- 1. Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие,
- 2. ибо они, как трава,
скоро будут подкошены и,
как зеленеющий злак, увянут. - 3. Уповай на Господа и делай добро;
живи на земле и храни истину. - 4. Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.
- 5. Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит,
- 6. и выведет, как свет, правду твою
и справедливость твою, как полдень. - 7. Покорись Господу и надейся на Него.
Не ревнуй успевающему в пути своем,
человеку лукавствующему. - 8. Перестань гневаться и оставь ярость;
не ревнуй до того, чтобы делать зло, - 9. ибо делающие зло истребятся,
уповающие же на Господа наследуют землю. - 10. Еще немного, и не станет нечестивого;
посмотришь на его место, и нет его. - 11. А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.
- 12. Нечестивый злоумышляет против праведника
и скрежещет на него зубами своими: - 13. Господь же посмевается над ним,
ибо видит, что приходит день его. - 14. Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой,
чтобы низложить бедного и нищего,
чтобы пронзить идущих прямым путем: - 15. меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся.
- 16. Малое у праведника — лучше богатства многих нечестивых,
- 17. ибо мышцы нечестивых сокрушатся,
а праведников подкрепляет Господь. - 18. Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек:
- 19. не будут они постыжены во время лютое
и во дни голода будут сыты; - 20. а нечестивые погибнут,
и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут,
в дыме исчезнут. - 21. Нечестивый берет взаймы и не отдает,
а праведник милует и дает, - 22. ибо благословенные Им наследуют землю,
а проклятые Им истребятся. - 23. Господом утверждаются стопы такого человека,
и Он благоволит к пути его: - 24. когда он будет падать, не упадет,
ибо Господь поддерживает его за руку. - 25. Я был молод и состарился, и не видал
праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: - 26. он всякий день милует и взаймы дает,
и потомство его в благословение будет. - 27. Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек:
- 28. ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих;
вовек сохранятся они;
[а беззаконные будут извержены]
и потомство нечестивых истребится. - 29. Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек.
- 30. Уста праведника изрекают премудрость,
и язык его произносит правду. - 31. Закон Бога его в сердце у него;
не поколеблются стопы его. - 32. Нечестивый подсматривает за праведником и ищет умертвить его;
- 33. но Господь не отдаст его в руки его
и не допустит обвинить его, когда он будет судим. - 34. Уповай на Господа и держись пути Его:
и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю;
и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь. - 35. Видел я нечестивца грозного, расширявшегося,
подобно укоренившемуся многоветвистому дереву; - 36. но он прошел, и вот нет его;
ищу его и не нахожу. - 37. Наблюдай за непорочным и смотри на праведного,
ибо будущность такого человека есть мир; - 38. а беззаконники все истребятся;
будущность нечестивых погибнет. - 39. От Господа спасение праведникам,
Он — защита их во время скорби; - 40. и поможет им Господь и избавит их;
избавит их от нечестивых и спасет их,
ибо они на Него уповают.
1-2.- "Не ревнуй" - не гневайся, не волнуйся при виде благоденствия нечестивого.3."Живи на земле и храни истину" - стремись в продолжение земной жизни к следованию и хранению истины, так как в ней залог твоего благополучия.4."Утешайся Господом" - находи утешения в своей деятельности и жизни не во внешних успехах, а в согласии ее направления с указаниями Господа. Такое поведение заслужит награду от Бога: Он исполнит "желания сердца твоего".5-6.- Кто вверит свою жизнь руководству Бога, того Господь за его правду и справедливость выведет на свет, т. е. наградит.8."Не ревнуй до того, чтобы делать зло" - не гневайся на успехи нечестивых до той степени, чтобы перейти к причинению им зла.9-11.- "Уповающие на Господа" то же, что и "кроткие" (11 ст.), так как упование на Бога есть покорность Его водительству, подчинение своей воли Его указаниям. Они "наследуют землю" - перифраз всего второзакония, в котором наследие Палестиной, как землей обетованной, Богом назначается только для людей нравственно заслуживающих награды от Бога, для праведников.16-17.- Выражение 16 ст. объясняется содержанием 17. Так как нечестивые гибнут, их сила ("мышцы") сокрушается Богом, то и приобретенное ими не может быть прочно, в каком бы количестве оно ни было собрано. Наоборот, то малое, что ость у праведных, не только не утрачивается, но постепенно увеличивается, так как Господь "их подкрепляет".18.Под "достоянием непорочных", как можно судить по контексту речи, разумеется их материальное благополучие. Оно "пребудет вовек" - указание на прочность этого блага: оно будет переходить из поколения в поколение, тогда как у нечестивых их блага отнимаются в одном роде.21.Отношение нечестивого к людям вообще отлично от отношений праведных. Нечестивый руководится не нравственными началами, а материальным расчетом. Для него смысл жизни в приобретении внешнего могущества и материального блага, а потому, когда он "берет взаймы, и не отдает", старается задержать или совсем не производить платежа, так как последний, по его пониманию, наносит ущерб его внешнему благу. Праведный же, наоборот, руководится нравственными обязательствами к людям и любовью, а потому снисходит к своим должникам ("милует") и дает нуждающимся из своего достатка.25.Необходимость следования правде и жизни по закону Бога Давид оправдывает своими наблюдениями: он уже состарился "и не видал праведника оставленным", т. е. он не знает примера, когда бы праведник совсем оставлялся Господом, был бы Им отвергнут, хотя бы и приходилось ему в свою жизнь испытывать разные бедствия. Последние были только временными, но никогда, по наблюдению Давида, решительными и заключительными положениями жизни праведника.27-28.- "Жизнь вовек" зависит от уклонения от зла и делания добра, так как "Господь любит правду и не оставляет святых Своих; во век сохранятся они". Под жизнью вовек здесь можно разуметь вечную жизнь за гробом в близости и единении с Богом. Давид, как и все псалмопевцы и, вообще, писатели Ветхого Завета считали смерть тела неизбежным концом существования человека на земле, поэтому буквальное понимание выражения "жизнь вовек", в смысле вечной физической жизни на земле, не может быть допустимо в данном месте. Господь вечен, Он любит правду и праведников не оставляет; когда последний умирает на земле телом, он все-таки не оставляется Богом, так как Господь близко стоит к его душе, т. е. праведник по смерти находится в вечной близости к Богу. Данное место псалма одно из немногих в Псалтири, раскрывающих черты загробного существования праведников.29.Здесь Давид опять переходит к изображению ранее высказанного в 10-12 ст. и 18.37."Наблюдай за непорочным и смотри на праведного" - поучайся из наблюдения над их поведением и судьбою тому, как тебе поступать. "Будущность праведного есть мир" - указание общее, или в смысле благополучия в земной жизни (см. 25 ст. ) или загробной (см. 27-28).



