Глава 16

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
  • 1-8. О путешествии жен-мироносиц ко гробу и о случившемся с ними ев. Марк рассказывает в общих чертах, согласно с ев. Матфеем, но с некоторыми, весьма значительными, при краткости, особенностями, восполняющими сказание Матфеево. Ср. прим. к Мф. 28:1-10. – «По прошествии субботы»: когда миновало время покоя субботнего в продолжение которого закон не позволял заниматься разными житейскими делами, значит – вечером в субботу, когда начинался уже другой день, по обычаю иудеев, некоторые из жен-мироносиц купили ароматы, т.е. благовонные масти, какими по обычаю иудеев, намащались тела умерших. В это время закон дозволял уже куплю и продажу, и некоторые из мироносиц воспользовались сим. Масти благовонные для намащения умерших составлялись из различных благовонных веществ и различно. – Редко бывали они из одного вещества, как напр. нардовое миро цельное (Мк. 14:3), большею же частью, составлялись из смешения разных веществ (Иов. 41:22. Плин. 28, 9), из чистого оливкового масла (один из важных продуктов Палестины) и довольно дорогих привозных (Иез. 27:22) веществ, особенно смирны или мирры, нарда, ладана и др. – «Помазать Его»: кажется не без основания можно заключить из сего, что они не ожидали воскресения Господа, как и Апостолы (Ин. 20:9), чем объясняется и довольно продолжительное неверие учеников. «Ничего великого и достойного божества Иисусова не помышляют жены, когда сидят при гробе и покупают миро с тем, чтобы, по иудейскому обычаю, помазать тело, дабы оно было благоухающим, а не издавало неприятного запаха от тления, и дабы силою мира, иссушающего и поглощающего влагу тела, сохранилось невредимым. Вот о чем думали жены!» (Феофил.). Тем несомненнее истина воскресения Господа, тем несомненнее доказательство, что воскресение не есть воображение экзальтированного состояния духа учеников. – «Весьма рано, при восходе солнца»: у ев. Матфея – «на рассвете»; значит – когда светало и первые лучи солнца только что осветили восточный край горизонта, или, как выражается блаженный Августин, это было то время, когда небо на восточной стороне забелелось, что бывает при приближении восхода солнечного, что несомненно из того, что слова «при восходе солнца» евангелист ограничивает другими – «весьма рано». Если по силе первого из этих выражений нельзя сомневаться в том, что это было время, когда начинало восходить солнце, то по силе второго выражения, которое для первого служит явным ограничением, нельзя думать, что солнце уже совершенно взошло. Это время ев. Матфей мог означить словом «на рассвете». Значит сказания евв. Матфея и Марка о времени прибытия жен-мироносиц ко гробу не противоречат одно другому: жены пришли ко гробу, при восходе солнечном, когда рассвело. Если же и есть некоторое малое различие здесь, то оно исчезает совершенно при представлении, что мироносицы пробыли довольно долго при гробе; они могли подходить ко гробу когда светало и еще не было солнца, что и означил ев. Матфей, а когда были уже при гробе, то первые лучи его озарили восточный край неба, что и означил ев. Марк. – «Кто отвалит нам» и пр.: частность, замеченная одним только ев. Марком и весьма естественная в положении женщин, спешивших рано утром ко гробу. – «Вошедши во гроб, увидели юношу»: так назван ангел по его внешнему виду. Этот ангел был внутри гробовой пещеры, следовательно не тот, о котором говорит ев. Матфей, что сидел на отваленном камне вне гроба; об этом ев. Марк умалчивает, повествуя о другом. Или «могли они видеть ангела, сидящего вне, на камне, как сказано у Матфея; могли опять видеть его же внутри гроба, как упредившего их и вошедшего туда» (Феофил.). – «Сидящего на правой стороне»: гробницы иногда делались большие по объему, с несколькими местами, где полагались умершие (фамильные гробницы). Вероятно, смертное ложе Господа было на правой стороне при входе в пещеру; здесь и сидел ангел, указывая на место, где лежал Господь (ст. 6). – «Ученикам Его и Петру»: ученикам вообще, Апостолу Петру в особенности. Эта черта служит свидетельством особенной благости и милосердия Господа к кающимся грешникам. Петр недавно еще, в самые тяжкие минуты для Господа, отвергся от Него с клятвою, что и не знает Его вовсе, изменив данному незадолго перед тем обещанию – даже умереть с Ним, если б это потребовалось. Сознав вслед за тем падение свое, он горько плакал и раскаивался, и – вот ангел, без сомнения по повелению самого Господа, велит возвестить радостную весть о воскресении Петру в особенности, показывая сим, что Господь простил ему грех его, ради покаянных слез его (ср. Феофил.) – «Как Он сказал вам»: ср. Мк. 14:28. У ев. Матфея ангел говорит женам: «я сказал вам», но это относится ко всей речи ангела о воскресении Христовом и содержит удостоверение в сей истине; по сказанию же ев. Марка, ангел напоминает только об обетовании Господа – предварить по своем воскресении учеников своих в Галилее. – «На них напал трепет и ужас»: ужас напал на них при видении небесного вестника (ст. 5); после чудных речей ангела, когда они вышли из гроба, этот ужас усилился до высшей степени, как обыкновенно бывает подобное при чрезвычайных видениях; состояние страха и трепета овладевает видцем, когда окончится видение и он приходит в свое естественное состояние. – «Никому ничего не сказали»: т.е. когда бежали дорогою, над влиянием ужаса ничего ни с кем не могли говорить. – Что, пришедши домой, они рассказали обо всем Апостолам, об этом говорит далее сам же ев. Марк (ст. 10), а равно и другие евангелисты (Лк. 24:9); и они должны были обо всем рассказать, ибо так повелевал им ангел (ст. 7), да и неестественно было с их стороны не рассказать о таком чудном и необычайно-важном для них самих событии. – «Потому что боялись»: собственно «испугались»; в этом страхе объявшем жен, причина того, что они, в первое время по выходе из гроба, дорогой ничего ни с кем не говорили.
  • 9-13. О нескольких явлениях самого Воскресшего ев. Марк говорит чрезвычайно кратко и об одном только несколько подробнее. Об упоминаемых здесь ев. Марком явлениях подробнее говорят другие евангелисты и тем подтверждают достоверность его сказаний и объясняют их. – «Явился сперва Марии Магдалине»: прежде всех Воскресший явился Магдалине. Об этом явлении говорит подробнее ев. Иоанн (Ин. 20:11-18). Как первая согрешила в раю жена, так первая жена же удостаивается слышать от самого Победителя греха весть о победе над грехом и искуплении от греха и всех следствий его. – «Из которой изгнал семь бесов»: из этого только замечания ев. Марка узнаем, что Магдалина была некогда бесновата, и притом жестоко («семь, т.е. многих, ибо Свящ. Писание принимает иногда число семь в смысле множества, наприм. «неплоды роди седмь», Феофил.), и что Господь исцелил ее. Вероятно, благодарная за это исцеление, она и сделалась впоследствии самой ревностнейшей ученицею Господа, всюду следовавшей за Ним и служившей Ему от трудов своих (см. выше Мк. 15:41). – «Бывшим с Ним», т.е. ученикам Его и последователям. – «Плачущим и рыдающим»: так характеризуется скорбное настроение духа последователей Христовых после Его смерти и воскресения. О возвещении Магдалиною Апостолам о воскресении Христовом и о явлении Его ей, а равно и о неверии ей учеников говорят евв. Иоанн и Лука (Ин. 20:18Лк. 24:11). – «Не поверили»: это показывает, с какой осторожностью принимали Апостолы весть о воскресении, как опасались они вдаться в обман или ошибку, и – если потом поверили, то поверили как нельзя более наглядно убедившись, и следовательно сказания их о воскресении Господа имеют полнейшую силу самых достоверных доказательств истины воскресения Христова. – «После сего явился» и пр.: о сем явлении Спасителя воскресшего еммаусским путникам подробно повествует ев. Лука (Лк. 24:13-35). – «В ином образе»: так, что ученики, знавшие Его прежде, в это время Его не узнали (Лк. 24:16). – «Шли в селение»: Еммаус. – «Но и им не поверили»: по сказанию ев. Луки, когда еммаусские ученики рассказали Апостолам о явлении им Господа, то последние говорили, что Господь точно воскрес и явился Симону (Лк. 24:34-35). Этому впрочем рассматриваемое замечание ев. Марка нисколько не противоречит. Дело было, сколько можно догадываться из снесения помянутых мест, так: Апостолы говорили, что Господь явился Симону и следовательно точно воскрес, следовательно верили сему. Приходят еммаусские ученики и говорят, что Он им явился, но они сперва Его не узнали, узнали уже потом, но Он невидим стал для них. – Итак Учитель их является то там, то там и притом в ином образе; это могло повергнуть их в новое сомнение, близкое к неверию, когда они еще не понимали нового образа бытия Господа по воскресении, нового прославленного Его пребывания на земле. И действительно, это повергло их в сомнение; это видно из того, что когда вслед за тем Господь явился им при затворенных дверях, они испугались и подумали, что видят призрак, и Господь нарочито принужден был уверять их в том, что это Он (Лк. 24:35-43); значит вера их была еще не крепка, и в то время, когда еммаусские ученики рассказывали им о явлении, они действительно не верили им.
  • 14-18. «Наконец»: это было впрочем не последнее явление Господа ученикам, как видим то из сказаний евангелистов Иоанна и Матфея; только евангелисты Марк и Лука, не имея в виду повествовать обо всех явлениях Господа, бывших по сказанию одного из них же в продолжение целых 40 дней по воскресении (Деян. 1:3), ограничиваются сим явлением, как последним прощальным, и сосредотачивают в описании этого явления сущность всего того, чему Господь учил в продолжение этих 40 дней учеников своих. – «Явился самим одиннадцати»: это то же явление, которое описывают евангелисты Лука (Лк. 24:36-49) и Иоанн (Ин. 20:19-23), каждый с некоторыми особенностями, восполняя сказания друг друга. – «Упрекал их за неверие»: об этом отчасти повествует и ев. Лука, когда описывает, как Господь удостоверял Апостолов в истине своего воскресения. – «Что видевшим Его воскресшего не поверили»: т.е. Марии Магдалине и другим мироносицам, Ап. Петру и еммаусским путникам. Казалось, довольно свидетелей для удостоверения в истине, но Апостолы все еще не верили вполне, и за это неверие, которое отчасти зависело и от жестокосердия, в коем нередко Спаситель упрекал учеников своих (напр., Мк. 8:17 и дал.), упрекает Он их и теперь. Это обстоятельство впрочем имеет величайшую важность в повествованиях о воскресении Господа, именно как неопровержимое доказательство истинности сего величайшего события. Видно, что Апостолы не ошиблись в ней, не могли обмануться, что это не мечта их, не плод восторженности или расстроенного воображения. Они не верили и нужны были упреки им самого Воскресшего и дозволение осязать себя, чтобы победить это неверие; и если потом Апостолы поверили и проповедовали о действительном воскресении их Учителя и Господа: то это воскресение – несомненная истина и никто уже не может упрекнуть учеников в легковерии. – «Идите по всему миру»: ко всем народам без различия, иудеям и язычникам. Теперь, когда искупление совершено, Евангелие должно быть проповедано всем, а не иудеям только, к которым исключительно Господь посылал прежде Апостолов (Мф. 10:5). – «Всей твари»: по связи речи – всему роду человеческому; по словоупотреблению же библейскому вообще, и в частности словоупотреблению и воззрению св. Ап. Павла – всему творению вообще (ср. Рим. 8:19 и дал. Кол. 1:23). Искупление и восстановление человека смертью и воскресением Спасителя есть искупление и восстановление и всего творения, поврежденного в своей красоте грехом человека; а потому и всей твари должно быть благовествовано Евангелие искупления, и она откликнется со своей стороны на это благовествование теми знамениями в ней, какие сопровождать будут проповедь Апостолов и все действия истинно-верующих (ст. 17 и дал.). Тварь вся представляется в этом воззрении олицетворенною и как бы чувствующею и слышащею проповедь о восстановлении ее. Истина – в том, что, расстроенная грехом человека, она для истинной веры верующих в искупление и по этой самой вере снова приходит в первобытную гармонию, совершенство и красоту, что и отражается в необыкновенных явлениях ее для верующих по силе и действенности их веры. – «Кто уверует»: в проповедь о Христе Искупителе или что то же – в самого Христа, как Искупителя мира. – «И крестится»: в крещении примет благодать искупления и через него внешним образом присоединится к обществу верующих во Христа. – «Спасен будет»: от греха (Мф. 1:21) и осуждения за него (Ин. 5:24Ин. 3:36) и таким образом будет оправдан перед Богом и, как оправданный, получит жизнь вечную в блаженном единении со Христом (Ин. 5:28Ин. 17:2-4). Итак, вот путь восстановления человека в первобытное совершенство, утраченное им через грех: вера в Господа, как Искупителя, по каковой вере усвояются ему плоды искупительной смерти Спасителя, и он является оправданным перед Богом и чистым. Внешним знаком этой веры служит крещение, в котором человек возрождается к этой новой для него жизни и как бы умирает для прежней греховной жизни (Рим. 5:1Рим. 6:2 и дал.). – «А кто не уверует, будет осужден»: от человека зависит веровать или не веровать в искупление его И. Христом, и тем усвоить себе или не усвоить плоды искупления. Неверующий, а следовательно и не крестящийся, остается в том же состоянии греховности, в каком находятся все люди вследствие греха прирожденного, а следовательно и в состоянии осуждения за сей грех, так как им без веры не усвояются плоды искупительной смерти Богочеловека. Это осуждение, которое не снято с них верою, выразится окончательно на страшном последнем суде Христовом, когда они осуждены будут на лишение вечной блаженной жизни во Христе. Само собой разумеется, что и верующие и крестившиеся получат спасение только в том случае, когда сохранят свою веру и будут жить сообразно с этой верою по закону Христову (Мф. 25:31-46); только здесь не упоминается о сем, ибо говорится лишь вообще о первом и главном условии спасения или осуждения. – «Знамения верующим» и пр.: знамения или чудеса, которые будут свидетельствовать об истине, проповедуемой и приемлемой веры, и будут вызваны силою этой веры для большего уверения верных и для большего убеждения к вере еще неверующих. Верующими здесь называются прежде всего сами Апостолы, первые проповедники Евангелия, которым и обещаются эти знамения, потом – и все истинно-верующие, которые силою своей веры всегда могут совершать чудеса для высоких целей проповеди Евангелия и пользы верных. Это обетование относится впрочем преимущественно к первым проповедникам Евангелия и верующим, как и действительно мы видим преимущественно в истории первохристианской Церкви обилие чудес; но и во все времена, даже до наших дней, чудеса в Церкви Христовой совершаются высоковерующими, святыми членами Церкви. – «Именем Моим» и пр.: см. выше Мк. 6:7-13Мк. 9:38 и др. прим. к Мф. 4:24. – «Будут говорить новыми языками»: на наречиях, которых дотоле не знали и которым не учились, – будут говорить свободно, проповедуя Евангелие царствия Божия. Это обетование исполнилось собственно на Апостолах в день Пятидесятницы (Деян. 2:4-11), и исполнилось на них после, при проповедании ими Евангелия во всей вселенной. – Исполнилось впрочем оно и на верующих в Церкви (напр. 1Кор. 12:10, 28, 301Кор. 13:1 и др.), но примеров сего не очень много известно из истории. – «Змей будут брать»: без вреда для себя; сила змеиного яда действовать на них не будет. Если же так, то они могут распоряжаться змием как послушным орудием, могут побеждать его, не опасаясь ничего. Так как змей служит символом вообще зла: то сим дается верующему вообще торжествовать над злом, над всякою враждебною ему силою. Это – то же, что власть наступать на змею и скорпию и всю силу вражью (Лк. 10:19). В буквальном смысле это обетование исполнилось например на св. Ап. Павле, когда при укушении змеей он, к удивлению спутников, не только не потерпел никакого вреда, но и стряхнул змею спокойно в огонь (Деян. 28:3 и дал.). – «Смертоносное выпьют, не повредит»: всякие яды не будут действовать не только смертоносно, но и вредно на них. Восстановленная в своем совершенстве для веры их природа не будет враждебна в отношении к ним по вере их. История в особенности перво-христианской Церкви представляет многочисленные примеры того, что яды действительно не действовали не только смертельно, но даже и вредно для верующих. Относительно в частности Апостолов предание говорит, что ап. Иоанн Богослов испил чашу яда, не получив нисколько вреда. – «Возложат руки на больных» и пр.: чудотворное исцеление болезней посредством одного возложения рук и молитвы, примеров коего в истории множество. – Так как здесь сила речи и обетования собственно в чудесном излечении болезней: то на возложение рук для сего можно смотреть только как на одно из внешних средств или внешних знаков проявления чудотворной целебной силы, и под возложением рук можно разуметь все те действия верующих, посредством которых появляется чудотворно-целительная сила веры и благодати, будет ли то слово, взгляд, прикосновение и т.п.
  • 19. «После беседования с ними»: в продолжение 40 дней Господь являлся своим ученикам по воскресении своем и открывал им тайны царствия Божия (Деян. 1:3). Евангелисты вообще передают немногое о сем времени; точно также и ев. Марк. – «Вознесся на небо»: подробнее сие событие описывает ев. Лука, частью в своем Евангелии (Лк. 24:50-51), но особенно в книге Деяний Апостольских (Деян. 1:2-11). – «На небо»: в ту премирную область, где по преимуществу в Его присутствии пребывают святые чистые духи – ангелы и святые Божии человеки. – «И воссел одесную Бога»: выражение образное, основывающееся частью на видениях сверхъестественных (Деян. 7:36), частью на обетовании самого Господа (Ин. 14:3). Собственно же это образное выражение – седение одесную Бога – означает то, что Господь И. Христос и по человечеству приял божественную власть над всем миром вместе с Богом Отцом, так как сидение по правую руку на образном языке библейском означает именно разделение власти посаждаемого так с сидящим.
  • 20. «Они пошли»: из Иерусалима, после дня Пятидесятницы, до которого, по повелению Господа, они должны были оставаться в этом городе (Лк. 24:49). – «Проповедовали везде»: во всем мире, во всех странах языческих, куда могли достигнуть (Рим. 10:18Кол. 1:23). – «Последующими знамениями»: сопровождавшими их проповедь чудесами, когда они нужны были для действенности их проповеди. – Книга Деяний Апостольских и История церковная содержат множество свидетельств о чудесах, сопровождавших и подкреплявших проповедь Апостолов. – «Аминь»: истинно, действительно так описано все в сем Евангелии, как происходило на самом деле.