< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Глава 17

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Начальнику хора.
    Раба Господня Давида,
    который произнес слова песни сей к Господу,
    когда Господь избавил его от рук всех врагов его и от руки Саула.
    И он сказал:
  • 2. Возлюблю тебя, Господи, крепость моя!
  • 3. Господь — твердыня моя и прибежище мое,
    Избавитель мой, Бог мой, — скала моя;
    на Него я уповаю;
    щит мой, рог спасения моего и убежище мое.
  • 4. Призову достопоклоняемого Господа и от врагов моих спасусь.
  • 5. Объяли меня муки смертные,
    и потоки беззакония устрашили меня;
  • 6. цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня.
  • 7. В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал.
    И Он услышал от [святаго] чертога Своего голос мой,
    и вопль мой дошел до слуха Его.
  • 8. Потряслась и всколебалась земля,
    дрогнули и подвиглись основания гор,
    ибо разгневался [Бог];
  • 9. поднялся дым от гнева Его
    и из уст Его огонь поядающий;
    горячие угли сыпались от Него.
  • 10. Наклонил Он небеса и сошел, —
    и мрак под ногами Его.
  • 11. И воссел на Херувимов и полетел,
    и понесся на крыльях ветра.
  • 12. И мрак сделал покровом Своим,
    сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных.
  • 13. От блистания пред Ним бежали облака Его,
    град и угли огненные.
  • 14. Возгремел на небесах Господь,
    и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные.
  • 15. Пустил стрелы Свои и рассеял их,
    множество молний, и рассыпал их.
  • 16. И явились источники вод,
    и открылись основания вселенной
    от грозного гласа Твоего, Господи,
    от дуновения духа гнева Твоего.
  • 17. Он простер руку с высоты и взял меня,
    и извлек меня из вод многих;
  • 18. избавил меня от врага моего сильного
    и от ненавидящих меня, которые были сильнее меня.
  • 19. Они восстали на меня в день бедствия моего,
    но Господь был мне опорою.
  • 20. Он вывел меня на пространное место и избавил меня,
    ибо Он благоволит ко мне.
  • 21. Воздал мне Господь по правде моей,
    по чистоте рук моих вознаградил меня,
  • 22. ибо я хранил пути Господни
    и не был нечестивым пред Богом моим;
  • 23. ибо все заповеди Его предо мною,
    и от уставов Его я не отступал.
  • 24. Я был непорочен пред Ним
    и остерегался, чтобы не согрешить мне;
  • 25. и воздал мне Господь по правде моей,
    по чистоте рук моих пред очами Его.
  • 26. С милостивым Ты поступаешь милостиво,
    с мужем искренним — искренно,
  • 27. с чистымчисто,
    а с лукавым — по лукавству его,
  • 28. ибо Ты людей угнетенных спасаешь,
    а очи надменные унижаешь.
  • 29. Ты возжигаешь светильник мой, Господи;
    Бог мой просвещает тьму мою.
  • 30. С Тобою я поражаю войско,
    с Богом моим восхожу на стену.
  • 31. Бог! — Непорочен путь Его, чисто слово Господа;
    щит Он для всех, уповающих на Него.
  • 32. Ибо кто Бог, кроме Господа,
    и кто защита, кроме Бога нашего?
  • 33. Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь;
  • 34. делает ноги мои, как оленьи,
    и на высотах моих поставляет меня;
  • 35. научает руки мои брани,
    и мышцы мои сокрушают медный лук.
  • 36. Ты дал мне щит спасения Твоего,
    и десница Твоя поддерживает меня,
    и милость Твоя возвеличивает меня.
  • 37. Ты расширяешь шаг мой подо мною,
    и не колеблются ноги мои.
  • 38. Я преследую врагов моих и настигаю их,
    и не возвращаюсь, доколе не истреблю их;
  • 39. поражаю их, и они не могут встать, падают под ноги мои,
  • 40. ибо Ты препоясал меня силою для войны
    и низложил под ноги мои восставших на меня;
  • 41. Ты обратил ко мне тыл врагов моих,
    и я истребляю ненавидящих меня:
  • 42. они вопиют, но нет спасающего;
    ко Господу, — но Он не внемлет им;
  • 43. я рассеваю их, как прах пред лицем ветра,
    как уличную грязь попираю их.
  • 44. Ты избавил меня от мятежа народа,
    поставил меня главою иноплеменников;
    народ, которого я не знал, служит мне;
  • 45. по одному слуху о мне повинуются мне;
    иноплеменники ласкательствуют предо мною;
  • 46. иноплеменники бледнеют и трепещут в укреплениях своих.
  • 47. Жив Господь и благословен защитник мой!
    Да будет превознесен Бог спасения моего,
  • 48. Бог, мстящий за меня и покоряющий мне народы,
  • 49. и избавляющий меня от врагов моих!
    Ты вознес меня над восстающими против меня
    и от человека жестокого избавил меня.
  • 50. За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками
    и буду петь имени Твоему,
  • 51. величественно спасающий царя
    и творящий милость помазаннику Твоему Давиду
    и потомству его во веки.

3."Господь... - рог спасения моего". Сравнение взято с животных, у которых их рога служат средством защиты и через них проявляется сила животного. Как рога для животного, так Бог являлся орудием, защищавшим Давида от врагов.

5."Объяли меня муки смертные" - со всех сторон окружали опасности, грозившие смертью. - "Потоки беззакония", с евр. "потоки Валиалэ". Это название означает человека дурного т. е. меня окружили люди, целые потоки нечестивых людей и злых.

7."В тесноте" - в тяжелых обстоятельствах. С 8 ст. Давид описывает очень картинно оказанную ему Богом помощь, когда вся природа подчинялась Его велению и шла на защиту гонимого праведника. Может быть указанные здесь проявления Божественной силы являются только образами, какими хотел Давид обозначить Его господство над всем миром и людьми, а может быть он разумел здесь факт действительной помощи ему Бога, проявленной в действиях сил и явлений природы. В борьбе с какими врагами и когда была оказана Давиду такая помощь, в исторических книгах указаний нет.

8.Изображение сильной грозы. - "Основания гор" - от удара грома тряслась земля в своих глубоких недрах, до которых, по воззрениям древних, доходили корни, основания гор.

9."Дым от гнева Его", "огонь поядающий" и "горячие угли" - образы туч и молнии.

10.Обычный образ явления Бога ветхозаветному человеку - в тучах и облаках, поэтому "наклонение небес и мрак под ногами Бога" - появление тучи.

11.Херувимы - небесные бесплотные духи, ближайшие и самые быстрые исполнители Его воли, почему обыкновенно их изображали с 6-ю крылами. Здесь выражение "воссел на херувимов" - объясняется последующим - "понесся на крыльях ветра", т. е. туча приближалась с необыкновенной быстротой.

12.Эта туча была местом пребывания Бога, как шатер служит местом обитания человека, см. 10 ст.

14.Удары и раскаты грома - грозный глас Божий.

16."Открылись основания вселенной" - обнажилось дно морей. Этим выражением - гиперболой Давид хотел обозначить силу потоков дождя, обилие воды: ее было так много, что как бы вода вылилась из всех морей и затопила землю.

17."Извлек меня из вод многих". - Вода здесь, как часто в Библии, означают многочисленные бедствия: Бог освободил меня от них.

20."Вывел меня на пространное место" - освободил из тесноты, бедствий, дал свободу.

21."Воздал мне Господь по правде моей" - по моей внутренней чистоте, чистоте мыслей и побуждений, "по чистоте рук" - по чистоте поступков.

22."Хранил пути Господни" - не отступал от поведения, назначенного Богом человеку.

26-27.- Господь с каждым поступает соответственно тому, что он заслуживает: чистого, праведного Он награждает, а лукавого карает.

33."Опоясать" - приготовить к занятиям, к делу. Господь опоясал Давида силою - дал ему средства победить врагов. "Устроить верный путь" - указывать надежный путь, безошибочные средства к достижению цели.

34."На высотах моих поставляет меня" - та высота, могущество, которых я достиг сейчас, есть дело Божественной помощи.

37."Расширяешь шаг мой" - расставляешь ноги, даешь твердо стоять.

44."Избавил от мятежа народа" - указание на внутренние усобицы, происходившие в царстве Израильском при воцарении Давида.

50."Славить Тебя, Господи, между всеми иноплеменниками", точнее - пред всеми иноплеменниками. Каждая победа Давида заканчивалась торжественным благодарением Бога, в котором Давид пред всеми людьми как из своего народа, так и из пленников-язычников не скрывал имени Иеговы, но открыто воспевал Его, как единого истинного Бога. В этих словах Ап. Павел видит указание на проповедь учения Христа среди язычников (см. Рим 15.9).

51."Потомство во веки", это то, которое было открыто Давиду через пророка Нафана см. (2Цар 7:12-16)