Глава 26

  • 10.

    Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, - будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа

    Так же и в самом воскресении непросто будет узреть Бога всем, кроме тех, кто чисты сердцем; и потому сказано: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф 5:8). Отсюда уже начал Он говорить о том веке, где не все те, кто воскреснет, узрят Бога, но лишь те, которые воскреснут для вечной жизни, узрят Бога. Не недостойные, о которых сказано: Да возьмется нечестивый, чтобы не узрел он славы Господней, но достойные, о которых Сам Господь сказал, когда присутствовал Он здесь, но не был узрен, как Бог: Кто любит Меня, тот будет возлюблен Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин 14:21).

    Послания.


    И одни видели в образе человека Того, в Кого уверовали, а другие - Того, Кого презрели. Но образ Божий, в котором Он равен Отцу, нечестивые не увидят. Ибо, как говорит пророк: Возьмется нечестивый, чтобы не увидел он славы Господней, а в Евангелии сказано: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф 5:8).

    Проповеди.

  • 11.

    Господи! рука Твоя была высоко поднята, но они не видали ее; увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой; огонь пожрет врагов Твоих

    Обрати внимание, что у ревности два порождения: совершенная любовь и совершенная ненависть. Как говорит в добрую сторону: ибо ревность по доме Твоем снедает меня (Пс 28:10), так говорит и наоборот: Ревность овладеет народом ненаученным, и ныне огнь врагов поест.

    О граде Божьем.

  • 12.

    Господи! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас

    И тогда будет под ногами внешний враг наш - дьявол, когда исцелен будет наш внутренний враг - вожделение; и будем мы жить в мире. В каком мире? Которого не видел глаз, и не слышало ухо (1 Кор 2:9). В каком мире? О котором не может помыслить никакое сердце, и который не сопровождается никаким раздором. Какой мир? О котором говорит апостол: И мир Божий, превосходящий всякое разумение, да сохранит сердца ваши (Флп 4:7). О самом этом мире говорит пророк Исаия: Господи Боже наш, даруй нам мир, ибо Ты все даровал нам. Ты обещал Христа - и даровал Его. Ты обещал Его Крест и пролитие крови во оставление грехов - и даровал. Ты обещал Его вознесение и ниспослание с неба Духа Святого - и даровал. Ты обещал распространить Церковь по всей вселенной - и даровал. Ты обещал, что возникнут еретики для нашего упражнения и испытания и что Церковь одержит победу над их заблуждениями, - и даровал. Ты обещал истребление языческих идолов - и даровал.

    Тогда сказано будет: Смерть! Где твое жало (1 Кор 15:55)? Нигде уже не будет греха; не будет того, что тебя пленяет; не будет того, что с тобой борется; не будет того, что возбуждает твою совесть. Тогда не будут говорить: Прости нам долги наши (Мф 6:12). Но что будут говорить? Господи Боже наш, даруй нам мир, ибо Ты все даровал нам.

    Проповеди.

  • 13.

    Господи Боже наш! другие владыки кроме Тебя господствовали над нами; но чрез Тебя только мы славим имя Твое

    Поэтому тогда предаст Сын Царство Богу и Отцу, когда благодаря Ему Отец будет явно познан. Ибо Его Царство - те, в ком ныне царствует Он по вере. Ведь в одном смысле говорится о Царстве Христа сообразно власти Божества, по которой подчинено Ему целиком все творение, а в другом смысле Царством Его называется Церковь, в соответствии с отличительным свойством веры в Него, сообразно чему молится говорящий: Господствуй над нами (ведь ясно, что Он-то всегда обладает всем); согласно с этим сказано также и следующее: Когда вы были рабами греха, то были свободны от праведности (Рим 6:20). Итак, Он упразднит всякое начальство и всякую власть и силу, чтобы никому созерцающему Отца через Сына не нужно было и не хотелось искать успокоения в каком-либо творении или в своей власти.

    О различных вопросах.

  • 18.

    Были беременны, мучились, - и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали

    В этой надежде на вернейшего обещающего мы даже и теперь отчасти радуемся, пока не наступит та более обильная радость, когда станем мы подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (1 Ин 3:2), и радости нашей никто не отнимет у нас (Ин 16:22). Ведь в качестве дарованного нам безвозмездного залога этой надежды мы получили Дух Святой, Который производит в сердцах наших воздыхания неизреченные (Рим 8:26) святых желаний. Ибо, как говорит Исаия: Мы зачали и родили Дух спасения. И Господь говорит: Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, но когда родит, бывает великая радость, потому что родился человек в мир (Ин 16:21). Это будет радость, которую никто не отнимет у нас, поскольку от этого зачатия веры мы будем перенесены в вечный свет. Итак, ныне мы постимся и молимся, поскольку ныне день рождения для вечности.

    Проповеди.

  • 19.

    Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов

    Все предшествующее относится к воскресению блаженных; а слова: земля же нечестивых падет, - хорошо разумеются в том смысле, что тела нечестивых подпадут разрушению осуждения. Затем, если бы мы пожелали обратить внимание и на частности в выражениях, касающихся воскресения блаженных, то слова: оживут мертвецы, должны быть относимы к первому воскресению, а следующие за ними: И восстанут те, кто в гробах, - ко второму. А если зададимся вопросом о тех святых, которых в пришествие Свое застанет здесь Господь живыми, то к ним применяется вполне добавление: И возрадуются те, кто на земле. Ибо роса Твоя - лекарство для них.

    О граде Божьем.

  • 20.

    Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев

    Есть две вещи, которые позволяют надеяться на блаженство праведных и конец всякой скорби, - это смерть и воскресение мертвых. В смерти даруется тот покой, о котором говорится через пророка: Пойди, народ мой, войди в покой твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев Господень; в воскресении же - совершенная радость для всего человека в целом, то есть из плоти и духа. Отсюда и произошло, что сочли подобающим отмечать эти две вещи не трудом поста, но скорее - радостью из-за обновления.

    Послания.