• 6.

    Ст. 6-8 Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя. Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней

    И в этом, и во многих других местах ты обнаружишь, что божественное Писание избегает слова «amor», а использует вместо него слова «caritatatis dilectionis». Однако иной раз, довольно редко, собственным именем называет любовь [amor] и призывает, и побуждает к ней души, как сказано в Книге Притчей о мудрости: …люби ее, и она будет оберегать тебя, высоко цени ее, и она возвысит тебя (Притч 4:6) 8), почти ее, чтобы она тобой овладела.

    Но и в той книге, которая называется Книгой Премудрости Соломона, так написано о самой мудрости: я стал любителем красоты ее (Прем 8:2). Я же полагаю, что только там, где не возникает никакого греха, всецело прививается имя любви [amoris]. Ибо на что преходящее или постыдное может кто-либо указать в любви к мудрости [amore sapientia], или в том, кто объявляет себя любителем мудрости [amatorem sapientiae]?

    На Песнь Песней.


    Подобно тому как в отношении тела разными чувствами являются вкус и зрение, так и согласно божественным способам восприятия, о которых говорил Соломон, одно - некая способность души к зрению непосредственному и умному, а другое - способность пробовать на вкус и воспринимать свойства пищи умной. Следовательно, и Господь - так как Он хлеб живый, сшедший с небес (Ин 6:51), - может восприниматься на вкус, будучи питанием души, и может быть зримым, поскольку Он - мудрость, любителем которой признает себя тот, кто говорит: …я стал любителем красоты ее (Прем 8:2), и предписывает нам: …люби ее, и она будет оберегать тебя (Притч 4:6), почему в Псалтири сказано: Вкусите, и увидите, как благ Господь! (Пс 33:9)

    На Евангелие от Иоанна.

  • 7.

    Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум

    См. Толкование на (Притч 4:6)

  • 8.

    Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней

    См. Толкование на (Притч 4:6)

  • 23.

    Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни

    Зная же эти и подобные им места [Писаний], мы хотим повиноваться следующей заповеди, заключающей в себе таинственный смысл и гласящей: Больше всего хранимого храни сердце твое (Притч 4:23), дабы никакой демон не вошел в водительственное начало наше или какой-либо вражий дух не направил наше воображение туда, куда это ему угодно. Мы, напротив, молимся, чтобы свет знания славы Божьей воссиял в сердцах наших; чтобы Дух Божий вселился в воображение наше и образовал в нем образы божественных предметов. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии (Рим 8:14).

    Против Цельса.


    Исток и начало всякого греха, поэтому, есть злые помыслы, ибо без их власти ни убийство, ни прелюбодеяние не будут существовать. Поэтому каждый человек должен хранить в своем сердце бдительность, ибо, когда Господь придет в день суда, Он осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (1 Кор 4:5).

    На Евангелие от Матфея.

  • 25.

    Ст. 25-26 Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою. Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды

    Зови нищих (Лк 14:13), он говорит, - тех, кто нищ словами, чтобы сделать их богатыми. Зови увечных - тех, у кого рассудок ущербен, чтобы исцелить их. Зови хромых - у кого хромает разум, чтобы они исправились. Зови слепых, которые не имеют способности к созерцанию, дабы они смогли узреть свет истинный (Ин 1:9).

    На Евангелие от Луки.

  • 26.

    Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды

    См. Толкование на (Притч 4:25)