- 10.
Ст. 10-11 Священники, несшие ковчег, стояли среди Иордана, доколе не окончено было все, что Господь повелел Иисусу сказать народу, так, как завещал Моисей Иисусу; а народ между тем поспешно переходил. Когда весь народ перешел Иордан, тогда перешел и ковчег завета Господня, и священники пред народом
Мне кажется, не зря добавлено Святым Духом в Писании, что народ торопился с переходом. Поэтому я думаю, что и нам, также приходящим к спасительному крещению и воспринимающим таинства Слова Божия, следует совершать дело без промедления и задержки и подобает торопиться и теснить друг друга, пока мы все не пройдем. Ибо [нам] заповедуется все пройти и исполнить. Итак, поспешим с переходом, то есть исполним сначала написанное: Блаженны нищие духом (Мф 5:3), чтобы, отложив всякое возношение и восприняв смирение Христа, нам удостоиться достичь обетованного блаженства.
Но когда мы исполним это, нам не следует останавливаться и прекращать [движение], но подобает преодолевать и прочие последующие [вещи], чтобы алкать и жаждать правды. Нам следует переходить и последующее, чтобы плакать в этом мире. Также следует быстро переходить и остальное, чтобы мы сделались кроткими, стали миротворцами и могли быть наречены сынами Божиими. Также нам следует спешить, чтобы по добродетели терпения преодолеть время гонений. И хотя это отдельные [вещи], которые относятся к славе добродетели, будем стремиться [к ним] без промедления и расслабленности, но со всем усердием и быстротой. Это, как мне кажется, и означает поспешно переходить Иордан.
Гомилии на Книгу Иисуса Навина.
- 11.
Когда весь народ перешел Иордан, тогда перешел и ковчег завета Господня, и священники пред народом
См. Толкование на (Нав 4:10)
- 12.
Ст. 12-13 и сыны Рувима и сыны Гада и половина колена Манассиина перешли вооруженные впереди сынов Израилевых, как говорил им Моисей. Около сорока тысяч вооруженных на брань перешло пред Господом на равнины Иерихонские, чтобы сразиться
Послушай сам, что Павел говорит: Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною (Еф 6:14). Итак, ты видишь, что Павел под препоясанными имеет в виду тех, кто препоясан поясом истины. Стало быть, истина должна быть нашим поясом, если мы сохраним тайну этой брани и пояса. Ведь если истина есть наш пояс, которым мы препоясываемся на брань Христову, то, сказав неправду и извергнув из наших уст ложь, мы лишаемся пояса воинства Христова и теряем этот ремень истины. Поэтому, если мы пребываем в истине, то препоясаны; если же во лжи, то лишены этого пояса. Но давайте подражать скорее тем сорока тысячам препоясанных мужей, которые выступали на войну пред лицом Господним, и всегда будем препоясаны истиной.
В самом деле, недостаточно тебе казаться соблюдающим истину пред людьми. Ведь люди могут заблуждаться, и ты будешь казаться [соблюдающим] истину, но не будешь опоясан истиной, если не соблюдешь истину пред лицом Господа. То есть не только то, что слышат в голосе люди, но то, что Бог зрит в сердце, дабы не было ничего лживого в сердце, согласно тому, что говорит пророк о таковых: Которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло (Пс 27:3). Итак, тот, кто хочет быть опоясанным пред лицом Господа и выступить на завоевание Иерихона, должен быть далек от всего этого, потому что, переходя реку Иордан, мы переходим для битвы и сражения.
Гомилии на Книгу Иисуса Навина.
- 13.
Около сорока тысяч вооруженных на брань перешло пред Господом на равнины Иерихонские, чтобы сразиться
См. Толкование на (Нав 4:12)
- 14.
В тот день прославил Господь Иисуса пред очами всего Израиля и стали бояться его, как боялись Моисея, во все дни жизни его
То возвеличение сына Навинова было для того, чтобы вождь народа считался великим у тех, над кем он правил. Давайте же посмотрим, как возвеличивается пред всем родом сыновей израилевых наш Иисус, мой Господь, вождь и правитель этого народа. Я думаю, что Он Сам всегда превозносится и был превознесен Отцом. Но нужно, чтобы Бог превозносил Его пред нами. И Он превозносится пред моим взором, когда мне открывается высота и величие Его Божества. Когда же мне открыта возвышенность Его Божества? Тогда, конечно, когда я перехожу Иордан и вооружаюсь всяческой броней таинств для будущего сражения.
Всякий находящийся под законом чтит Моисея. Когда же он переходит от закона к Евангелию, то с изменением [предмета] почитания изменяется и страх, как говорит апостол: Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся на кресте со Христом, и уже не я живу; но живет во мне Христос (Гал 2:19).
Гомилии на Книгу Иисуса Навина.
- 19.
И вышел народ из Иордана в десятый день первого месяца и поставил стан в Галгале, на восточной стороне Иерихона
Когда же они приступают к переходу через Иордан? Я заметил, что и это отмечено не без основания, но и время различается. Сказано: в десятый день первого месяца. Это тот самый день, в который было предписано таинство агнца в Египте. В десятый день первого месяца они вступают в обетованную землю. И особенно блаженным мне кажется то, что он удостаивается войти в обетованную землю в тот самый день, в который некто избежал заблуждений века, то есть в тот день, в который мы живем в этом веке. Ибо вся наша жизнь означает один день. И через эту тайну мы научаемся тому, чтобы не отлагать наши поступки и дела праведности на завтра, но торопиться исполнить все [дела] праведности сегодня, то есть пока мы живем, пока мы пребываем в мире, и таким именно образом мы сможем в десятый день первого месяца вступить в обетованную землю, то есть в блаженство совершенства.
Гомилии на Книгу Иисуса Навина.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Ориген > Книга Иисуса Навина > Глава 4