Глава 5

  • 2.

    Ст. 2-3 В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе острые ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз. И сделал себе Иисус острые ножи и обрезал сынов Израилевых на месте, названном: Холм обрезания

    В этом месте я хотел бы спросить иудеев, каким образом кто-то может быть обрезан вторым плотским обрезанием. Ведь тот, кто однажды обрезан, уже не имеет того, что можно было бы отъять во второй раз. Но посмотри, как достойно и прилично мы, сказавшие, что есть духовный закон, разрешаем это [затруднение]. Ибо мы говорим, что тот, кто наставлен в законе и будучи научен Моисеем, отверг заблуждения идолослужения, отложил поклонение идолам и их почитание. Это есть первое обрезание законом. Если же он переходит от закона и пророков к евангельской вере, тогда он получает второе обрезание камнем, который есть Христос и исполняет то, что сказал Господь Иисусу [Навину]: Ныне Я снял с вас посрамление Египетское (Ис. Нав 5:9). Так и апостол сказал: Ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос (1 Кор 10:4). Так и мы в этом месте соответственно можем сказать: они были обрезаны духовным последующим камнем, камень же был Христос. Ибо кто не очистился через Евангелие вторым обрезанием, тот не может отложить египетского посрамления, то есть обольщения плотских пороков.

    Гомилии на Книгу Иисуса Навина.

  • 3.

    И сделал себе Иисус острые ножи и обрезал сынов Израилевых на месте, названном: Холм обрезания

    См. Толкование на (Нав 5:2)

  • 8.

    Когда весь народ был обрезан, оставался он на своем месте в стане, доколе не выздоровел

    В самом деле, нам недостаточно обрезаться, но после обрезания [следует] лечиться, пока рана от обрезания не покроется рубцом. Когда же появляется рубец на ране нашего обрезания? Я думаю, что обрезаться нашим Иисусом означает лишиться пороков, отложить дурные привычки и пагубные обыкновения, мерзкие и грубые нравы и отсечь все, что отличается от правила добродетели и благочестия. Но когда мы совершили это, нас сначала некоторым образом тяготит эта новизна, и мы будто бы с неким трудом и душевной скорбью меняем вину старого обычая на новые установления. И потому вначале возникает, как я сказал, некая трудность, что мы [только] с трудом и болезненно можем лишиться первого и воспринять второе. Поэтому, как мне кажется, это именно то время, когда о нас говорится, что мы пребываем словно бы в скорби нашего обрезания, пока с появлением рубца мы не излечимся. И рубец появляется тогда, когда мы исполняем новые установления уже без труда, и для нас становится обычным делом то, что прежде казалось непривычным и трудным. И мы называемся поистине исцелившимися только тогда, когда, лишившись пороков, естественным образом применяем добродетели на деле.

    Гомилии на Книгу Иисуса Навина.

  • 9.

    И сказал Господь Иисусу: ныне Я снял с вас посрамление Египетское. Почему и называется то место «Галгал», даже до сего дня

    Все люди, даже если они приходят от закона, даже если наставлены Моисеем, тем не менее, имеют в себе египетское посрамление, [то есть] греховное посрамление. Кто может быть подобен Павлу в соблюдении закона? Послушай же, что он говорит: По правде законной - я непорочный (Флп 3:6). Однако он же говорит и произносит: Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга (Тит 3:3). Не кажется ли тебе, что это суть посрамления и посрамления египетские! Но с того времени, как пришел Христос и воздал нам согласно обрезанию через баню возрождения (Тит 3:5), и очистил наши души, мы отвергли все это и вместо того восприняли согласие с доброй совестью во Господе. Тогда через второе обрезание с нас было снято египетское посрамление и мы были очищены от греховных пороков. Поэтому, если кто стал беспорочен, если раскаялся от всего сердца, если перешел в вере потоки Иордана, если очистился вторым обрезанием через Евангелие, тот не страшится посрамления от прежних проступков. Поэтому ты слышишь, что ныне с тебя снято египетское посрамление.

    На это и в Евангелиях указывает Господь, когда говорит: Прощаются тебе грехи твои (Мф 9:2), но не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин 5:14). Ибо если после отпущения грехов ты больше не будешь грешить, то с тебя поистине будет снято египетское посрамление. Если же ты согрешишь снова, то старые посрамления снова вернутся к тебе, тем более что намного большее преступление — попирать Сына Божия и осквернять кровь завета, нежели пренебречь законом Моисеевым. Ибо гораздо большее посрамление тому, кто после Евангелия прелюбодействует, нежели тому, кто находился под законом, потому что он, низвергая члены Христа, делает их членами блудницы. Итак, ты видишь, как возвращаются к тебе тяжкие и преизобильные посрамления, если ты будешь нерадив. Одним словом, уже никто не обвиняет тебя в бесчестии, но ты осуждаешься за святотатство, потому что тебе сказано: Не знаете ли, что тела ваши суть храм Божий? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог (1 Кор 3:16); 6:19).

    Гомилии на Книгу Иисуса Навина.

  • 10.

    Ст. 10-11 И стояли сыны Израилевы станом в Галгале и совершили Пасху в четырнадцатый день месяца вечером на равнинах Иерихонских; и на другой день Пасхи стали есть из произведений земли сей, опресноки и сушеные зерна в самый тот день

    Совершив Пасху, евреи полагают начало исходу из Египта. И после перехода через Иордан с Иисусом на десятый день первого месяца они расположились лагерем в Галгале… <…> Тогда совершили сыны Израилевы Пасху в четырнадцатый день месяца намного радостнее египетской, когда они стали есть из произведений земли сей, опресноки и сушеные зерна (Ис. Нав 5:11), пищу лучше манны. Ибо, когда они еще не получили обетованную землю, Бог питает их меньшим, и благодаря такому Иисусу они получают не худший хлеб. Это будет очевидно тому, кто помыслил об истинно Святой земле и горнем Иерусалиме.

    Комментарии на Евангелие от Иоанна.


    Если закон следует понимать только согласно букве, то, без сомнения, оказывается, что сыны Израилевы, поскольку они пользовались лучшим (ибо они получали манну с неба), по обетованию получили худшее; прежде им недоставало пищи в Египте, а затем воспоследовала, естественно, лучшая пища — манна с неба. И тогда следует думать, что с исчезновением лучшей пищи последовала худшая, если [только не допустить], что в духовном понимании смысла больше и он более истинный, нежели тот, который обнаруживается в буквальном [толковании] текста.

    В самом деле, они не могли совершить Пасху до обрезания, но и не могли есть мясо агнца сразу после обрезания, пока не исцелились. Но после того, как они исцелились, говорится, что сыны Израилевы совершили Пасху в четырнадцатый день месяца. Итак, ты видишь, что никто нечистый или необрезанный не совершает Пасху, но только тот, кто стал чист и обрезался, как и апостол разъясняет, говоря: Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1 Кор 5:7)-8).

    Гомилии на Книгу Иисуса Навина.

  • 11.

    и на другой день Пасхи стали есть из произведений земли сей, опресноки и сушеные зерна в самый тот день

    См. Толкование на (Нав 5:10)

  • 12.

    а манна перестала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли, и не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской

    Когда народ вышел из египетской земли, он унес семена в своих одеждах. Когда же их стало недоставать и они не имели хлеба, Бог орошает их манной. А когда они пришли в Святую землю и получили плоды той местности, у них не стало манны, и тогда они начали есть от плодов земли.

    Итак, в целом изображаются три вида пищи. Первая - та, которой мы питаемся, выйдя из земли египетской, но ее хватает на малое время. После нее следует манна. А третью мы уже получаем как плод от Святой земли. Этими различиями (насколько постигает разум моего ничтожества) указывается на то, как я полагаю, что первая пища, которую мы унесли с собой при исходе из Египта, есть эта малая просвещенность века. И даже если кто прикасается к познанию свободных искусств, то может помочь нам лишь в малой степени. Но, находясь в пустыне, то есть там, где мы пребываем ныне по жизненному положению, мы питаемся манной, благодаря которой мы просвещаемся наставлениями божественного закона. А кто удостоился войти в обетованную землю, то есть достичь того, что было обетовано Спасителем, тот вкушает плоды из страны финиковых пальм. Ведь кто, одолев врага, достиг обетования, тот поистине обретет финиковый плод. Ибо верно, что сколь велико бы ни было то, что мы можем понять или ощутить ныне в законе Божием или в божественных Писаниях, гораздо возвышеннее и величественнее будет то, что с исчезновением гадания узрят лицом к лицу святые и те, кто удостоятся узреть, потому что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2:9).

    Гомилии на Книгу Иисуса Навина.

  • 13.

    Ст. 13-15 Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал

    Чему учит нас этим Иисус? Тому, без сомнения, о чем говорит апостол: Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они (1 Ин 4:1). Итак, Иисус познал не только то, что есть от Бога, но и то, что есть Бог. Ведь он не поклонился бы, если бы не узнал Бога. Ибо кто иной вождь воинства сил Господних, если не наш Господь Иисус Христос? В самом деле, все воинство небесное: ангелы, или архангелы, или силы, или господства, или власти, или могущества, - все то, что через Него стало, служит под предводительством Того, Кто есть вождь вождей и дарует вождям водительство. Ибо Он Сам говорит в Евангелии: Возьми в управление десять городов (Лк 19:7). И в другом месте: и ты будь над пятью городами (Лк 19:19). Это Тот, Кто, получив царство, возвратился.

    Каким образом Иерихон есть святая земля, когда она захвачена врагами? Неслучайно сказано о том, что, куда бы ни пришел Вождь воинства силы Господней, Он освящает место. Сам Иерихон не был святым местом, но, поскольку туда пришел Вождь воинства Господня, место называется святым. Я дерзну сказать и нечто большее: что и там, где стоял Моисей, место был свято не само по себе, но потому что рядом с Моисеем стоял Господь, и присутствие Господа освящало место. Поэтому ему и говорится: Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая (Исх 3:5).

    Гомилии на Книгу Иисуса Навина.


    Поэтому следует остерегаться и быть настороже, дабы умело распознавать род видений, подобно Иисусу Навину, который, увидев видение и зная, что это может быть искушением, тотчас спросил у явившегося [ему], говоря: Наш ли ты, или из неприятелей? Так и преуспевающая душа, когда достигла того, что уже начала различать видения, тогда признается духовной, если умеет все различать. Именно поэтому среди духовных даров как один из даров Святого Духа упоминается различение духов (1 Кор 12:10).

    Гомилии на Книгу Чисел.

  • 14.

    Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему

    См. Толкование на (Нав 5:13)

  • 15.

    Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал

    См. Толкование на (Нав 5:13)