Глава 6

  • 1. Однажды в субботу после Пасхи
    Иисус проходил мимо засеянных полей,
    а ученики Его срывали колосья
    и, растирая в ладонях, ели.
  • 2. При этом некоторые из фарисеев спросили:
    почему вы делаете то, что не позволено делать в субботу?
  • 3. Иисус же сказал, обращаясь к ним:
    разве не читали вы о том, что сделал Давид,
    когда проголодался сам и те, кто были с ним?
  • 4. Как вошел он в дом Божий
    и, взяв священный хлеб, ел сам и дал спутникам своим,
    тогда как его не позволено есть никому, кроме священников?
    (1Цар 21.6)
  • 5. И сказал им: Сын Человеческий - господин субботы.
  • 6. А в следующую субботу Он пришел в синагогу и проповедовал.
    И был там человек, у которого правая рука была сухая.
  • 7. Книжники же и фарисеи наблюдали за Иисусом,
    исцелит ли Он в субботу,
    чтобы иметь обвинение против Него.
  • 8. Он же, зная помышления их,
    повелел человеку с сухой рукой: встань и выйди на средину.
    Тот поднялся и вышел.
  • 9. Иисус же сказал им: вот, Я спрашиваю у вас:
    что нужно делать в субботу: добро или зло?
    Спасти душу или погубить?
    Но они молчали.
  • 10. И, гневно посмотрев на них всех,
    Он сказал тому человеку: подыми руку свою.
    Тот так и сделал,
    и стала рука его здоровой как и другая.
  • 11. А они пришли в ярость
    и стали обсуждать между собой, что бы им сделать с Иисусом.
  • 12. В те дни Иисус взошел на гору помолиться
    и всю ночь провел в молитве к богу.
  • 13. А на утро Он подозвал учеников Своих
    и избрал из них двенадцать, назвав их апостолами:
  • 14. Симона, которого Он назвал Петром,
    и Андрея, брата его;
    Иакова и Иоанна;
    Филиппа и Варфоломея;
  • 15. Матфея и Фому;
    Иакова, сына Алфея,
    и Симона, прозываемого Зилотом;
  • 16. Иуду, сына Иакова,
    и Иуду Искариота, который стал предателем.
  • 17. Сойдя (с горы),
    Иисус остановился
    вместе с ними и многочисленной толпой учеников Своих
    у подножия,
    и великое множество людей со всей Иудеи, из Иерусалима,
    из окрестностей приморских городов Тира и Сидона
  • 18. пришло, чтобы послушать Его и излечиться от недугов своих;
    исцелялись и одержимые нечистыми духами.
  • 19. И все люди старались дотронуться до Него,
    потому что сила исходила от Него и исцеляла всех.
  • 20. А Он, обведя взглядом учеников Своих, провозгласил:
    блаженны нищие, ибо вам принадлежит Царство Божье.
  • 21. Блаженны голодающие ныне, ибо вы насытитесь.
    Блаженны плачущие ныне, ибо вы возвеселитесь.
  • 22. Блаженны будете и вы,
    когда из-за Сына Человеческого возненавидят вас люди
    и станут изгонять вас, злословить вас и бесчестить ваше имя.
  • 23. Радуйтесь тогда и ликуйте,
    ибо велика ваша награда на небесах:
    так поступали с пророками отцы этих людей.
  • 24. Но горе вам, богатые,
    ибо вы уже получили вознаграждение свое!
  • 25. Горе вам, сытые ныне, ибо будете голодать!
    Горе вам, веселящиеся ныне, ибо будете скорбеть и плакать!
  • 26. Горе вам, если все люди будут говорить о вас только хорошее,
    ибо так поступали с лжепророками отцы этих людей.
  • 27. Вам же, слушающим, говорю: любите врагов ваших,
    творите добро ненавидящим вас,
  • 28. благословляйте проклинающих вас,
    молитесь за злословящих вас.
  • 29. Ударившему тебя по щеке - подставь и другую,
    а отбирающему у тебя хитон -
    не препятствуй отобрать и другую одежду.
  • 30. Любому просящему у тебя - не отказывай,
    и у того, кто присвоил полученное от тебя, - не требуй возврата.
  • 31. И чтобы люди поступали с вами так, как вы хотите,
    точно так же и вы поступайте с ними.
  • 32. Если вы любите любящих вас, какая вам польза от этого?
    Ведь и грешники любящих их любят.
  • 33. А если вы благотворите благотворящим вам,
    какая вам польза от этого?
    Ведь и грешники так поступают.
  • 34. И если вы даете взаймы тем, от кого ожидаете получить,
    какая вам польза от этого?
    И грешники грешникам дают взаймы,
    чтобы получить от них столько же.
  • 35. Вы же любите врагов ваших и благотворите,
    и взаймы давайте, ничего не ожидая взамен.
    И велика будет награда ваша, и будете сыновьями Всевышнего,
    ибо Он добр к неблагодарным и злым.
  • 36. Будьте же милосердны, как милосерден Отец ваш (Небесный).
  • 37. Не обвиняйте, и вас не обвинят;
    не осуждайте, и вас не осудят;
    прощайте, и вас простят.
  • 38. Давайте, и вам дадут;
    воздадут полной мерой,
    ибо какою мерою мерите, такою и вам отмерят.
  • 39. И стал говорить им притчами:
    разве может слепой вести слепого?
    Не упадут ли они оба в яму?
  • 40. Ученик не выше учителя,
    и после обучения каждый будет лишь как учитель его.
  • 41. Что ж ты смотришь на сучок в глазу ближнего твоего,
    а бревна в собственном глазу не замечаешь?
  • 42. Как же ты сможешь сказать ближнему твоему:
    давай, я выну сучок из глаза твоего,
    если в своем глазу бревна не видишь?
    Лицемер!
    Вынь прежде бревно из своего глаза,
    и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза ближнего твоего.
  • 43. Хорошее дерево ведь не приносит гнилые плоды,
    как и прогнившее дерево не приносит хорошие плоды,
  • 44. так что каждое дерево познается по своим плодам.
    Ведь и с терновника не собирают смоквы,
    и с репейника виноград не снимают.
  • 45. Добрый человек из тайников доброго сердца выносит добро,
    а злой - из злого сердца выносит зло,
    ибо уста человека говорят о том, что переполняет его сердце.
  • 46. Что же вы обращаетесь ко Мне: Господи! Господи!,
    а сами не исполняете того, что Я говорю вам?
  • 47. Так Я скажу вам, кому подобен каждый, кто приходит ко Мне,
    слушает слова Мои и поступает согласно им.
  • 48. Он подобен человеку,
    который при постройке дома
    глубоко раскопал землю и укрепил его на скале.
    Когда же случилось наводнение
    и потоки воды обрушились на этот дом,
    они не могли сокрушить его,
    потому что он воздвигнут был на скале.
  • 49. А слушающий и не поступающий согласно им подобен человеку,
    который построил дом на земле и не укрепил его,
    и когда потоки воды обрушились на этот дом,
    он тотчас разрушился,
    и шумным было падение его.