значение здесь не недоумевающего, а более сильно желающего и понуждающего (в изд. Своде).

  • 8.

    Се удалихся бегая и водворихся в пустыни.

    Избегая, говорит, Саула и друзей его, я удалился от обитаемых мест и стал жить в пустынном месте.

  • 9.

    Чаях Бога, спасающего мя от малодушия и от бури.

    Находясь, говорит, в пустыне, я ни одного помощника не ожидал доселе кроме Тебя, Боже! А сетью называет напор или чрезмерную бурю искушений.

    Слова св. Кирилла: С бурею соединяет малодушие, потому что малодушие для подвергающихся свирепству ее составляет некоторую часть искушений, сокрушая мужественный помысл и смягчая, как воск, хорошо окрепший ум. Посему должно молиться, чтобы вместе с прочими немощами и оно было изгнано из души нашей. А дабы чрез невнимательность к нам не низвергнуться в отчаяние о спасении от Бога, то нужно украшаться терпением и верить, что Бог непременно подаст помощь уповающим на него. И Феодорита: И Владыка Христос иногда удалялся на гору, а иногда в пустыню, уклоняясь от Иудейской зависти.

  • 10.

    Потопи, Господи, и раздели языки их.

    Сии и последующие за ними слова Давид сказывает о Христе против Иудеев: потопи, говорит, Господи, языки Иудеев, злословящие против Твоего Сына, то есть, углуби и подави их в самых устах их и раздели их, сделав их несогласными один с другим, чтобы не могли более говорить против Спасителя Христа, как это испытали после опытом иудеи, быв погублены римлянами.

    Слова Исихия: Согласие во зле есть бедствие, как напротив того разделение согласившихся во зле есть великое благо. Итак, когда зло разделится в себе, тогда мы, терпящие от него нападения, будем безопасны, ибо о нападениях со стороны его уже не будем думать. Посему, когда чудодействовал Христос, языки Иудеев были разделены: одни из них говорили: этот человек не от Бога, потому что не хранит субботы, а другие говорили: как может человек грешный производить таковые знамения, и было разделение у них. Феодорита: Поелику, говорит, имели согласие худое, то раздели единомыслие их Владыка!

    Яко видех беззаконие и пререкание во граде.

    Потопи, говорит, Господи, языки иудеев за то беззаконие и противоречие их, которое я видел пророческими очами в городе Иерусалиме,—беззаконие, потому что живущие в нем иудеи беззаконно искали смерти Начальника жизни,—противоречие потому, что они пререкали Христу, учившему их спасению.

  • 11.

    Днем и нощию обыдет и по стенам его. (Будет кружиться в нем, в самых стенах его).

    Беззаконие или законопреступление будет кружиться по городу Иерусалиму днем и ночью, то есть, долгое время, даже до самых стен его, то есть, займет весь город. Столь беззаконны иудеи были и по крестной смерти, которой предали Владыку Христа, до самого того времени, как завоевали их римляне и погубили весь род их, по истечении 40 лет по вознесении Господа.

    Слова Исихия: Когда судили Христа беззаконно, то судившие, то есть, Пилат и Иудеи противоречили друг другу: один говорил: ничего достойного смерти не нахожу в человеке сем,—а другие: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть. Днем—значит время распятия на кресте, а ночью—время предательства. До стен— значит—до священников, так как они были стены народа. Далее упоминает беззаконие и неправду,—беззаконие потому, что закона духовно не сохраняли, а неправду потому, что, получив столько благодеяний от Отца, предали кресту Сына Его, врача и питателя. Впрочем и мы должны беречься, чтоб не иметь ни днем, ни ночью на наших стенах, то есть, добродетелях беззакония, или, чтобы не терпеть противоречия.

    Беззаконие и труд посреде его и неправда.

    Давид и здесь повторяет: беззаконие, чтобы сильнее обвинить город Иерусалим и живших в нем; потому что они, гордясь тем, что жили по закону Божию, всегда делали преступления закона. Сказав прежде, что беззаконие окружало Иерусалим до самых стен, теперь показывает, что оно не оставит свободною и средины города, но и до нее дойдет; и противозаконность войдет в суждения судей и труд в произведения, со стороны граждан ухищрения и наветы против невинных и неправда—в приобретение и похищение чужого права.

  • 12.

    И не оскудев от стогн его (на улицах его) лихва и лесть.

    Во всяком городе есть улицы широкие и узкие; и широкие улицы суть те дороги, по которым могут проезжать целые повозки и которые называются открытыми (ветренными), а узкие суть те, которые называются переходами, потому что по ним только ходит народ. Итак, Давид говорит, что с широких улиц Иерусалима, где бывают торговли и продажи (размены) не сходит рост и обман ; рост потому, что находившиеся там люди брали на деньги свои наклады (барыши), впрочем, тайно, потому что такую прибыль запрещал и древний закон; а обман не прекращался на них потому, что как продавец, так и покупщик употребляли хитрость лжи, чтоб обмануть друг друга, или употребляли и другие средства взаимно. А исчисленными поименно грехами Давид выразил, что жители вообще делали всякое зло.

    Некто говорит: Широкие пути означают роскошную и страстную жизнь и пространный путь погибели, на которых всегда пребывает труд злых дел и обман прелестей. Феодорит также: Надобно заметить, что не только совершенство нового завета, но и жизнь подзаконная порицает рост и сопрягает его с беззаконием, неправдою и обманом.

  • 13.

    Яко аще бы враг поносил ми, претерпел бых убо: и аще бы ненавидяй мя на мя велеречевал, укрылбыхся от него.

    Сии и последующие слова сказываются от лица Владыки—Христа о предателе Иуде, как говорят св. Кирилл и Феодорит. Сказав: поносил, вместо: уничижал и клеветал, а—велеречил, вместо: говорил бесстыдно и устрашал; ибо и то и другое сделал Иуда и клеветал на Господа пред Иудеями и устрашал их, чтоб предать Его смерти. А союз: ибо—есть предначинательный, называемый иначе повествовательным.

    Слова вел. Василия: То, что производится врагами явно, почитается, говорит, легким и сносным; при сем обвиняет сожителей в притворствах, под видом единодушия производящих ковы, каковых (сожителей) невозможно и избегнуть по причине принятой ими на себя личины приближенности; и не легко уклониться и сберечься от наносимого ими вреда, потому что под одеждою дружбы глубоко сокрыто у них приготовленное ими коварство. Ибо, имея внутри ненависть, показывают наружность прикрашенную любовью, так что в сем случай они подобны подводным камням, которые, покрываясь слегка водою, ввергают неосторожных в непредвиденную беду. Открыто и явно ненавидящего врага возможно уберечься; но притворяющегося другом и злоухищряющегося тайно нелегко избегнуть. О том то теперь любомудрствует и Давид. Исихия: В сем то укоряет Христос и Иуду в настоящем пророчестве.

  • 14.

    Ты же человече равнодушне (то же, что душа моя), владыко мой (владычественный у меня) и знаемый мой.

    Здесь из другого стиха надобно подразумевать общие глаголы: поносил и велеречил, то есть: ты, Иуда, тот (человек), кто тоже, что душа моя, уничижал меня и велеречил против меня, где выражением: тоже, что душа моя, Господе называет Иуду другом, также владычественным своим, потому что и он поставлен от Господа вмеТолкования на Ин. 13:18сте с одиннадцатью апостолами предводителем и князем над верующими во Христа, согласно с сказанным: поставишь их начальствующими по всей земли (Пс 44:17); знаемым же назвал его в смысле знакомого и ближайшего.

  • 15.

    Иже купно наслаждался ecи со мною брашен.

    Ты, говорит, Иуда, поносил Меня—ты, который вместе, то есть, находясь со Мною, услаждал, иначе — приготовлял снеди, так как снедь приготовленная бывает слаще. Или под брашнами можешь разуметь учение, содержавшееся в проповеди, коим питались души верующих; а таковое и Иуда, будучи апостолом, услаждал, иначе —делал благоприятным Христу.

    Симмах вместо: владычественный мой, перевел: домашний мой, и вместо: тоже что душа моя, знаемый, перевел: единонравный и знакомый. На сие Феодорит: то, и что бывает от врагов, я почитаю легким и сносным, так как это производится врагами, или неприятелями. Притом явного врага как-нибудь избегнуть возможно. Но всего неприятнее представляется мне то, когда домашний мой, единомысленный, один стол и один хлеб имевший со мною и участвовавший в вещах божественных и человеческих, делает то, что свойственно врагам и неприятелям. Но и ныне можно видеть у некоторых тот же обман и убийство в преизбытке, как в том уверяют нас происшествия на деле. Ибо, не только участвуя в хлебе-соли, они предают питателей своих, но и соучаствуя в божественных и неизреченных тайнах, не только изменяют друг другу, но и смерть различного рода устрояют, при посредстве клятв.

    В дому Божии ходихом единомышлением.

    С тобою, говорит, Иуда, мы ходили в дом Божии единомысленно; столь неразлучным и искренним учеником моим Я признавал тебя!

  • 16.

    Да приидет же смерть на ня.

    Предвидя это, Давид здесь проклинает Иуду, Аннана, Ишафу и вообще христоубийственных иудеев.

    И да снидут во ад живи.

    Но когда выше сказал Давид: да приидет смерть на них,—то зачем теперь говорит здесь: пусть сойдут живыми в ад, когда сии две мысли одна с другою не совместны? На сие ответствуем, что иные из иудеев умерли казньственно; ибо смертно здесь называет не естественную, но—насильственную, причиняемую виселицею, или войною или другим способом (каковой подвергся и Иуда, сам повесившись); другие из них, будучи понуждаемы и преследуемы римскими войсками, бросались в пропасти; а некоторые, войдя в рвы и cyхие потоки, скрывались там долгое время, страдая от голода и жажды и страха, как повествует о том Иосиф. Посему то Давид адом называет здесь И рвы и cyxиe источники по причине темноты их, каковый (ад) и сделался для них гробом; так как находясь там, они истлевали мало помалу. Некоторые же говорят, что поелику против Христа злоумышляли и иудеи и злые духи; то посему Иудеев проклинает, чтобы получили смерть, а демонов, чтобы сошли в жилище преисподней. Последних назвал живыми, как бессмертных: пусть сойдут, говорить, в ад живые, по природе, демоны.

    Некто говорит, что выражения: да приидет, да сойдут—сказаны пророчески, вместо: приидет смерть на них и сойдут в ад. Далее обозначает справедливость наказания их: потому, говорит, что жизнь и поведение их исполнены всякого зла и лукавства. Ибо за кратковременность житие каждого и настоящую жизнь называет пришельствием, по которой мы пришельцы, а не постоянные обитатели. По словам Феодорита: и блажены те, которые почитают настоящую жизнь пришельствием, а не постоянным жительством. Слова Афанасия: Поелику, говорит, не захотели принять Тебя—жизнь, то посему смерть примет их. Ибо, зная, что он наследник, сказали: приидите, убьем Его.

    Яко лукавство в жилищах их, посреди их.

    За то, говорит, пусть на них придет смерть, что во граде жительства их обитает лукавство; ибо у них зло не поверхностно и не наружно, но в глубине и в сердцах их. А словом παροικων назвал жилища иудеев, так как они обитали в них временно; ибо, по прошествии нескольких лет, они имели быть погублены римлянами.

  • 17.

    Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя.

    Я, говорит, уверен, что Господь услышал меня. Но яснее он сказал бы так, что я воззвал к Отцу, а Сын услышал меня; потому что Сын погубил и истребил иудеев по молитве, которую произнес Сам Он к Отцу устами Давида: но Ты, Господи, помилуй меня и восстанови меня, и Я воздам им (Псал 40:11).

    Некто: Давид, сказывая: я воззвал и Господь услышал меня, сим не ищет человеческой славы, но возбуждает других к подражанию ему, чтоб и они взывали и были выслушиваемы. И Феодорит: Я, говорит, научился призывать не только Отца, но и единородного Сына Его, Который, немного спустя, имеет восприять от меня домостроительство по плоти.

  • 18.

    Вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой.

    Сими словами Давид показывает три времени великих собраний или молитв, которые мы называем вечернею, утреннею и полуденною, когда поем шестый час : я, говорит, буду рассказывать о чудесах Божиих и внушать их всем тем, которые со мною; посему—буду сказывать и возвещать—значит одно и то же. Или, говорит, что буду рассказывать о давних, и вместе возвещать о тех чудесах Божиих, которые теперь вновь произведены надо мною.

    По другому истолкователю: По крайней мере трижды, говорит, в день буду сказывать и возвещать песни и славословия. Ибо в других местах говорит, что и семь раз в день хвалил, но теперь обещает непременное и всегдашнее песнопение: вечером о страже против ухищрений тьмы, утром о спасении от дневных нападений врагов, а в полдень для большей безопасности и благоуспешности в делах нужно благословить Бога. Исихий относит сие к таинствам Христовым так: Давид возвещает о соделанных в упомянутые времена таинствах: вечером, что погребли Его Иосиф и Никодим, также что при заключенных дверях входил Христос в сионскую горницу, поутру, что отведен был в Пилатову преторию и что воскресши из мертвых показался женам, в полдень, что был распять и поколебал тварь, не погубить ее, но обновить и исправить желая. И почему обещал сказывать о них? Потому, что они заключали в себе прочие чудеса Единородного. Потому то говорит и Отец услышит голос его, изъявляя удовольствие свое к повествованию об упомянутых таинствах.

  • 19.

    Избавит миром душу мою от приближающихся мне: яко во мнозе бяху со мною.

    В мире, говорит, то есть, без труда избавит Господе душу мою от тех, которые хотя на стороне Саула, но которые сродники Давида и сотоварищи в войне. Затем показывает причину, по которой они близки к нему: поелику, говорит, они со многими другими воинами были сотоварищами моими и вмести воевали.

    Феодорит сказывает, что выражение: Во множестве были со мною, означает, что много врагов, как перевел и Симмах. Во множестве были против меня, то есть, немалочисленны были желавшие возмущать мою душу. Смотри также в конце сего псалма, где также Евфимий говорит, что выражение: во множестве были со мною, поставлено вместо: со многими были со мною, то есть, против меня, по взаимному употреблению предлогов. Слова Исихия: Сии слова сказываются от лица Христова. Избавить в мире душу мою от близких ко мне, воины ли то, окружавшие гроб Его, ИЛИ лжесвидетели, которые, оговаривая Его, стояли во время суда над Ним близ Него, иди адские силы, бывшие около Него и ужасавшиеся, и «сторожившия», чтобы не извел всего плена мертвых из ада.

  • 20.

    Услышит Бог, и смирит я, сый прежде век.

    Поелику Бог сотворил веки, то посему Он называется существовавшим прежде всех веков.

    Слова св. Дионисия: Бог воспевается и как век и как время, как виновник всякого времени и века; Он и ветхий во днях, как сущий прежде времени и выше времени. Опять: Он есть сущий прежде веков, как существующий прежде века и выше века, и царство Его—царство всех веков. Другой присовокупляет: хорошо сказано здесь: Тот, кто существует прежде веков. Не могут, говорит, бежать к другому Богу, когда будут наказываемы Тобою, вечным и единственным.

    Несть бо им изменения (замены), яко не убояшася Бога.

    Нет, говорит, в вышеупомянутых людях никакого замена зла добром: они непреложны во зле. Так это перевел и Симмах: не изменяются и не боятся Бога. Быть может, что это говорится и против христоубийственных иудеев. Произнесши на них прежде проклятие, теперь Давид говорит здесь, что Христос услышит меня и смирит их; что и сбылось, ибо из иудеев одни побиты римлянами во время Иерусалимской брани, как мы сказали прежде, а другие из оставшихся сделались бесчестными рабами и смиренно низкими слугами у всех народов. Притом сказал, что Христос существует прежде веков по Божеству. Это сказал для того, что иудеи говорили, будто Он получил начало бытия от матери, как один из простых людей. А выражение: нет им замена, можно понимать об иудеях и иначе—что Христос был замен или выкуп, данный за всех людей. Но поелику иудеи не приняли Христа, то посему нет для них никакого (другого) замена, которым они могли бы быть выкуплены от диавола и вечной смерти.

    Слова безыменного: Слова, нет им замена, значат то же, что не могут принести жертвы, соответствующей греховности их, как согрешившие неисцельно. Ибо здесь грехи с трудом врачуются, или неисцелены, а другие врачуются. А Симмах перевел: не изменяются и не боятся Бога, ибо, по Феодориту, злонравие их неизменно, и они не боятся Бога. Посему то, видя, говорить, нераскаянный их нрав, окружает их прежде сказанными бедствиями. Слова Афанасия: Ибо однажды отрекшись от драгоценной крови Христовой, взятой в замен за жизнь мира, они не будут иметь выкупа.

  • 21.

    Простре руку свою на воздаяние.

    Бог, говорит, простер силу свою казнящую к воздаянию христоубийцам иудеям соответственной им, по словам Дидима, казни.

    Три толковника изъяснили это так: Простер руку свою на бывших с ним в мире, то есть, Саул гнал не врага, но благодетеля, домашнего и знакомого. Так и Иуда не врага предал, но Спасителя и Подателя благ. Итак, простер руку свою к воздаянию, значит то, что простерши руку, чтоб сделать воздаяние, не принес ничего доброго, но только то, что было исполнено одним злом. А Афанасий с Евсевием говорят: Хотя он говорит, простер руку, подававшую блага, чтоб они получили благословение; но они (иудеи) не только не приняли, но и осквернили завет, то есть, евангельский. Исихий: Должно удивляться точности пророчества. Ибо это понятно в отношении к Иуде из самых событий, когда, хотевши, возвратить архиереям сребро за продажу, он по необходимости простер руку.

    Оскверниша завет его.

    Друзья Саула осквернили закон Божий, иначе презрели Его, не смотря на слова Его: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Лев 19:18), и не возненавидь брата твоего в мысли своей (Лев 19:17) и другие подобные; а христоубийцы иудеи осквернили святое Евангелие, ибо не приняв его, они сочли его бесчестным. Ибо скверно то, что простонародно и несвященно.

  • 22.

    Разделишася от гнева лица Его и приближишася сердца их.

    От гнева Христа, говорит, иудеи рассыпаны по всему миру, когда римские войска разрушили Иерусалим. Потому то некоторые говорили, что сии бедствия они потерпели за умерщвление Иисуса, из каковых—Иосиф, который в книге пленения Иерусалимского почти признает Иисуса Богом. Подвергшись таковому наказанию, иудеи сблизились сердцами своими в истине, размышляя, что, быть может, Иисус был Бог. Ибо сближением называется и сомнение в мысли.

    Некто говорит, что хотя иудеи рассыпаны по всем местам, но они согласны и соприкосновенны во зле; ибо это означает: сблизились сердца их.

    Умякнуша словеса их паче елея, и та суть стрелы.

    Сие слово относится вообще ко всем иудеям, которые до распятия Господа произносили к Нему слова мягкие, как масло, называя Его Равви или Учителем и говоря: знаем, что Ты истинен и истинно пути Божии учишь (Матф 22:16) и другие мягкие слова; но сии мягкие и нежные слова внутри были острые стрелы, пускаемые в Него иудеями, желавшими Его крови. Можно относить сии слова и к Саулу и к сообщникам Саула, который притворно говорил: Твой ли это голос, сын мой, Давид (Матф 26:49). Βολιδες (стрелы) Акила перевел: Копия. Ибо слова Иуды, как перевел Симмах, были подобны елею и маслу коровьему по своей мягкости; а мысли подобны острейшим стрелам и копьям, по словам Феодорита, который присовокупляет: Многие, страдая тем же недугом, покрывшись дружеством, как бы покровом, говорят к обижаемым ими: не я ли сделал какое либо зло тебе? Весьма любопытно изъяснил это Исихий: иудеи, говорит, произносили мягкие и по виду превосходившая всякую нежность слова, которыми искушали премудрость Божию, подобно тому как корабельщики посредством веревки с свинцом испытывают глубину моря, но не постигли, ибо что может сделать свинцовое мерило в бездне. А премудрость Божия есть бездна. Некоторые же, говорит, списки его содержат, что сие пророчество относится к Иуде.

  • 23.

    Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает.

    Сими словами Давид дает наставление, общее всем подвергающимся злоумышлениям других, сказывая каждому из них: возложи, брат, заботу о всей жизни и душе твоей на Бога, ибо Бог пропитает тебя и по телу и душе твоей; а если пропитает Тебя, то явно, что и оденет, и если оденет, явно, что и сохранит и избавит тебя от всякого искушения.

    Слова св. Кирилла: Выражение—возлагать заботу на Господа—не означает состояния совершенной безболезненности и бесчувствия, но то, когда при заботливости по мере силы каждого возлагаем все на помощь Божию, могущую и подкрепить немощь нашу и то, о чем заботимся, увенчать добрым окончанием. Итак, хорошо псалмопевец ведет нас к благоговению, потому что Господь, приводящий все неизреченною своею силою в бытие, может подать пищу всем, когда возложим на Него надежду. Что же значит возлагать надежду? Устранив ум от всего мирского, заботиться об угождений только Ему.

    Нe даст в веке молвы (смятения) праведнику.

    Бог, говорит, не попустит праведника испытывать смятение и беспокойство на долгое время, как говорит и Апостол: верен Бог, который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил (1Кор 10:13). Сказал: не предаст, потому, что, позволяя искушениям восстать на праведников со стороны диавола, Бог представляется сам предающим их оным, поелику, будучи в состоянии пресечь их, Он не пресекает для испытания и увенчания искушаемых.

  • 24.

    Ты же, Боже, низведеши их в студенец истления.

    Ты, говорит, Господи низведешь изобретателей зла на невинных людей; куда? в колодезь тления. Названием кладезь тления он изобразил глубокое и неизбежное наказание, которое имели понести наветники из людей.

    Феодорита: Кладезем тления назвал неизбежное наказание. Ибо как невозможно избегнуть погибели тому, кто пал в колодезь, наполненный грязью и тиною, так невозможно спасения ни откуда тому, кого наказывает Бог.

    Мужие кровей и лести (коварства) не преполовят дней своих.

    Как тот же Давид в 72-м псалме говорит о таковых убийцах и коварных людях: и полные дни окажутся у них (Пс 72:10), а здесь говорит, противное тому, что убийцы не доживут и до половины жизни своей? На сие отвечаем, что в том псалме говорит, что окажутся полные и совершенные дни злых дел не по причине меры жизни их, но по причине порочности их, то есть, дни их будут полны пороков; а здесь говорит, что Бог, предвидя чрезмерность порочности убийц и коварных людей, пожнет их прежде времени естественной смерти их, дабы, живя долго, и не грешили долго. Таким образом, по словам Григория Богослова, наказание есть для них человеколюбие. Сии слова не относятся ко всем и не всегда сбываются на всех порочных, то есть, чтоб они не доживали до половины жизни, потому что многие злые и состареваются в порочности своей; но говорится по отношению к большей части, то есть, потому что большею частью злые умирают преждевременною смертью. Или царе-пророк сказал это для того, чтобы устрашить убийц и коварных людей. А мужами кровей и коварства назвал их, как имеющих мужескую силу в убийствах и коварствах, выражая не ясно именем коварства всякий порок. Или еще в другом отношении можно разуметь это так, что св. Писание, по наименованию более растянутому, человеком мира называет человека мирного, так и здесь называет убийцу и кровожадного мужем кровей, а коварного и употребляющего обманы— мужем коварства.

    Слова Афанасия: Мужами кровей называет здесь иудеев, умертвивших начальника жизни и сказавших: кровь Его на нас и на детях наших и сделавшихся виновными в пролитии всякой крови праведных. Они то и не кончили времени естественной жизни, потому что преданы мечу римлян по истечений 40 лет по вознесении Господа. То же говорят Евсевий и Дидим.

    Аз же, Господи, уповаю на Тя.

    Это слово есть некоторый возглас, обыкновенно употребляемый Давидом. Однажды испытав, какой плод приносит упование на Бога, он всецело и совершенно уповает на Бога и не только это, но еще и исповедует пред всеми, что он уповает на Него.

    Исихия: Упование на Бога доставляет свободу от бедствий и обогащение всеми благами.

    Таково изъяснение сего псалма. Нравственно прилично он относится и к нам, исключая только некоторых слов, которые мы заметим. Слова удобопонятные мы оставим в том смысле, какой дан им выше, а неудобопонятные изложим здесь. Итак, всякий может говорить в себе следующее. Я скорбел в печальном размышлении моем, то есть, по причине обращения и союза моего с страстными помыслами, потому что обращение сие после производит в душе скорбь и раскаяние. Или я скорбел по причине неуместных и пустых слов, сказанных мною в разговоре с кем бы то ни было из людей без разбору, и смущался от нападения злых помыслов, которые производит во мне враг мой и грешник демон. Я удалился от Бога, потому что прилепился к демонам чрез скверную и нечистую жизнь мою; и обитал в пустыне и не приносил плода добродетели. Потопи, Господи, и раздели языки демонов, чтобы не могли соглашаться в своих ухищрениях против меня; ибо я видел беззаконие и противоречие в городе, то есть, в жизни демонов, как делающих своими грехами беззаконие и противоречащих повелениям Твоим, Господи! стены жизни их суть сильнейшие из демонов.

    В жизни демонов находится труд в отношении к тем христианам, которые мужественно противостоят нападениям демонов. Пути демонов широки, потому что противятся тесному пути Божию и добродетельному. Прибыль демонская есть прибавление и приращение греха. А слова, если бы враг поносил меня и прочие до слов: да приидет смерть на них, произносятся от лица Христа против Иуды, как мы изъяснили. Слова: да приидет смерть на демонов, значат совершенное бездействие злобы их; а—да сойдут в ад живые, мы изъяснили прежде. Временные жилища демонов суть приближения их к нам, когда они поселяются при поверхности сердца. Те же демоны называются и приближающимися к нам, потому что внутренне постоянно нападают злыми, гнусными и богохульными помыслами. Выражение во множестве со мною, или иначе—со многими были против меня, по взаимному употреблению предлогов, значит то, что многие вместе пришли на меня, или против меня. Нет замена, значит: нет изменения в демонах из греховности в добродетель, как мы изъяснили. Они осквернили завет Его—значит—уничтожили. Сердца их приближались к нам, значит (приближались) советы демонов. Слова демонов сделаются мягкими, когда внушают нам помыслы греховные; потому что они в начале льстят нам и обманывают нас удовольствием и сладостью греха, или даже и правотою добродетели, а оканчивают горечью и явным и открытым грехом.

    Почему и Аполлинарий в ироическом своем стихе перевел так: ради чего они устремлялись на меня, надеясь на множество свое.

Ничего нет для сопоставления.