• 6.

    Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым

    Не хочешь, говорит, понять из Писания, что трудиться - доброе дело и что не трудящийся не должен и есть; не хочешь выслушать этого от учителей - научись же от бессловесных [животных]. <…> Так и ты прими от муравья величайший урок трудолюбия и подивись твоему Господу - не в том только, что Он создал солнце и небо, но и в том, что создал и муравья: это животное хоть и малое, но представляет собой великое доказательство премудрости Божьей. Поразмысли же, как оно умно, и подивись, как Бог в таком малом теле мог поместить такую неутомимую охоту к трудолюбию. Итак, у муравья учись трудолюбию, а у пчелы любви - и к чистоте, и к труду, и к ближним. Она каждодневно трудится и работает не столько для себя, сколько для нас. И христианину более всего свойственно искать пользы не себе, но другим. Как пчела облетает все луга, чтобы приготовить трапезу другому, так делай и ты, человек.

    К народу антиохийскому.


    Пойди к муравью (Притч 6:6). Обратись к Церкви и поучись совершающимся в ней делам света - ее деятельности, достойной уважения; ее управлению, столь мудрому и чистому; ее труды прославляют цари и простые граждане; ее заповеди принимают богатые и бедные для своего спасения, хотя она не богата внешней силою, хотя в глазах мира не имеет значения. Но, веруя во Христа, она преуспевает: Ему предлежит богатая и разнообразная трапеза на то время, какое назначает. Но смотрит не на настоящее, а прилагает большую заботу о будущем.

    Заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою (Притч 6:8). Смотри, как насекомое заботится о будущем. И ты наслаждаешься безопасностью в настоящей жизни, - но смотри, чтобы не оказался у тебя дом, когда настанет зима, пустым, без запасов пищи. Обрати внимание на правомерность ее: не так, что полезна царям, а простым людям бесполезна; ее врачевство помогает разным образом многим и из тех, и из других; она служит природе, а не почестям. Таким будь и ты, цени не лицо, а существо дела. И что особенно хорошее заключает в своем теле? Ничего. Для того чтобы ленивый не сослался на слабость, писатель книги избрал слабейшее из животных, отнимая у него возможность оправдания. Любима же и не имеющими, и не обладающими; каждый день и в деревнях, и городах мы слышим бесчисленные похвалы этому роду насекомых.

    На Притчи Соломона.

  • 11.

    Ст. 11-14 и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры

    Потом придет к тебе, как злой прохожий, бедность, и нужда, как добрый скороход ((Притч 6:11) LXX). Нет ничего противнее добровольной бедности, которая весьма быстро постигает ленивого, в быстроте превосходя хороших скороходов. Бедность и нужда значат следующее: бедность - отсутствие знания; скудость - недостаток добродетелей. Смотри на преимущество деятельности. Не хочешь брать уроков у бессловесных? Учись из самого дела по опыту: не окажись более неразумным, чем бессловесные. Итак, избегай бедности. Тяжел труд? Но смотри, чем он оканчивается. Приятна леность? Но подумай о ее последствиях. Мы оцениваем вещи не по началу, а по тому, к чему они приводят. Выходящий из дому не хочет оставаться навсегда в пути, а при самом выходе имеет в виду то, куда придет. Поэтому он и отправляется в дорогу, чтобы достигнуть конца. А ты поступаешь вопреки этому.

    На Притчи Соломона.

  • 12.

    Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами

    Увы, как много значит: во всякое время! Хотя бы хотел он показать что-либо доброе, сам способ говорения полон подозрения: таковой волнует народ, целые города приводит в движение. Таковой не имеет миролюбивого духа, не слышал слова Иисуса: блаженны миротворцы (Мф 5:9). Этим [Господь] учит не подавать никому повода к вражде.

    На Притчи Соломона.

    См. также Толкование на (Притч 6:11)

  • 13.

    мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими

    См. Толкование на (Притч 6:11), (Притч 6:12)

  • 14.

    коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры

    См. Толкование на (Притч 6:11), (Притч 6:12)

  • 16.

    Ст. 16-19 Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями

    Глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную (Притч 6:17). Говоря об отдельных членах тела, указывает на злые действия. Что в теле - глаза, язык и руки, то же в душе - разум, стремление, решение. Не без цели перечислил он это: для того, чтобы научились обуздывать их, избегая подражания. Проливающие кровь невинную - те, которые пьют кровь Господа и оскверняют себя постыдными делами.

    Сердце, кующее злые замыслы (Притч 6:18). Если сердце будет нечистым, то и члены тела делает нечистыми, так как изливает яд наружу… По душевному расположению братья - те, которые имеют благодать усыновления и повинуются одному отцу - Христу; их усиливаются возмутить беззаконные и страстные помыслы, возбуждая сердце к ненависти, а волю - к постыдным делам.

    На Притчи Соломона.

  • 17.

    глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную

    См. Толкование на (Притч 6:16)

  • 18.

    сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству

    См. Толкование на (Притч 6:16)

  • 19.

    лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями

    См. Толкование на (Притч 6:16)

  • 30.

    Ст. 30-32 Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден; но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего. Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это

    Не всякий грех несет одинаковое наказание, но от чего легче воздержаться, за то и наказываемся больше. На это указывает и Соломон, когда говорит: Не удивительно, если пойман будет какой-либо вор: он ворует, чтобы насытить алчущую душу. Прелюбодей же, по скудости ума, готовит погибель душе своей (Притч 6:30). То есть тяжко грешит вор, но не так тяжко, как прелюбодей. Тот в защиту свою может привести хоть и неосновательную причину - нужду от бедности, а этот, не влекомый никакой нуждой, от одного безумия, впадает в бездну греха.

    К народу антиохийскому.

  • 31.

    но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего

    См. Толкование на (Притч 6:30)

  • 32.

    Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это

    См. Толкование на (Притч 6:30)