Глава 29

  • 10.

    ибо навел на вас Господь дух усыпления и сомкнул глаза ваши, пророки, и закрыл ваши головы, прозорливцы

    Ведь нам говорят: «Если они не могли уверовать, то в чем грех человека, если не делает он того, чего не может сделать? Если же они согрешили, не уверовав, то могли уверовать и не сделали этого». Далее, что ответить нам в отношении другого свидетельства пророка Исаии, которое предлагает апостол Павел, говоря: Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня (Рим 11:7).

    Вы слышали, братие, предложенный вопрос и, несомненно, видите, сколь он глубок, но мы ответим на него, как сможем. Иудеи не могли уверовать, поскольку предсказал это Исаия пророк; а пророк предсказал это, поскольку Бог предузнал, что будет так. И если спросят меня, почему они не смогли уверовать, я быстро отвечу - потому что не захотели, ибо Бог предвидел их злую волю и через пророка предвозвестил это, как Тот, от Кого не может быть сокрыто будущее.

    Но ты скажешь: «Пророк приводит некую причину этого, а не их волю». Какую же причину приводит пророк? Бог дал уму дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, и ослепил глаза их, и ожесточил сердце их. Отвечаю, что и это заслужила их воля. Ибо таким образом ослепляет и ожесточает Бог, покидая и не предоставляя помощи; может делать Он это по Своему тайному суду, но суд этот не может быть несправедлив. Это положение вообще обязано сохранять непоколебимым и непреступным благочестие верующих, как и апостол сказал, когда разбирал он тот же самый сложнейший вопрос: Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак (Рим 9:14).

    Итак, если невозможно, чтобы была неправда у Бога, то, когда помогает Он, делает это по милосердию, а когда не помогает - делает это справедливо, поскольку все делает не случайно, но по Своему суду. Ведь если справедливы суждения святых, то насколько более справедливы суды освящающего и оправдывающего Бога? Итак, они справедливы, но сокрыты.

    Трактат на Евангелие от Иоанна.

  • 13.

    И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих

    Лия усыновила детей своей рабыни, подвигнутая к этому стремлением иметь многочисленное потомство. Мы находим в Писании, что имя ее рабыни «Зелфа» переводится как «уста идущие». Итак, под этой рабыней Лии, если обратимся мы к Писанию, понимаются те, у которых в отношении проповеди евангельской веры уста идут навстречу ей, а сердце не идет. Ведь написано о некоторых: Этот народ чтит Меня устами, сердце же его далеко отстоит от Меня. Подобным людям апостол говорит: Проповедуя не красть, ты крадешь; говоря: «Не прелюбодействуй», прелюбодействуешь (Рим 2:22).

    Против Фавста-манихея.


    Итак, друзья мои и ближние мои приблизились ко мне и встали напротив меня, и ближние встали вдали (Пс 37:12). Понимаете ли вы, что я сказал? Я сказал о ближних, которые приблизились и, однако, встали вдали. Ведь приблизились они телом, но далеко отстоят сердцем. Кто столь близок телом, как те, кто воздвигли Христа на крест? Кто столь далек сердцем, как те, кто хулили Его? Послушайте об этой удаленности от пророка Исаии, посмотрите на эту близость и эту удаленность: Народ этот чтит Меня устами, - вот, приближается он телом, - но сердце его далеко отстоит от Меня. Одни и те же близки, одни и те же далеки, - близки устами, далеки сердцем. Однако, поскольку вдали встали страшащиеся апостолы, мы можем более уверенно и ясно отнести эти слова к ним и думать, что одни из них приблизились, а другие встали вдали; хотя и Петр, который отважно последовал за Христом, был все еще столь далек, что, будучи подвергнут допросу и смутившись, трижды отрекся от Господа, с Которым обещал умереть вместе.

    В собрании великом. Я не возбранял устам моим; Ты, Господи, знаешь (Пс 39:10). Мои уста говорят, и я не возбранял им говорить. Хотя уста мои звучат для человеческих ушей, но Ты знаешь мое сердце. Я не возбранял устам моим; Ты, Господи, знаешь. Одно слышит человек, другое знает Бог. Пусть призывание Бога будет не в одних только устах наших, так что можно будет сказать о нас: Все, что они велят вам, делайте, но то, что они делают, не делайте (Мф 23:3). Говорится также народу, чтящему Бога устами, а не сердцем: Этот народ чтит Меня устами, сердце же их далеко от Меня. Произноси устами, приближайся сердцем, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим 10:10). Таковым оказался благоразумный разбойник, висевший на кресте рядом с Господом и на кресте познавший Господа. Другие не познали Его, когда Он творил чудеса, а этот познал Его, когда Он висел на древе. Все члены его были скованы: руки обездвижены гвоздями, ноги пробиты, все тело прикреплено к древу; тело его несвободно было всеми своими членами, но было свободно устами и сердцем, - сердцем уверовал он, а устами исповедал. Помяни меня, Господи, - говорит он, - когда приидешь в Царствие Твое. Он надеялся на свое спасение в далеком будущем и намеревался получить это спустя долгое время; он рассчитывал на долгое ожидание, но день спасения не замедлил. Он сказал: Помяни меня, когда приидешь в Царствие Твое, а Господь ответил: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23:42).

    Толкование Псалмов.

  • 14.

    то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет

    Возможно, Пелагий предположит, что имя Христа необходимо для того, чтобы посредством Его Евангелия мы научились, как нам надлежит жить, а вовсе не для того, чтобы оказала нам помощь Его благодать и благодаря этой помощи мы смогли бы жить хорошо. Но пусть хотя бы на основании этого он признает, что в душе человеческой имеется прискорбное помрачение, так что человек знает, как следует ему укрощать льва, однако не знает, как должен он жить. Неужели достаточно ему для того, чтобы узнать это, свободного решения и естественного закона? Это - та премудрость слова (1 Кор 1:17), которая упраздняет Крест Христа. Но Бог сказал: Погублю мудрость мудрецов (1 Кор 1:19), поскольку не может быть упразднен этот Крест. Несомненно, разрушается эта мудрость юродством проповеди, которым спасаются верующие. Ведь если естественной способности, заключенной в свободном решении, достаточно и для познания, как надлежит жить, и для добродетельной жизни, тогда Христос напрасно умер (Гал 2:21), а значит соблазн креста прекратился (Гал 5:11). Вы, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, не покорились праведности Божией. Ибо Христос есть конец закона (Рим 10:3), и Он же - Спаситель порочной человеческой природы, к праведности всякого верующего в Него.

    О природе и благодати.

  • 16.

    Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»? и скажет ли произведение о художнике своем: «он не разумеет

    А в отношении тех, на ком пребывает гнев Божий, поскольку и ими хорошо пользуется Бог для научения других, кого благоволит Он избавить, апостол рассуждает далее: Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле (Ис 9:17). И ниже, делая вывод касательно обоих родов людей, апостол говорит: Итак, кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает (Рим 9:18), - разумеется, ни с кем не делает Бог этого по некой несправедливости, но с обоими родами людей поступает по Своему милосердию и истине.

    И однако, все еще возбуждает сомнение дерзкая немощь тех, кто пытаются думать о неисследимой глубине судов Божиих согласно предположениям человеческого сердца. Противопоставляя себе это возражение, апостол говорит: Ты скажешь мне: «За что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?» (Рим 9:19). Станем считать, что сказано это нам. Ведь что иное, кроме того, что ответил апостол, должны отвечать также и мы? А если и нас смущает подобное, поскольку и мы люди, то всем вместе нам надлежит послушать говорящего: А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «Зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почести, а другой - для поругания (Рим 9:20)? Если бы эта масса была чем-то средним в том смысле, что она не заслуживала бы ничего доброго и ничего злого, то небезосновательно показалось бы несправедливым, если бы из этой массы создавались сосуды для поругания; однако поскольку из-за свободного решения первого человека вся эта масса от одного первого человека идет в осуждение, то несомненно, что сосуды для почести создаются из нее не по собственной их праведности, поскольку никакая праведность не предшествует благодати, но по милосердию Божию, тогда как создаваемые для поругания должны быть относимы не к несправедливости Божией (ведь невозможно, чтобы была несправедливость у Бога), но к Его суду.

    Послания.