Глава 1

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 5 6 9 10 11 12 13 14 15
  • 1.

    Ст. 1-2 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума

    Сказанное в Притчах Святым Духом в противопоставлениях хорошо понимают имеющие сердце, преданное Богу, так как разумеют истинную правду, возвещаемую Христом.

    На Притчи Соломона.

  • 2.

    чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума

    См. Толкование на (Притч 1:1)

  • 7.

    Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление

    Благоговение к Богу есть начало, как источник и причина, божественного чувства по внутреннему человеку, через которое мы видим истинный свет, слышим сокровенные глаголы, питаемся хлебом жизни, воспринимаем благоухание Христа и касаемся снова этой жизни. Или то значат эти слова, что когда есть у нас благочестие и телесные чувства действуют как должно, - тогда они помогают нам, когда худого глаз не видит и уста не произносят.

    На Притчи Соломона.


    Поистине, добродетель есть источник и корень мудрости, как всякий порок берет начало от неразумия. И надменный, и гневливый человек увлекается этими страстями по недостатку благоразумия. Поэтому и пророк говорил: смердят, гноятся раны мои от безумия моего (Пс 37:6), показывая, что всякий грех получает свое начало от неразумия. Напротив, человек добродетельный, имеющий в себе страх Божий, мудрее всех; потому и некий мудрец говорит: Начало мудрости - страх Господень (Притч 1:7). Если же бояться Бога - значит иметь мудрость, а порочный не имеет этого, то, без сомнения, он лишен мудрости; а лишенный истинной мудрости бессмысленнее всех.

    Гомилии на Евангелие от Иоанна.

  • 8.

    Ст. 8-9 Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей

    Господь наш <…> руку Свою простирает, и с нами вместе борется, и как бы Сам, со всех сторон одолевая противника, предает его в наши руки, все делает и устраивает так, чтобы мы могли устоять в борьбе и одержать победу, а Он - возложить на главу нашу неувядаемый венец. Ты получаешь, - сказано, - венок благодати для головы твоей (Притч 1:9). Венец, получаемый после победы на олимпийских состязаниях, состоял не в чем ином, как в лавровых листьях, рукоплесканиях и народных криках, и все это с наступлением вечера увядало и погибало. А венец за добродетель и труды ради нее - не чувственный, не разрушается, как все прочее в этом мире; это - венец неувядающий, бессмертный, пребывающий во все века.

    Гомилии на Книгу Бытия.


    Если сохранишь в верном сердце законы твоего отца и соблюдешь заповеди твоей матери, то получишь некогда, при воскресении праведных, прекрасный венец и золотую цепь ((Притч 1:9); LXX), будучи прославляем и увенчан Христом в небесном и вечном царстве, если будешь состязаться достойно венца, потому что никакой борец не получает венца, если не состязается твердо и законно.

    На Притчи Соломона.

  • 9.

    потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей

    См. Толкование на (Притч 1:8)