• 4.

    Ст. 4-5 Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его. Помышления праведных - правда, а замыслы нечестивых - коварство

    Намеревающийся жениться пусть ищет не только спутницу жизни, но и добродетели. Невозможно мужу не погибнуть, когда жена развращена; потому ищи добродетели, а не богатства. Хорошая, добродетельная сделается славным венцом; худая же, подобно червю, находящемуся в самом сердце, незаметно мало-помалу приводит к гибели. А всего ужаснее то, что, незаметно для окружающих, вливает внутрь яд и изнуряет несчастную душу. Или иначе: добродетель украшает своего последователя, порок же делает порочного ненавистным. Промышления праведных - суды потому, что судятся и простые, или потому, что праведные постоянно размышляют о судах и заповедях Божиих, или потому, что всегда производят суд по разуму, так как у нас есть судья - ум, оценивающий всякую добродетель по сравнению с противоположным ей пороком; последний он осуждает, первую же оправдывает.

    На Притчи Соломона.

  • 5.

    Помышления праведных - правда, а замыслы нечестивых - коварство

    См. Толкование на (Притч 12:4)

  • 10.

    Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко

    Упражнением в человеколюбии служит то, чтобы на бессловесных животных приучать себя к состраданию одноплеменникам. Милующий их тем более бывает милостив к брату, при этом вместе со скотами разумеются и ленивые по природе; милующий их поучает и помогает; но излишек в справедливости - беспокоиться о том, что не приносить пользы. Что говоришь? Праведный жалеет жизнь скота своего? Подлинно так. И здесь необходимо проявлять большую заботливость, чтобы приучиться к тому же и по отношению к одноплеменнику. Не напрасно Бог повелел и павший скот поднимать, и заблудившийся возвращать, и не связывать уст вола. Он хочет, чтобы мы оказывали скоту всякую пощаду, во-первых, ради нас самих, а во-вторых, чтобы он был в состоянии оказывать нам услуги в телесных нуждах. Это самое служит упражнением в человеколюбии и служении другим, так как милующий чужое тем более милует собственное; милующий тех, кто ему служат, тем более милостив к брату. Но тот приносит пользу тебе служением, а этот какую? Тем большую в деле Божьем. Видишь, как мы служим скоту и не считаем бесчестием? Мы служим не ему, а себе.

    На Притчи Соломона.