• 4.

    Ст. 4-7 «к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые - разуму. Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих - правда; ибо истину произнесет язык мой, и нечестие - мерзость для уст моих»

    Учителя нашей веры во всеуслышание и достаточно ясно утверждают, что они - должники и еллинам и варварам, мудрецам и невеждам (Рим 1:14). Они не отвергают того, что им надлежит врачевать и души невежд, что они и им должны оказать помощь в их посильном стремлении сложить с себя неведение и преуспеть в высшей ступени знания, оставаясь послушными Соломону, который говорит: Научитесь, неразумные, благоразумию (Притч 8:5), и «Кто неразумен, тот обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «Идите, ешьте хлеб мой, и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума» (Притч 9:4).

    Против Цельса.

  • 5.

    Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые - разуму

    См. Толкование на (Притч 8:4)

  • 6.

    Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих - правда

    См. Толкование на (Притч 8:4)

  • 7.

    ибо истину произнесет язык мой, и нечестие - мерзость для уст моих

    См. Толкование на (Притч 8:4)

  • 9.

    Ст. 9-11 все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание. Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею

    То, что Иоанн называет вечным Евангелием (Откр 14:6), которое может быть в собственном смысле названо духовным, ясно являет тайны, открытые словами Христа, и вещи, указываемые Его делами, тем, кто размышляют лицом к лицу к вещам, касающимся Сына Божьего. Отсюда можно понять, что наподобие того, как можно быть явно иудеями и обрезанными, и как есть одно явное обрезание, а другое сокрытое, так же - с христианами и крещением.

    На Евангелие от Иоанна.

  • 10.

    Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото

    См. Толкование на (Притч 8:9)

  • 11.

    потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею

    См. Толкование на (Притч 8:9)

  • 22.

    Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони

    Если существует образ Бога невидимого (Кол 1:15), то - это невидимый образ. А я осмелился бы прибавить, что так как Он есть подобие Отца, то не было, когда Он не существовал. <…> Тот, кто осмеливается говорить: было, когда Сына не было, этим самым говорит и следующее: никогда не было Премудрости, не было Слова, не было Жизни.

    …Прежде всего нам нужно знать, что во Христе иное дело - природа Его Божества, потому что Он есть единородный Сын Божий, и иное дело - человеческая природа, которую Он воспринял в последнее время согласно домостроительству. <…> Он называется Премудростью, как это мы встречаем в словах Соломона. <…> Называется Он и перворожденным, как говорит апостол: рожденный прежде всякой твари (Кол 1:15). И однако, перворожденный не есть иной природы, чем Премудрость, но одной и той же. Наконец, апостол Павел говорит о Христе, Божьей силе и Божьей премудрости (1 Кор 1:24).

    О началах.


    Что же говорить о Премудрости, которую Господь соделал началом путей Своих для дел Своих ((Притч 8:22) LXX), которой радовался Отец Ее, ликуя от Ее умной многообразной красоты, лишь умными очами зримой и призывающей созерцающего Божественную красоту к любви небесной?..

    Если кто-то способен помыслить бестелесное бытие, образованное из всевозможных логосов и вмещающее в себя начала вселенной, бытие живое и как бы одушевлённое, тот познает Премудрость Божию, что выше всех творений и что говорит по праву о Себе: Господь соделал меня началом путей Своих для дел Своих ((Притч 8:22) LXX). Поэтому Бог сотворил Её, чтобы все творения могли обладать бытием, ибо они имеют часть в Божественной Премудрости, в соответствии с которой и сотворены. И действительно, согласно пророку Давиду, Бог всё сотворил в Своей Премудрости. Множество творений существует благодаря причастности этой Премудрости, но они не постигают её - ту, в соответствии с которой они сотворены. Очень многие не понимают Премудрость не только в отношении той меры, в какой она касается их, но ещё и каким образом она относится ко многим вещам, ибо Христос - это вся Премудрость. Но в той мере, в какой каждый обладает способностью к премудрости, всякий мудрый причастен ко Христу, поскольку Он - Премудрость, так же как каждый из обладающих высшей силой имеет часть в Христе, Который есть сила.

    На Евангелие от Иоанна.

  • 25.

    Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов

    Итак, если вечно рождается Спаситель, то потому и сказано: я родилась прежде холмов (Притч 8:25); не «прежде всех холмов породил Меня», но я родилась прежде холмов, и рождается Спаситель вечно от Отца. Также, если бы и ты имел Дух усыновления (Рим 8:15), то вечно рождал бы тебя в нем Бог сообразно каждому делу, каждому помыслу, и рождаясь так, стал бы ты вечно рожденным сыном Божиим во Христе Иисусе, Которому власть и слава во веки веков. Аминь.


    Будем же знать, что Спаситель для нас - сияние славы (Евр 1:3). Сияние славы не единожды возникло и не рождено; но таков творческий свет сияния, сообразно каковому рождается сияние славы Божьей. Спаситель наш - Божия премудрость (1 Кор 1:24); премудрость же есть отблеск вечного света (Прем 7:26).

    На Книгу Иеремии.