- 10.
Ст. 10-17 Встав рано поутру, Иисус осмотрел народ, и пошел он и старейшины Израилевы впереди народа к Гаю; и весь народ, способный к войне, который был с ним, пошел, приблизился и подошел к городу, и поставил стан с северной стороны Гая, а между ним и Гаем была долина. Потом взял он около пяти тысяч человек и посадил их в засаде между Вефилем и Гаем, с западной стороны города. И народ расположил весь стан, который был с северной стороны города, так, что задняя часть была с западной стороны города. И пришел Иисус в ту ночь на средину долины. Когда увидел это царь Гайский, тотчас с жителями города, встав рано, выступил против Израиля на сражение, он и весь народ его, на назначенное место пред равниною; а он не знал, что для него есть засада позади города. Иисус и весь Израиль, будто пораженные ими, побежали к пустыне; а они кликнули весь народ, который был в городе, чтобы преследовать их, и, преследуя Иисуса, отдалились от города; в Гае и Вефиле не осталось ни одного человека, который не погнался бы за Израилем; и город свой они оставили отворенным, преследуя Израиля
Мы побеждаемся прежде всего из-за грехов, и жители Гая убили весьма многих из нас. Гай переводится как «хаос». А мы знаем, что хаос есть место, в котором обитают враждебные силы, чей царь и глава - дьявол.
Выступая против него, Иисус разделил народ на две части и одних поставил впереди, а других позади, чтобы они неожиданно напали на врагов с тыла. И посмотри, не о первой ли части народа говорит [Иисус]: Я пришел только к погибшим овцам дома Израилева (Мф 15:24). О ней говорит и Павел: Благодать и мир всякому, делающему доброе, во-первых, иудею, потом и еллину! (Рим 2:10), - то есть стоящему позади язычнику. Итак, этот народ стоит впереди и будто бы убегает вместе с Иисусом. А народ, стоящий сзади, собирается из язычников; и они, внезапно выступив (ибо кто надеялся, что язычники спасутся?), ожесточенно нападают на противников с тыла. Так, оба народа рассеивают и побеждают заключенное между ними скопище демонов.
При рассмотрении места, где Иисус убегает от лица войска Гая, мне приходит на ум и нечто иное. Как ты думаешь, что хотел показать Иисус этим бегством? Давайте посмотрим, что не случайно то, что мы побеждаем бегством и что в бегстве есть некая совершенная сила. Нас учит апостол Павел, говоря: Бегайте блуда (1 Кор 6:18). Ты видишь, что есть некий дух блуда, которого должны избегать мы, которые хотим чисто, благочестиво и непорочно пребывать во Христе. Итак, это бегство имеет спасение, это бегство присуще благочестию, это бегство приносит блаженство. И следует избегать не только духа блуда, но - подобно тому, как сказано: бегайте блуда, - послушаем, что нам [также] говорится: бегайте гнева, бегайте любостяжания, бегайте ненависти и зависти, бегайте злословия и хулы. Однако я не знаю, избегает ли кто этого, не знаю, минует ли кто.
Таково было войско Гая, которого учил избегать своих воинов Иисус, и, быть может, о [его жителях] заповедует своим ученикам, говоря: Если будут гнать вас в одном городе, бегите в другой (Мф 10:23). Ибо Он хочет, чтобы мы бежали от врагов такого рода, хочет, чтобы мы были далеки от зол такого рода. И если мы сможем спасаться бегством от соприкосновения с этим злом, тогда, видя [наше] моление и замысел нашего святого разума, те силы, о которых, видимо, говорит апостол Павел: Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? (Евр 1:14), и которые, видимо, суть святые ангелы, увидев, что мы терпим нападки демонов, выступают против преследующих нас и, поражая с тыла, всех их убивают. Ведь Иисус скорее пребывает с гонимыми, нежели с гонителями. И это справедливо, потому что Иисусу приятно быть с теми, кто бежит блуда, кто бежит гордыни, кто бежит лукавства и лжи.
Гомилии на Книгу Иисуса Навина.
- 11.
и весь народ, способный к войне, который был с ним, пошел, приблизился и подошел к городу
См. Толкование на (Нав 8:10)
- 12.
и поставил стан с северной стороны Гая, а между ним и Гаем была долина. Потом взял он около пяти тысяч человек и посадил их в засаде между Вефилем и Гаем, с западной стороны города
См. Толкование на (Нав 8:10)
- 13.
И народ расположил весь стан, который был с северной стороны города, так, что задняя часть была с западной стороны города. И пришел Иисус в ту ночь на средину долины
См. Толкование на (Нав 8:10)
- 14.
Когда увидел это царь Гайский, тотчас с жителями города, встав рано, выступил против Израиля на сражение, он и весь народ его, на назначенное место пред равниною; а он не знал, что для него есть засада позади города
См. Толкование на (Нав 8:10)
- 15.
Иисус и весь Израиль, будто пораженные ими, побежали к пустыне
См. Толкование на (Нав 8:10)
- 16.
а они кликнули весь народ, который был в городе, чтобы преследовать их, и, преследуя Иисуса, отдалились от города
См. Толкование на (Нав 8:10)
- 17.
в Гае и Вефиле не осталось ни одного человека, который не погнался бы за Израилем; и город свой они оставили отворенным, преследуя Израиля
См. Толкование на (Нав 8:10)
- 22.
а те из города вышли навстречу им, так что они находились в средине между Израильтянами, из которых одни были с той стороны, а другие с другой; так поражали их, что не оставили ни одного из них, уцелевшего или убежавшего
Итак, если ты когда-нибудь читаешь в Священных Писаниях о битвах и бойнях праведников и грудах убитых и что святые не щадят вообще никаких врагов, и даже если пощадят, то это вменяется им в грех, как вменилось Саулу, который оставил в живых Агага, царя Амаликова, - понимай войны праведников так, как мы сказали выше, потому что они ведут эти войны против греха.
Каким же образом они пребудут праведниками, если сохранили в себе хоть сколько-нибудь греха? И поэтому о них говорится, что они не оставили никого, кто спасся бы и убежал. Возможно, ты не поверишь мне, что наша битва ведется против греха. Поверь Павлу, который говорит: Вы еще не до крови сражались против греха (Евр 12:4). Ты видишь, что тебе предложена битва против греха, и это сражение должно быть у тебя до пролития крови? И не ясно ли указывает на это божественное Писание в следующих выражениях, в которых оно обычно говорит: освятите войну (Иоил 3:9), и вы будете воевать войну Господню?
Когда иудеи читают об этом, они приходят в ярость и жаждут человеческой крови, думая, что и святые преследовали жителей Гая так, чтобы среди них не осталось ни одного спасшегося. Они не понимали, что в этих словах скрывается тайна, и тем самым нам указывается на то, что из тех, чье жилище есть хаос и кто царствует в бездне, [то есть] из демонов, мы совершенно никого не должны оставлять [в живых], но всех истреблять. Мы истребляем демонов, не уничтожая их сущности; но, поскольку их занятие и рвение таково, чтобы побуждать людей ко греху, и их жизнь заключается в том, чтобы мы согрешали, то, без сомнения, если мы не будем грешить, их ждет погибель. Поэтому все святые убивают жителей Гая, истребляют их и никого из них не отпускают. Таковы, без сомнения, те, кто со всем усердием блюдет свое сердце, чтобы из него не вышло дурных помышлений, но еще и те, кто блюдет свои уста, чтобы из их уст не вышло дурное слово. Вот что означает не оставлять никого ускользнувшим [от погибели], потому что даже дурное слово не должно выскальзывать.
Гомилии на Книгу Иисуса Навина.
- 28.
И сожег Иисус Гай и обратил его в вечные развалины, в пустыню, до сего дня
Ты видишь, что последующие [слова] имеют скорее сокровенный, нежели буквальный смысл. Ведь не столько то место земли есть необитаемо вовек, сколько демонское место будет необитаемо тогда, когда уже никто не будет грешить и ни в ком не будет властвовать грех, когда дьявол и его ангелы будут преданы вечному огню, а наш Господь Иисус Христос воссядет как Царь и Судия и скажет тем, кто одержал победу прежде и после: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф 25:34). А другим скажет: Идите от Меня в огонь вечный, который Бог уготовал дьяволу и ангелам его (Мф 25:41), пока Он не подаст Ему [Одному] известное лекарство всякой душе и весь Израиль не будет спасен.
Гомилии на Книгу Иисуса Навина.
- 30.
Ст. 30-31 Тогда Иисус устроил жертвенник Господу Богу Израилеву на горе Гевал, как заповедал Моисей, раб Господень, сынам Израилевым, о чем написано в книге закона Моисеева, - жертвенник из камней цельных, на которые не поднимали железа; и принесли на нем всесожжение Господу и совершили жертвы мирные
Как ты думаешь, кто эти цельные камни? Совесть каждого [человека] знает, кто есть цельный, кто незапятнанный, нескверный, непорочный плотью и духом; кто есть тот, на кого не было возложено железо, то есть тот, кто не принял огненные стрелы порочного вожделения, но угасил и отверг их щитом веры; или кто тот, который никогда не брал железо сражения, железо войны, железо распри, но всегда был миротворцем, всегда тихим и кротким, образованным из смирения Христа. Вот таковы живые камни, из которых наш Господь Иисус соорудил жертвенник из цельных камней, на которые не было возложено железо, дабы возносить на них всесожжения и жертву спасения.
Я думаю, что эти цельные и неоскверненные камни вполне могут означать святых апостолов, которые все вместе единодушно и согласно сооружают единый жертвенник. Ибо так поступают все, кто единодушно молится и отверзает свои уста, говоря: Ты, Господи, Сердцеведец всех (Деян 1:24). Следовательно, кто смог единодушно, одним гласом и одним духом молиться, те сами, быть может, достойны сооружать все вместе один жертвенник, на котором Иисус приносит жертву Отцу. Однако давайте и мы стараться прилагать усилия, чтобы говорить всем единодушно, чувствуя одно и то же; не делая ничего ни по соперничеству, ни по тщеславию, но пребывая в одном помышлении и в одном мнении, если, конечно, мы сможем стать камнями, пригодными для жертвенника.
Гомилии на Книгу Иисуса Навина.
- 31.
как заповедал Моисей, раб Господень, сынам Израилевым, о чем написано в книге закона Моисеева, - жертвенник из камней цельных, на которые не поднимали железа; и принесли на нем всесожжение Господу и совершили жертвы мирные
См. Толкование на (Нав 8:30)
- 32.
И написал Иисус там на камнях список с закона Моисеева, который он написал пред сынами Израилевыми
Сын Навинов написал тогда на камнях жертвенника, насколько смог начертать, закон и по возможности скрыл прообразы. Мы же давайте посмотрим, каким образом наш Иисус написал на живых и цельных камнях Второзаконие, которое называется словно бы вторым законодательством.
Итак, если хочешь увидеть, каким образом Иисус, упразднив первый закон, пишет второй закон, послушай, как Он говорит в Евангелиях: Сказано древним: «не убивай», а Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего (Мф 5:21), есть человекоубийца. И в другом месте: Сказано древним: «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф 5:27). И еще: Сказано древним: не преступай клятвы… А Я говорю вам: не клянись вовсе (Мф 5:34). Ты видишь Второзаконие, которое написал Иисус на живых и цельных камнях, не на каменных скрижалях, но на плотских скрижалях сердца, не чернилами, но Духом Бога живого?
Пусть скажут мне эти иудейские поборники буквы, которые не знают дух закона, каким образом Иисус смог написать столь большую книгу, даже если там стояли и пребывали сыны Израилевы и не уходили, пока не завершилось написание стольких стихов? Или каким образом они смогли уместить на камнях жертвенника содержание столь большой книги? Каким образом здесь показывается истина исторического [понимания]?
Но у них и доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их (2 Кор 3:15). А с нас, поскольку мы обратились к Господу Иисусу, снято покрывало, потому что где Дух Господень, там свобода (2 Кор 3:17) понимания. Итак, наш Господь Иисус не нуждается в длительном времени, чтобы написать Второзаконие, чтобы утвердить второй закон в сердцах верующих и в умах тех, которые удостоились быть избранными для воздвижения жертвенника, и запечатлеть [в них] закон Духа. Ведь как только кто уверовал в Иисуса Христа, в его сердце изобразился закон Евангелия, отобразившийся и пред сынами Израиля.
Гомилии на Книгу Иисуса Навина.
- 33.
Весь Израиль, старейшины его и надзиратели его и судьи его, стали с той и другой стороны ковчега против священников и левитов, носящих ковчег завета Господня, как пришельцы, так и природные жители, одна половина их у горы Гаризим, а другая половина у горы Гевал, как прежде повелел Моисей, раб Господень, благословлять народ Израилев
Каким образом мы обращаем это историческое повествование к таинственному пониманию, показывая, кто суть вступившие на гору Гаризим, а кто - вступившие на гору Гевал? Я полагаю, что это два рода [людей], которые по вере торопятся и спешат к спасению. Одни из них, охваченные вожделением небесных обетований, проявляют предельное рвение и усердие, дабы не миновало их и малейшее блаженство, и желают не только получить благословение и достичь части и удела святых, но и предстоять Богу и всегда быть с Господом. Другие же стремятся к спасению, но не столько возгораются любовью и желанием благословений, сколько принимают это скорее во внимание, говоря: мне достаточно не попасть в геенну, мне достаточно не быть посланным в вечный огонь, мне достаточно не быть изверженным в кромешную тьму.
Итак, поскольку у отдельных людей и некоторых верных столь различно намерение, мне кажется, что в этом месте показывается, что половина, вступившая на гору Гаризим, означает того, кто был избран для благословений и только тех, которые приходят к спасению не из страха перед наказанием, но желая благословений и обетований. А другая половина - вступившая на гору Гевал, где были произнесены проклятия, означают тех других, которые приходят к спасению, исполняя написанное в законе из страха перед бедами и трепетом перед наказаниями.
Гомилии на Книгу Иисуса Навина.
- 34.
И потом прочитал Иисус все слова закона, благословение и проклятие, как написано в книге закона
И я думаю, что когда мы читаем [закон] Моисеев и нам по благодати Господа приоткрывается покрывало буквы, мы начинаем понимать, что закон - духовный… <…> И этот закон, который мы понимаем таким образом (который Павел называет духовным), нам читает Господь Иисус и Сам произносит его во всеуслышание народа, предписывая нам не следовать умерщвляющей букве, но держаться животворящего духа.
Итак, Иисус читает нам закон, поскольку Он открывает нам тайны закона. Ибо мы, которые происходим из Вселенской Церкви, не презираем закон Моисеев, но принимаем его, если нам читает его Иисус. Ведь если нам читает закон Иисус, чтобы при Его чтении мы постигли его смысл и значение, мы сможем верно понять его. И не следует думать, что из закона воспринял ум тот, кто говорил: Мы имеем ум Христов (1 Кор 2:16), дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем (1 Кор 2:12); и те, кто говорил: Не горело ли в нас сердце нагие, когда Он изъяснял нам Писание на дороге? (Лк 24:32), когда Иисус прочел и раскрыл им все написанное о Нем, начиная от закона Моисеева до пророков.
Гомилии на Книгу Иисуса Навина.
- 35.
из всего, что Моисей заповедал Иисусу, не было ни одного слова, которого Иисус не прочитал бы пред всем собранием Израиля, и женами, и детьми, и пришельцами, находившимися среди них
Иисус Навин присоединил к Церкви Господа даже жен, и детей, и пришельцев, если мы отвлеченно понимаем жен, и детей, и пришельцев и полагаем, что они суть словно бы некая свита Церкви, потому что в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные (2 Тим 2:20). И мы говорим это, чтобы подать твердую пищу крепким мужам, то есть тем, о которых апостол говорит: Твердая же пища свойственна совершенным (Евр 5:14), из которых Бог готовит Себе Церковь, не имеющую пятна, или порока, или чего-либо подобного (Еф 5:27). А под теми, кого он наименовал женами, детьми и пришельцами, давайте понимать тех, кто еще нуждается в молоке; нетвердые, каковы суть жены, они питаются овощами. Но если брать все Писание целиком, то под мужами понимаются те, кто совершенные во всем сумели во всеоружии противостать лукавству дьявола; а под женами - те, кто совершают полезное еще не сами по себе, но подражая мужам и следуя их примерам. От них они имеют и главу, как говорится о них: Жене глава - муж (1 Кор 11:3). Детьми же будут те, которые, приняв недавно веру, питаются евангельским молоком. А пришельцы будут означать оглашенных или тех, которые стремятся уже соединиться с верными. О каждом из них в подобном смысле пишет в своем послании и Иоанн, определяя для каждого отдельного возраста свои собственные дела. <…> Ибо божественное Писание не знает различия мужского и женского полов. Ведь у Бога пол не имеет никакого различия, но под мужем или женой имеется в виду различие душ.
Гомилии на Книгу Иисуса Навина.
- 16.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Ориген > Книга Иисуса Навина > Глава 8