Глава 9

  • 1. Так вот, первый договор имел свои правила богослужения, а также земное святилище.
  • 2. Был изготовлен Шатер, в первом помещении которого находились светильник, стол и посвященные Богу хлебы, и место это называлось Святилищем.
  • 3. За второй завесой было помещение, которое называлось святыня святынь [ 2374 ],
  • 4. и в нем золотой жертвенник для благовоний и ковчег для договора с Богом, со всех сторон обложенный золотом. В нем был золотой сосуд с манной и пустивший побеги жезл Аарона, а также каменные плиты с текстом договора.
  • 5. Над ларцом были херувимы, означавшие присутствие здесь Божьей Славы и осенявшие крылами место, где прощаются грехи. Но сейчас нам нет необходимости говорить об этом подробно.

  • 6. После того как все было таким образом изготовлено, в первое помещение постоянно входили священники, исполнявшие службу,
  • 7. а во второе — один только первосвященник, раз в год, и всегда с кровью, которую он приносил в жертву за свои грехи и грехи народа, совершенные по неведению.
  • 8. Этим Святой Дух указывал на то, что, пока существует прежний шатер, путь в святилище [ 2375 ] еще не открыт.
  • 9. Все это символ настоящего времени, означающий, что ни дары, ни жертвы не в состоянии очистить совесть и привести к совершенству тех, кто поклоняется Богу.
  • 10. Они касаются только еды, питья, разных очистительных обрядов [ 2376 ], а это внешние правила, имевшие силу лишь до установления нового порядка вещей.

  • 11. Но когда явился Христос как Первосвященник уже свершившихся благ [ 2377 ], Он прошел через большее и еще более совершенное святилище [ 2378 ], нерукотворное, то есть не относящееся к вещам сотворенным.
  • 12. И вошел в святыню святынь раз и навсегда, и не с жертвенной кровью козлов и телят, но с собственной кровью, обретя для нас вечное искупление.
  • 13. Если окропление кровью [ 2379 ] козлов и быков вместе с пеплом телки [ 2380 ] освящает осквернивших себя и дает им внешнюю чистоту,
  • 14. то насколько больше силы имеет кровь Христа, который с помощью вечного Духа принес себя Богу в непорочную жертву! Она очистит нашу совесть от дел, ведущих к смерти, чтобы мы могли служить Живому Богу.

  • 15. Поэтому Христос есть посредник в Новом Договоре с Богом. Смерть Христа стала выкупом, освобождающим от грехов, совершенных во время действия первого договора, чтобы призванные могли получить вечное наследие, обещанное Богом.
  • 16. Где есть завещание, необходимо установить смерть завещателя.
  • 17. Завещание действительно лишь в случае смерти, оно не имеет силы, пока завещатель жив.
  • 18. Вот почему и первый договор был утвержден с помощью крови [ 2381 ].
  • 19. После того как Моисей изложил всему народу все заповеди, установленные Законом, он взял кровь телят и козлов, а также воду, красную шерсть и иссоп и окропил как саму книгу Закона, так и весь народ
  • 20. со словами: «Это кровь договора, который Бог велел вам соблюдать» [ 2382 ].
  • 21. Точно так же он окропил кровью и Шатер, и все богослужебные сосуды [ 2383 ].
  • 22. Согласно Закону, почти всё очищается кровью, и без кровопролития нет прощения [ 2384 ].

  • 23. Следовательно, такими способами должны очищаться земные подобия небесного, само же небесное требует жертв лучших [ 2385 ], чем эти.
  • 24. Ведь Христос вступил не в рукотворное святилище, которое есть не более чем отпечаток истинного, но в само небо, и теперь Он предстал перед лицом Бога ради нас.
  • 25. Он также не приносит себя в жертву многократно, как это делает первосвященник, ежегодно входящий в святилище с чужой кровью,
  • 26. иначе Ему пришлось бы страдать множество раз с тех пор, как был сотворен мир. Но Он явился один раз, в самом конце веков [ 2386 ], чтобы удалить грех Своей жертвой.
  • 27. Как человеку суждено только однажды умереть, а затем — Суд,
  • 28. так и Христос, однажды принесенный в жертву, чтобы унести грехи множества людей, во второй раз явится не для того, чтобы иметь дело с грехом, но чтобы спасти тех, кто Его дожидается.