- 1. Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.
- 2. Господи! как умножились враги мои!
Многие восстают на меня; - 3. многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге».
- 4. Но Ты, Господи, щит предо мною,
слава моя,
и Ты возносишь голову мою. - 5. Гласом моим взываю к Господу,
и Он слышит меня со святой горы Своей. - 6. Ложусь я, сплю и встаю,
ибо Господь защищает меня. - 7. Не убоюсь тем народа,
которые со всех сторон ополчились на меня. - 8. Восстань, Господи!
спаси меня, Боже мой!
ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих;
сокрушаешь зубы нечестивых. - 9. От Господа спасение.
Над народом Твоим благословение Твое.
2-3.- "Как умножились враги мои!", выражение страха Давида пред возраставшим количеством его врагов. - "Говорят душе моей" - говорят о моей жизни, судьбе, сомневаются в возможности спасения для Давида, ввиду видимой его беззащитности и безвыходности положения.4-5.- Предшествующая жизнь Давида, полная превратностей и многочисленных войн, наглядно убеждала его в том, что истинным его заступником, доставившим ему славу и победы, был и есть Бог, к Которому он обращается и в настоящем положении.6-7.- В том факте, что Давид, отовсюду окруженный врагами и с минуты на минуту ждавший своей гибели, однако ж "ложится, спит и встает" живым, он видит непосредственную божественную помощь, Его заступничество ("ибо Господь защищает меня"), почему уже перестает бояться преследующих и отовсюду окруживших его врагов, и характер его молитвы к Богу изменяется, из скорбной переходит в торжественный гимн.
Это спасение Давида было следствием отвержения Авессаломом совета Ахитофела, предлагавшего немедленное преследование Давида, и принятия предложения Хусия о медленности и осторожности действий, давшего возможность Давиду переправиться за Иордан и избежать близкой опасности. В этом Давид видит помощь от Бога.8-9.- "Восстань". Давид молит Бога не только о своем спасении, но и о каре врагам; "зубы" у животных - их сила; зубы врагов - вся сила врагов. Давид уверен в неизбежной каре врагов, которых он видит как бы уже наказанными, за праведников же он молит о милости пред Богом.
Этот псалом - первый из так называемого шестопсалмия, входящего в состав утрени. Последняя же своим назначением имеет - воздать Богу благодарение за сохранение жизни в истекшую ночь с молитвой о ниспослании благополучия в наступающем дне, с чем в согласии стоит этот псалом ("ложусь я, сплю и встаю..." "Восстань, Господи! спаси меня...").



