- 1.
Ст. 1-8 Услышав сие, Иавин, царь Асорский, послал к Иоваву, царю Мадонскому, и к царю Шимронскому, и к царю Ахсафскому, и к царям, которые жили к северу на горе и на равнине с южной стороны Хиннарофа, и на низменных местах, и в Нафоф -Доре к западу, к Хананеям, которые жили к востоку и к морю, к Аморреям и Хеттеям, к Ферезеям и к Иевусеям, жившим на горе, и к Евеям, жившим подле Ермона в земле Массифе. И выступили они и все ополчение их с ними, многочисленный народ, который множеством равнялся песку на берегу морском; и коней и колесниц было весьма много. И собрались все цари сии, и пришли и расположились станом вместе при водах Меромских, чтобы сразиться с Израилем. Но Господь сказал Иисусу: не бойся их, ибо завтра, около сего времени, Я предам всех их на избиение сынам Израиля; коням же их перережь жилы и колесницы их сожги огнем. Иисус и с ним весь народ, способный к войне, внезапно вышли на них к водам Меромским и напали на них. И предал их Господь в руки Израильтян, и поразили они их, и преследовали их до Сидона великого и до Мисрефоф-Маима, и до долины Мицфы к востоку, и перебили их, так что никого из них не осталось, кто уцелел бы
Ранее мы читали, что Иерусалимский царь собрал четырех других царей против Иисуса и сыновей Израиля; ныне же уже не один собирает четверых или пятерых, но посмотри, как один собирает такое множество.
Ты видишь, сколько враждебных сил и злейших демонов устремились против Иисуса и израильского войска? Все эти демоны до пришествия нашего Господа и Спасителя, спокойно и безопасно владея человеческими душами, правили в их умах и телах. Но поскольку в [наших] странах появилась благодать и милость нашего Спасителя Бога, наставляя нас в том, чтобы мы жили в благочестии и святости в этом мире, отвергнув всякое соприкосновение со грехом, дабы каждая душа получила свою свободу и образ Божий, в котором была сотворена от начала, по этой причине те негодующие прежние владельцы их затевают войны и сражения. И если первые подавляются, то после того восстают намного большие и соединяются воедино, и сговариваются на зло те, кто всегда были далеки от блага. И если они побеждаются во второй раз, то в третий раз восстают другие еще более порочные силы. И пожалуй, чем более прибывает народ Божий и чем более он возрастает и множится, тем больше и тех сил сговаривается для нападения.
Давайте постараемся, насколько даст Бог, обсудить каждого царя враждебного войска в отдельности и помимо значения имен каждого из них рассмотреть дело, которое он совершил по своей порочности. Первый из всех, который был назван виновником этой войны, собирая прочих и подстрекая к заговору на преступление, зовется Иавин, который был царем Асора. Ибо он, как сказано, созвал прочих. Иавин же переводится как «ум» или «разумение». Итак, кого означает этот ум или разумение, как не того, кого пророк Исайя называет большим умом? Ибо он говорит: И наведу на великий ум, на царя Ассирийского, который сказал: «силою руки моей и мудростью ума моего я разорю пределы народов и силу их опустошу» (Ис 10:12). Итак, это тот, который там называется великим умом, царем Ассирийским, а здесь Иавином, умом или разумением. Ведь написано, что змей был в раю хитрее всех зверей (Быт 3:1), которые были на земле. Но говорится, что и начальник нечестия хитро совершил то, что совершил. Это и есть Иавин, царь Асорский. А Асор переводится как «двор». Поэтому вся земля есть двор этого царя, который обладает господством над всей землей, как над одним двором, и который есть дьявол. И хочешь ли ты увидеть, что земля есть его двор? В Евангелии написано, что сильный спит в безопасности в своем дворе, пока не приходит сильнейший, который и его связывает, и то, чем он обладает, выносит. Поэтому царь этого двора есть господин этого века.
[Царь Иавин] посылает к Иоваву, ибо он сам посылает ко всем народам и призывает к сражению. Он посылает и к царю Марона. Иовав переводится как «враждебность», а Марон как «горечь». Итак, дьявол посылает к другой враждебной силе [кого-то], конечно, из ангелов отступников, и эта сила есть царь горечи. Когда виновник [этого дела] приложит усилия, случаются все горечи и тяготы этого мира, которые поражают несчастных смертных. Это суть различные роды греха. Ибо не может быть ничего горше греха, хотя сначала они кажутся приятными, как пишет Соломон: «Но потом, - говорит, - ты обнаружишь горше желчи и острее острия меча то, что сначала казалось приятным». Но природа праведности противоположна: в начала она кажется горше, а потом оказывается слаще меда, когда принесет плод добродетели. Итак, дьявол послал к Иоваву враждебного царя горечи.
Итак, таков перечень всего войска невидимых врагов, которые собираются царем Иавином, чтобы ополчиться на нас, которые следуем за нашим Вождем и Спасителем Иисусом. Но что говорит Господь? Не бойся, - говорит, - их, ибо завтра, около сего времени, Я предам всех их в руки твои (Ис. Нав. 11:6). . Я вижу, что сегодня мы не можем одолеть всех их и убить каждого [из них], но завтра они погибнут, то есть после скончания этого века. Ибо всякая сила вражия сокрушится тогда и тогда будет окончательно побеждена, когда ты увидишь, что тем, кто слева, сказано: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его (Мф 25:41). Ибо тогда и мы, если победим и сможем устоять, следуя водительству Иисуса, получим Царство, которое уготовал Бог Отец святым Своим и тем, кто исполнил Его заповеди и правду, через самого Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Гомилии на Книгу Иисуса Навина.
- 2.
и к царям, которые жили к северу на горе и на равнине с южной стороны Хиннарофа, и на низменных местах, и в Нафоф-Доре к западу
См. Толкование на (Нав 11:1)
- 3.
к Хананеям, которые жили к востоку и к морю, к Аморреям и Хеттеям, к Ферезеям и к Иевусеям, жившим на горе, и к Евеям, жившим подле Ермона в земле Массифе
См. Толкование на (Нав 11:1)
- 4.
И выступили они и все ополчение их с ними, многочисленный народ, который множеством равнялся песку на берегу морском; и коней и колесниц было весьма много
См. Толкование на (Нав 11:1)
- 5.
И собрались все цари сии, и пришли и расположились станом вместе при водах Меромских, чтобы сразиться с Израилем
См. Толкование на (Нав 11:1)
- 6.
Но Господь сказал Иисусу: не бойся их, ибо завтра, около сего времени, Я предам всех их на избиение сынам Израиля; коням же их перережь жилы и колесницы их сожги огнем
См. Толкование на (Нав 11:1)
- 7.
Иисус и с ним весь народ, способный к войне, внезапно вышли на них к водам Меромским и напали на них
См. Толкование на (Нав 11:1)
- 8.
И предал их Господь в руки Израильтян, и поразили они их, и преследовали их до Сидона великого и до Мисрефоф-Маима, и до долины Мицфы к востоку, и перебили их, так что никого из них не осталось, кто уцелел бы
См. Толкование на (Нав 11:1)
- 9.
И поступил Иисус с ними так, как сказал ему Господь: коням их перерезал жилы и колесницы их сожег огнем
Истребляемые кони и колесницы прообразуют тех, которые, пребывая на небесах, по распущенности и гордыни пали, когда сами себя сделали подстрекателями к сочетанию с дочерями человеческими или последовали за тем, кто сказал: «Поставлю на облака седалище свое и буду подобен Всевышнему». Поэтому, видимо, и пророк говорит: Ненадежен конь для спасения (Пс 32:17), и снова говорит о тех, которые полагались на демонов: Иные колесницы, иные коней, а мы имя Бога нашего будем призывать (Пс 19:8). <…> Он, конечно, показывает этим, что как мы называем Бога истинным, так те называют колесницы и коней, то есть демонов, которых призывали те племена, которые вели войну против Израиля. Но Писание упоминает и египетских коней и повелевает, чтобы и они были истреблены ныне.
Если мы поймем, что конями и колесницами здесь называются телесные страсти, то есть похоть, распущенность или гордыня и легкомыслие, которые, словно кони, несут несчастную душу прямо в пропасть, и что заповедь Божия повелевает подрезать им жилы, то ничего не будет препятствовать такому пониманию. Коню подрезаются жилы тогда, когда от постов и бдений и всякой скорби воздержания тело смиряется. А колесницы истребляются огнем, когда в нас исполняется слово Господа, Который говорит: Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! (Лк 12:49). И этим огнем уже горели те, кто говорил: Не горело ли в нас сердце наше, когда Он изъяснял нам Писание? (Лк 24:32). Итак, поэтому и говорится, что ненадежен конь для спасения (Пс 32:17), если в своей разнузданности мы позволяем носиться движениям нашего тела и не обуздываем ярмом воздержания распутство плоти и гордые шеи. Но и ныне если кто-то из тех, о ком мы говорим, укорится и уязвится словами Божьими и если кто, словно разнузданный и горячий конь, вчера стремился к вожделению, а ныне раскаивается, слыша эти слова, и обращается, и по слову пророка обуздывает себя, пораженный страхом Божиим, и отвращается от греха, и избирает отныне целомудренную и чистую жизнь, - то окажется, что обнаженным мечом слова Божия мы подрезали коням жилы.
Гомилии на Книгу Иисуса Навина.
- 15.
Как повелел Господь Моисею, рабу Своему, так Моисей заповедал Иисусу, а Иисус так и сделал: не отступил ни от одного слова во всем, что повелел Господь Моисею
Как повелел, - сказано, - ему Моисей, раб Божий. Этот раб Господа Моисей сам называется словом закона, как и в Евангелии сказано: У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их (Лк 16:29). Итак, закон заповедует нам убивать всех царей греха, которые подстрекают нас ко греху. Иисус так и сделал: не отступил ни от одного слова во всем, что повелел Господь Моисею. Мы сказали согласно прежнему порядку изложения, что все, что повелел закон Божий, который ныне назван Моисеем, в нас исполняет Иисус, и Он Сам уничтожает в нас пороки и низвергает порочнейшие царства греха. И можно сказать то же о самом нашем Господе и Спасителе, что Иисус исполнил все, что предписал Моисей в законе, и ничего не преступил, потому что и апостол говорит, что когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону (Гал 4:4). Итак, если Он подчинился закону, поскольку был под законом, Он исполнил все, что повелевал закон, чтобы выкупить нас из проклятия закона. Но Он и Сам говорит о Себе, что не нарушить закон пришел Я, но исполнить (Мф 5:17).
Гомилии на Книгу Иисуса Навина.
- 20.
ибо от Господа было то, что они ожесточили сердце свое и войною встречали Израиля - для того, чтобы преданы были заклятию и чтобы не было им помилования, но чтобы истреблены были так, как повелел Господь Моисею
Пока не приходят враждебные силы, которые производят в нас грехи, и не подстрекают нас ко греху, и не вынуждают нас подвергаться опасности, они не могут быть убиты и истреблены. Вот почему говорится, что Бог попускает и даже чуть ли не побуждает враждебные силы выступать против нас на битву, чтобы и мы стяжали победу, и они обрели погибель.
Гомилии на Книгу Иисуса Навина.
- 23.
Таким образом взял Иисус всю землю, как говорил Господь Моисею, и отдал ее Иисусу в удел Израильтянам, по разделению между коленами их. И успокоилась земля от войны
Не сказано, что Иисус одних взял на войне, а других не взял, но что взял всех, то есть захватил всех и всех умертвил. Ибо Господь Иисус очистил нас от [всех] видов греха и все их сокрушил. Ведь мы все были несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга (Тит 3:3), и в нас был всякий род греха, который обретается в людях, пока они не уверовали. И хорошо сказано, что Иисус убил всех, которые вышли на войну. Ибо нет ни одного вида греха, которого не одолел бы Иисус, Который есть Слово и Премудрость Божия. Ибо Он все превосходит и побеждает. Или мы не верим в то, что всякий род греха истребляется, когда мы подходим к спасительной купели? На это указывает и апостол Павел, когда он исчислил все разновидности грехов, после всего он добавляет и говорит: И такими были некоторые из вас, но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа (1 Кор 6:11). Поэтому и говорится, что таким образом Он всех одолел в сражении и всех умертвил, потому что от Господа было то, что они ожесточили сердце свое и войною встречали Израиля - для того, чтобы истреблены были (Ис. Нав 11:20).
Я не вижу, что тот Иисус, сын Навин, взял всю землю. Ибо сколько земли взял тот, кто овладел только Иудеей? А наш Господь Иисус Сам поистине взял всю землю, потому что к нему притекло множество верующих со всей земли и из всех народов. И после этого, после того как Иисус взял всю землю, также добавляется: и успокоилась земля от войн. Каким образом может быть сказано о сыне Навине, что земля успокоилась от войн, если в те времена она почти никогда не была спокойна от войн? Но это исполняется только в моем Господе Иисусе Христе. Ибо если посмотришь на себя ты, который пришел к Иисусу и получил от Него по благодати крещения прощение грехов, и в тебе уже не враждует плоть против духа и дух против плоти, то твоя земля успокоилась от войн, если только ты носишь в своем теле смерть Иисуса Христа, так что после прекращения в тебе всех сражений ты сделался миротворцем и был наречен сыном Божиим.
Гомилии на Книгу Иисуса Навина.
- 5.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Ориген > Книга Иисуса Навина > Глава 11