Глава 1

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 7 8 9 13
  • 1.

    Ст. 1-2 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума

    Притча - таинственное высказывание с непрямым смыслом. Соломон правил в Израиле, чтобы познать мудрость и научение. Мудрость есть знание духовное, относящееся к Богу, бестелесным вещам и суду, и оно также включает учение о провидении, этике, физике и богословии. Или же, мудрость есть знание телесного и бестелесного и относящихся к ним суда и провидения. Научение, с другой стороны, есть умерение страстей, относящихся к желательной или неразумной части души, и достигший уровня богословия познал мудрость.

    На Притчи.


    [Соломон] назвал эту книгу «Притчами». Это слово означает, что нечто говорится публично, но указывает на что-то более глубокое. Даже обычное употребление притчей учит этому, и Иоанн в своем Евангелии пишет, что Спаситель говорил: Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце (Ин 16:25). Таково же название этой книги.

    …Соломон, который, очевидно, служил воле Духа Святого в этих трех книгах, называется в Притчах Соломоном сыном Давидовым, ведущим Израиль. <…> Поэтому, в первой книге, Притчах, когда он дает нам моральные установления, он называется царем Израиля, но не Иерусалима, потому что, хотя мы называемся Израилем по причине веры, это еще не отмечает нас как достигших небесного Иерусалима.

    На Песнь Песней.

  • 2.

    чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума

    См. Толкование на (Притч 1:1)

  • 5.

    Ст. 5-6 послушает мудрый и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их

    Необходимо нам заметить и то, что названное «тьмой» не всегда есть то, что хуже, но иногда так пишется и о лучшем. Не различив это и приняв наиболее злословящие Творца учения, еретики удалились от Него, предав себя во власть баснословных мифов.

    …Принявшие учение мудрости, в дополнение к нему - благодаря которому они уже являются мудрыми - воспринимают второе учение, в отношение к которому они не были мудрыми, и они становятся еще мудрее, как сказано: мудрый, послушав их, будет мудрее ( (Притч 1:5) LXX).

    …«Тьма», «мрак», «буря» - так в Исходе говорится о Боге, а в Псалме 17 сказано: И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод (Пс 17:12). Если кто-либо поразмыслит над величием Божественных речений и знания, которое недоступно природе человеческой, да и, пожалуй, всем остальным рождённым, за исключением Христа и Святого Духа, то он поймёт, каким образом тьма имеет отношение к Богу. Здесь имеется в виду то, что невозможно знать слова, которые могли бы по достоинству выразить Его полноту. В этой тьме Он сотворил Себе покров, сделав это ради того, чтобы всё, касающееся Его, будучи невмещаемым, не было открыто. Если же кто-нибудь оскорбится таким пониманием, то должно поставить ему на вид что-либо из таинственных речений или из данных Христу от Бога даров - таинственных, сокровенных и невидимых. И на мой взгляд, эти таинственные дары, открывающиеся во Христе… есть ни что иное, как то, что подразумевается в изречении: мудрый будет он понимать притчу, прикровенное слово ((Притч 1:5) LXX). <…> Передав из многого, содержащегося в неизречённом и неслыханном, всё труднопостижимое, а также скрытые таинства, Христос заповедал ученикам, просвещённым и потому обретающимся в свете, возвестить всем о родившемся Свете.

    На Евангелие от Иоанна.

  • 6.

    чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их

    См. Толкование на (Притч 1:5)