< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85

Глава 60

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    В конец, в песнех, Давиду, Псалом.

    И настоящий псалом надписывается: в конец, потому что учит взирать на конечное исполнение содержащегося в пророчествах его предмета, так как и сей псалом сказывается от лица находящегося в вавилонском плену иудейского народа, и пророчествует об освобождении его из Вавилона: поселюсь, говорит, в жилище Твоем во веки. Посему то оный и поставлен рядом за предыдущим псалмом. Он относится и к христианскому народу. Надписан: в песнях, потому что Давид песнословит в нем Благодетеля Бога, повествуя о благодеяниях Его . При чем надобно знать, что тот псалом, в котором надписано только—в песнях, был пет одними устами, без музыкального орудия—псалтири; а тот, на котором надписано: в песнях псалом, был пет, по словам безыменного истолкователя псалмов, с употреблением при том и музыкального орудия.

    Слова вел. Афанасия: Давид приносит благодарение Богу за себя и за спасенный верою народ и обещается в вечных обителях, когда достигнет их, бесконечно воссылать Ему хвалу.

  • 2.

    Услыши, Боже, моление мое, вонми молитве моей.

    О сих воззваниях: услышь и внемли, мы сказали в изъяснении 26 псалма, о чем и смотри там.

    Григорий Богослов в ямбических стихах говорит, какое различие имеет моление от молитвы. Моление есть прошение нуждающихся; а молитва— находящихся в лучшем состоянии. Слова Афанасия: Поелику смотря на преобладание и жестокость демонов я исполняюсь уныния; то посему молю, чтобы Ты, явившись, избавил нас от руки насильствующих.

  • 3.

    От конец земли к Тебе воззвах.

    Концами земли в повествовательном значении называет Вавилон, так как он находился на краю известной тогда части свита. В высшем значении под концами земли можно разуметь земные заботы, отдаляющие человека от Бога.

    Слова Феодорита: Поелику Вавилон удален от Палестины на многие расстояния, то жившие в нем пленники думали, что они живут на последних пределах земли, почему и говорит, что они взывают с пределов вселенной. Афанасия: Выражение: с концов земли, значит то, что он приносит молитвы за всю вселенную. Безыменного толковника: Написано у Екклезиаста: Не спеши устами своими и сердце твое пусть не скоро износит слово пред лицем Божиим, ибо Бог на небе—горе; а ты на земле. Посему да будут слова Твои малочисленны (Еккл 5:1); а сим означается не местное расстояние, но различие существа не созданного от созданий; Бог называется пребывающим горе—на небе, по причине преимущества чести, а бытие человека находящимся долу—на земле, потому что он пришел в бытие из ничтожества.

    Внегда уны сердце мое, на камень вознесл мя ecи.

    Камнем Давид называет надежду на Бога, как по твердости, неподвижности, так и по высоте ее и возвышению: всякий раз, говорит, как только я унывал, изнемогая от скорбей, Ты, Господи, возводил меня в надежде на Тебя, как бы на некий высокий и твердый камень.

    Слова Вел. Афанасия: Унывает и скорбит всякий боголюбивый, доколе пребывает в сей смертной жизни, скорбит и по человеколюбию, видя множество погибающих. Итак, поелику и Давид, взирая на свирепство и жестокость демонов, падал в уныние; то посему он просит, чтобы Господь своим явлением избавил нас от руки делающих насилие. Выше же демонов стали мы чрез Христа, Который от блаженного Павла наименован камнем.

  • 4.

    Наставил мя ecи (указывал мне путь). Яко был ecи yпoвание мое,—столп крепости от лица вражия.

    Ты, говорит, Господи, указывал мне путь к добру или к добродетели; потому что Ты был упованием моим на спасение и сверх того Ты был для меня столпом крепости, иначе крепким в виду врагов моих, чтобы препятствовать и не позволять ему нападений на меня.

  • 5.

    Вселюся в селении Твоем во веки.

    Это пророчество; ибо, по Феодориту, в нем пророчествуется об освобождении пленного в Вавилоне народа и перемещении его снова в Иерусалим. А жилищем Божием называет Иерycaлимский храм, как мы говорили многократно. Сказал: во веки, вместо: на всегда. Но сие пророчество исполнилось на нас—христианах, по причине злонравия иудеев и произведенного ими богоубийства; так как, по истреблении их римлянами, они уже не селились более при Иерусалимском храме, который и сам разрушен был до основания; а между тем народ христианский всегда живет при храмах Божиих, находящихся по местам, поелику в каждом месте устроена божественная церковь.

    Другой говорит: (Это слово) относится и к тому народу, который уверовал из язычников. Они то называют церковь жилищем, в которое вселилось происшедшее от Бога Бог-Слово, без заколения ежедневно закалаемое. А крылами и здесь называет древний и новый Завет. Феодорит крылами называет попечение Божие.

    Покрыюся в крове крыл Твоих.

    Укроюсь, говорит, под кровом крыл Твоих, Господи, как малая птичка. Это согласно с сим местом: под кровом крыл Твоих укроешь меня (Псал 16:8).

  • 6.

    Яко Ты, Боже, услышал ecи молитвы моя и дал ecи достояние боящымся имене Твоего.

    Ты, говорит, Господи, услышал молитвы мои, когда я призывал Тебя, и дал боящимся имени Твоего наследство, которое в низшем смысле есть дольний Иерусалим и земля обетованная, а в высшем— горний Иерусалим и царство небесное, как говорит Афанасий. Ибо придите, скажет Господь, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам царство от основания мира (Матф 25:34).

    Слова Афанасия: Наследие царства небесного дается в будущем веке. Как же говорит: Ты дал? Поелику хотя и ожидается (оно) по воскресении, но как еще ныне приготовлено, то и дано уже тем, которые имеют получить его в надлежащее время. Замечай, что наследство сие дано боящимся Бога. Итак, если оно дано и им—низшим, то не гораздо ли более—на высшую степень восшедшим, то есть, любящим Бога?

  • 7.

    Дни на дни царевы приложиши.

    Ты, говорит, Господи, приложишь дни многие к дням царя Зоровавеля за боголюбие и благоразумие его. А прочие слова уже не относятся к древнему Зоровавелю, но к новому Зоровавелю по плоти, то есть ко Христу, как изъясняет Феодорит, так как Зоровавель был образ Христа в том отношении, что как первый извел пленных евреев из Вавилона в Иерусалим, так и Христос, отведя пленных людей от заблуждения, состоявшего в обожании идолов, привел в горний Иерусалим и в самое небо, которое было истинное отечество людей, потому что душа дана человекам в начале мира свыше от Бога.

    Слова Божеств. Кирилла: Не думай, что об одном каком либо царе говорит сие, напротив знай, что и о всяком избранном для царства небесного (говорит), которого и называет пребывающим пред Богом во век; ибо те, которые сделались сообразными Христу по общению в страданиях Его, с Ним и царствовать будут непрерывно и будут с Ним всегда, приемля царство, как говорит Апостол, непоколебимое. Евceвия: Сказал прежде: Ты, Боже, услышал молитвы мои, пророк с переложением слов присовокупил следующее: дни на дни царя приложишь: услышав, говорит, молитвы мои, дни на дни царя приложишь; а в средине между сими мыслями упомянуто о боящихся имени Господня, поелику и им пророчество сие обещало достояние, a сие достояние было жизнь вечная. Другой может сказать, что Давид говорит это о себе, что посему он будет поминаем не только в том роде, в котором жил, но и в каждом роде, или в двух некоторых родах, так что писание сим указывает на народ из обрезания и народ из язычников. Итак, и в людях он получит сие блаженство, и у Бога никогда не погибнет, находясь непрестанно пред пречистыми очами.

    Лета его до дне рода и рода.

    Лета, говорит, царства Христова будут продолжаться до последнего из двух родов, то есть, древнего народа израильского и нового, составившегося из язычников, иначе—до скончания миpa; ибо даже до того времени протянутся два сии рода, хотя и по скончании снова будет продолжаться вечное царство Христово.

  • 8.

    Пребудет в век пред Богом

    Сими словами изъясняются изложенные выше. Из всех, бывших от века, царей один Христос живет пред Богом: так как хотя и Он умер, но и опять воскрес, по истечении трех дней, и сел одесную Бога и Отца.

    Милость и истину Его кто взыщет?

    Кто, говорит, постигнет милость и истину Божию? иначе—никто. Потому что Бог есть море милости, равно как бездна истины. О милости и истине мы сказали и в 56 псалме при изъяснении слов: послал Бог милость свою и истину свою, где и смотри его.

    Великий Афанасий читает сии слова в обратном порядки так: кто будет искать милости и истины Его, тот в бесконечных веках пребудет пред Богом. И это яснее перевел Симмах: Милость и истина будут охранять его. Ибо они, то есть милость и истина Божии будут для него причиною бессмертия. Слова Феодорита: Кто, говорит, может сокровенную и праведную милость Божию постигнуть в точности? Ибо судьбы Его—бездна.

  • 9.

    Тако воспою имени Твоему во веки, воздати ми молитвы моя день от дне.

    Как теперь, говорит, бряцаю на псалтири и песнословлю имени Твоему, Господи, так буду славословить Тебя и всегда, чтобы таким образом мне воздать Teбе обещания мои с (одного) дня на (другой) день, или (воздать) в продолжении дней; так как Давид многократно в предыдущих псалмах обещал петь Богу всегда.

    Слова Афанасия: Так буду петь. Как? Разве сделавшись вечным пред Тобою в будущем веке. Ибо тогда только, когда удостоюсь блаженного оного стояния, непрерывно буду воссылать песни (в изд. Своде).

Ничего нет для сопоставления.