Глава 11

  • 1.

    И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его

    Давид был царь Израилев, сын Иессея; и было это во время Ветхого Завета, а Новый Завет в это время был сокрыт здесь, словно плод в корне. Ведь если станешь ты искать плода в корне, то не найдешь; однако на ветвях не найдешь никакого другого плода, кроме происшедшего из корня. Потому в то время первому народу, происходящему от семени Аврамова по плоти, - ведь и второй народ, принадлежащий к Новому Завету, принадлежит к семени Аврамову, но уже духовно, - итак, тому первому народу, пока еще плотскому, среди которого лишь немногочисленные пророки понимали, что угодно Богу и когда этому надлежит быть проповеданным открыто, эти самые пророки предвозвещали будущие времена и пришествие Господа нашего Иисуса Христа. И подобно тому, как Сам Христос, Которому предстояло родиться по плоти, был сокрыт в семени патриархов, как в корне, а в определенное время надлежало открыться Ему, словно появляющемуся плоду, как написано: Произойдет, отрасль от корня Иессеева, - точно так же и Новый Завет, заключенный во Христе, в эти предшествующие воплощению времена был сокрыт, будучи познан лишь пророками и весьма немногочисленными праведниками, да и то не по очевидности настоящего, но по откровению будущего.

    Ведь что может означать, братия, - чтобы вспомнить мне некий один пример, - когда Авраам, посылая своего верного слугу, чтобы тот сосватал жену его единственному сыну, заставил этого слугу поклясться перед ним, и во время клятвы сказал: Положи руку твою под стегно мое и клянись (Быт 24:2)? Что такого было в стегне Авраама, куда положил этот слуга руку, клянясь? Что было здесь, если не то, что еще тогда обещано было Аврааму: В семени твоем благословятся все народы (Быт 22:18)? Именем стегна обозначается плоть. От плоти Авраама, через Исаака, Иакова и, - чтобы не вспоминать нам многих прародителей Господа, - через Марию происходит Господь наш Иисус Христос.

    Толкование Псалмов.

  • 2.

    Ст. 2-3 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела

    Как не имел бы человек ни премудрости, ни разума, ни совета, ни крепости, ни ведения, ни благочестия, ни страха Божия, если бы не получил в соответствии с пророческим изречением духа премудрости и разума, совета и крепости, ведения, благочестия и страха Божия, как не имел бы он силы, любви и целомудрия, если не получил бы Духа, о Котором говорит Апостол; Ибо вы приняли Духа не боязни, но силы, любви и целомудрия (2 Тим 1:7), так точно и веры не имел бы он, если бы не получил Духа веры, о котором тот же Апостол говорит: Имея тот же Дух веры, как написано: «Я веровал и потому говорил», и мы веруем и потому говорим ((2 Кор 4:13); (Пс 115:10)). И то, что получают этот Дух не по заслугам, но по милосердию Того, Кто милует, кого хочет (Рим 9:18), сам Апостол вполне ясно утверждает, когда говорит о себе самом: Я получил милосердие, чтобы быть верным (1 Кор 7:25).

    Если мы скажем, что вера предшествовала благодати, и в ней заключалась заслуга, способствующая получению благодати, то какую же заслугу имел человек до веры, чтобы получить саму эту веру? Что он имеет, чего бы не получил? А если получил, что хвалится, как будто не получил? Ибо как не имел бы человек ни премудрости, ни разума, ни совета, ни крепости, ни ведения, ни благочестия, ни страха Божия, если бы не получил в соответствии с пророческим изречением духа премудрости и разума, совета и крепости, ведения, благочестия и страха Божия, как не имел бы он силы, любви и целомудрия, если не получил бы Духа, о Котором говорит апостол: Ибо вы приняли Духа не боязни, но силы, любви и целомудрия (2 Тим 1:7), так точно и веры не имел бы он, если бы не получил Духа веры, о Котором тот же апостол говорит: Имея тот же Дух веры, как написано: «Я веровал и потому говорил», и мы веруем и потому говорим ((2 Кор 4:13); (Пс 115:10)). И то, что получают этот Дух не по заслугам, но по милосердию Того, Кто милует, кого хочет (Рим 9:18), сам апостол вполне ясно утверждает, когда говорит о себе самом: Я получил милосердие, чтобы быть верным (1 Кор 7:25).

    Послания.


    Дух Святой по большей части обозначается в Писании числом семь, будь то у Исаии или в Откровении, где ясно говорится о семи духах Божиих, по причине семиобразного действия одного и того же Духа. Это семиобразное действие у пророка Исаии обозначается так: Почиет на нем Дух Божий, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, дух страха Божия. Под страхом надлежит понимать здесь чистый страх Господень, пребывающий во век века (Пс 18:10).

    Существует также Иисус Христос по Божеству, соответственно тому, что Он был Словом у Бога (Ин 1:1), Сын Божий Иисус Христос. Но этого Христа, то есть возвещаемого таким образом, младенцы не способны вместить. Потому каким образом могут вместить те, кто питается молоком?

    Иисуса Христа, - говорит апостол, - и притом распятого (1 Кор 2:2). Впитай то, чем Он стал ради тебя, и возрастешь до того, что Он есть. Поэтому существуют восходящие и нисходящие; на этих ступенях пребывают и восходящие и нисходящие. Кто такие восходящие? Те, кто достигают совершенства в духовном познании. Кто такие нисходящие? Те, кто хотя и наслаждаются духовным познанием, насколько это возможно для людей, однако нисходят к младенцам и говорят им то, что те могут вместить, чтобы, питаясь молоком, эти младенцы могли стать способными и пригодными для восприятия небесной твердой пищи. Даже сам Исаия, братия, был из числа нисходящих к нам; ибо очевидны ступени его нисхождения. Ведь когда сказал он о Духе Святом: Почиет на нем дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, дух страха Божия, - то начал он с премудрости и нисшел до страха. Потому как учивший нисшел от премудрости до страха, так ты, учащийся, если стремишься к совершенству, восходи от страха к премудрости. Ибо написано: Начало мудрости - страх Господень ((Пс 110:10); (Притч 1:7); 9:10). Но теперь время вам послушать псалом.

    Толкование Псалмов.


    Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим 5:5). Тот, кто читает Писание, знает, что Дух Святой обозначается числом семь, но пусть послушает нас тот, кто читает небрежно или вдруг не способен читать. Бог так учит о Святом Духе через пророка Исаию: Это, - говорит Он, - дух премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благочестия, дух страха Божия. Это тот самый семиобразный Дух, Который также призывается на крещаемых. Закон - это Десятисловие, ибо десять заповедей написаны были на скрижалях, причем на скрижалях каменных, ради жестокосердия иудеев. А после того, как пришел Дух, что говорит апостол? Вы - наше письмо, написанное не чернилами, но Духом Бога живого не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор 3:2). Если удалишь ты Дух, буква будет убивать, поскольку она делает человека виновным, а не избавляет грешника. Потому Апостол говорит: Ведь мы не способны помыслить нечто от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога, Который дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит (2 Кор 3:6). Итак, если хочешь исполнить правду, прибавь семь к десяти. Когда повелевает тебе закон исполнить что-либо, призывай Дух, чтобы он помог тебе.

    Проповеди.


    Дух страха Божия, несомненно, есть великий дар Божий, как говорит пророк Исаия: И почиет на нем дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, дух страха Господня. Мы должны понимать здесь не тот страх, по которому Петр отрекся от Христа, но страх, о котором Сам Христос говорит: Бойтесь того, кто может и душу и тело ввергнуть в геенну; да, говорю вам, того бойтесь (Лк 12:5). Это сказал Он, чтобы мы не отреклись от Него из-за того страха, которым был смущен Петр. Ибо подобный страх желает Он удалить от нас, когда выше говорит: Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать (Лк 12:4). Итак, мы приняли не дух этого страха, но получили дух силы и любви и целомудрия.

    О благодати и свободной воле.


    Мне кажется, что семиобразное действие Святого Духа, о котором говорит Исаия, также согласно с этими степенями и изречениями. Но есть здесь разница в порядке, ведь там (у Исаии) перечисление начинается с более превосходного, а здесь - с более низкого, ибо там перечень начинается с премудрости и заканчивается страхом Божиим, однако начало премудрости - страх Божий (Притч 1:7). Потому, если мы станем постепенно перечислять все, как бы поднимаясь наверх, то первым там будет страх Божий, вторым - благочестие, третьим - ведение, четвертым - крепость, пятым - совет, шестым - разум, седьмым - премудрость. Страх Божий приличествует смиренным, о которых здесь говорится: Блаженны нищие духом (Мф 5:3).

    О нагорной проповеди Господа.

  • 3.

    и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела

    См. Толкование на (Ис 11:2)