- 3.
Ст. 3-4 ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый
Блудница любить не умеет, а только коварствует; в ее лобзании - яд, в устах - губительная отрава. Если же это и не тотчас обнаруживается, должно тем более избегать ее, которая прикрыла гибель, носит смерть сокровенную и не дает усмотреть ее сначала. Итак, кто ищет удовольствия и жизни приятной, тот пусть бежит сообщества развратных женщин, потому что они вносят в душу своих поклонников тысячи войн и смятений, возбуждая их всем - и словами и делами - к браням и ссорам. И как самые жестокие враги, так и они все делают и ведут к тому, чтобы повергнуть их в бесславие, нищету и крайние бедствия. Как звероловы, раскинув сети, стараются заманить диких животных, чтобы заколоть их, так и эти женщины, раскинув всюду сети любострастия, и глазами, и телодвижениями, и словами завлекают и опутывают своих любовников.
К народу антиохийскому.
- 4.
но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый
См. Толкование на (Притч 5:3)
- 15.
Пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою
Если ты, обратив внимание на эти слова и желая уразуметь смысл их не отступишь от буквальных выражений, то увидишь, что было бы очень бесчеловечно – не давать никому даже воды. А здесь идет речь о жене, о том, что с нею нужно обращаться целомудренно; она называется «источником» и «ланью», по причине чистоты супружеского сожития. Здесь – так, а в других местах нужно принимать и сами слова, и подразумевать другой, выражаемый ими, смысл.
Беседа на псалом 9.
- 23.
он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется
Таковой умирает с ненаученными ((Притч 5:23) LXX), лишившись всей своей тучности. Уловленный беззаконием и оставшийся ненаученным испытывает подобное тем; и имеющий общение с убийцами есть убийца. И посмотри, какою горькой он изображает смерть, говоря, с кем вместе погибает. Страшно умереть, и тем более - с худой славой. А их наполнило, говорит, беззаконие, которое назвал «тучностью», из которой явилась плоть, за дела плоти и вне спасительной жизни. И погибает за безумие (там же), а не из-за пожелания, так как для удовлетворения пожелания имел законную собственную жену. Поэтому никто пусть не обвиняет природу, но пусть обвиняет собственную неумеренность; а это не свойство природы.
На Притчи Соломона.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Иоанн Златоуст > Книга притчей Соломоновых > Глава 5