Глава 14

  • 12.

    Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы

    Человек стал неугоден Богу из-за некоей силы, так что должен научаться посредством немощи. Он стал неугоден Богу из-за некоей гордости, так что должен научаться посредством смирения. Все гордые говорят, что они сильные. Потому превзойдут их многие приходящие с востока и запада, чтобы возлечь с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф 8:11). Почему же они их превзойдут? Потому что они не захотели быть сильными. А что значит: «не захотели быть сильными»? Устрашились быть самонадеянными, не стали утверждать свою праведность, но покорились праведности Божией (Рим 10:3).

    Вот, вы смертные: вот, вы носите тлеющую плоть и падаете, как один из князей; умираете, как люди, и падаете, как дьявол. Какую пользу приносит вам лекарство смертности? Горд дьявол, поскольку, будучи ангелом, не имеет он смертной плоти. Но ты получил смертную плоть - и это не помогает тебе: не смиряешься ты ввиду такой немощи и потому падешь, как один из князей. Итак, первейшая благодать Божьего благоволения - направить нас к признанию нашей немощи, дабы мы поняли, что все то добро, на которое мы способны, все то, в чем мы сильны, - все это мы можем лишь в Боге, и потому хвалящийся должен хвалиться Господом (1 Кор 1:31). Поэтому апостол говорит: Когда я немощен, тогда силен (2 Кор 12:10).

    Толкование Псалмов.


    А что касается написанного у Исаии: Как упал с неба денница, сын зари, - и прочих слов, которые под образом вавилонского царя сказаны об этом лице или к этому лицу, то они, несомненно, должны пониматься как относящиеся к дьяволу на основании самого контекста этой речи, и, однако же, сказанное здесь: Разбился о землю, посылавший повеление всем народам, не вполне соответствует этому лицу.

    Об учении христианском.

  • 13.

    Ст. 13-14 А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему»

    Он не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил себя Самого, приняв образ раба (Флп 2:6). Вовсе ничего не похитил Он. Но кто похитил? Адам. А кто похитил первым? Тот самый, кто искусил Адама. Каким образом похитил дьявол? Поставлю престол мой на севере и буду подобен Всевышнему. Он присвоил себе то, чего не получил, - вот хищение. Присвоил себе дьявол то, что не получил и погубил то, что получил; и из этой же самой чаши своей гордыни предложил испить тому, кого хотел обольстить: Вкусите, - говорит, - и будете как боги (Быт 3:5). Пожелали они похитить божественное достоинство и погубили свое блаженство. Итак, дьявол похитил и тем самым уплатил человеку. А Христос говорит: Чего я не похитил, то уплачу (Пс 68:5). Сам Господь, приближаясь к Своим страданиям, говорит в Евангелии так: Ибо идет князь мира сего (то есть дьявол) и во Мне не имеет ничего (то есть не имеет из-за чего убить Меня), но чтобы знали все, что Я исполняю волю Отца Моего, встаньте, пойдем (Ин 14:30), - и пошел на страдания, отдавать то, чего не похищал. Ибо что значит: не имеет во Мне ничего? Это значит - никакой вины. Разве потерял дьявол кого-то из своего владения? Пусть он преследует похитителей - во Мне он не нашел ничего (Пс 17:3).

    Толкование Псалмов.

  • 14.

    взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему

    См. Толкование на (Ис 14:13)