- 3.
Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего
Стало быть, если желаешь ты поститься, твори пост согласно евангельскому наставлению и соблюдай при посте евангельские заповеди, в которых Спаситель так предписывает постящимся: А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое (Мф 6:17). А в отношении твоего вопроса о том, что значит умой лице твое, учит апостол Павел так, что мы же все открытым лицем, [как в зеркале,] взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2 Кор 3:18). А также помажь главу твою, но следи, чтобы не был елей нечистым: елей же грешника да не намажет головы моей ((Пс 140:5) LXX). Но помажь голову елеем ликования, елеем веселья, елеем милосердия, так, чтобы согласно предписанию мудрости милосердие и вера не оставляли тебя ((Притч 3:3) LXX).
Гомилии на Книгу Левит.
- 18.
Она - древо жизни для тех, которые приобретают ее, - и блаженны, которые сохраняют ее
Если, следовательно, мудрость - древо жизни, то, без сомнения, есть иное дерево - дерево благоразумия, иное - познания, иное - правосудия. Ибо не говорится, что из всех добродетелей лишь мудрость заслужила того, чтобы называться «древом жизни», а относительно других допускать подобного рода наименования никоим образом нельзя. Стало быть, дерева полевые дадут плод свой (Лев 26:4).
Гомилии на Книгу Левит.
Это следует понимать образно; ибо Сам Христос назван древом жизни. Но подобно тому, как в иных случаях Он представлен и как священник, и как жертва, и одно истолкование не препятствует другому, но каждое в своем месте предлагает относительно Его понимание фигуральное, так же здесь в образах таинств не будет преградой разность обличий, относящихся к одному и тому же [Лицу].
На Книгу Иисуса Навина.
Этот хлеб насущный называется в Писании, как мне кажется, и другим именем - древа жизни, и кто руку к нему простирает и берет от него, тот будет жить вечно. Это древо у Соломона называется и третьим именем - премудростью Божьей: Она - древо жизни для всех держащихся её; и для опирающихся на неё; как на Господа, она непоколебима ((Притч 3:18) LXX).
О молитве.
- 19.
Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом
Ты обнаружишь сказанное в Книге Притчей: Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом (Притч 3:19). Итак, речь - о разумении Божьем, которое не ищут иначе как во Христе Иисусе, ибо все то, что относится к Богу, есть Христос. Он - премудрость Божия, Он - сила Божия, Он - и правда Божия, и освящение, и искупление, также Он - и разум Божий. Но с одной стороны, подлежащее одно, с другой же - много есть имен для представлений по их различиям, и не то же самое мыслят в отношении Христа, когда представляют Его премудростью и когда мыслят Его правдой; ибо когда [речь идет] о премудрости, подразумевается знание божественного и человеческого, а когда о правде - имеется в виду сила, воздающая всем по достоинству, когда же об освящении - то, что позволяет верующим в Бога и предавшим себя Ему стать святыми. Так, стало быть, следует понимать Его как разумение - что это знание добра и зла и того, что не есть ни то, ни другое.
На Книгу Иеремии.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Ориген > Книга притчей Соломоновых > Глава 3