- 1.
В конец, о точилех, псалом Асафу. Аллилуия.
Содержание: Изъясняя восьмой псалом, сказали уже мы, что точила суть Церкви. Поэтому и из этого псалма можно видеть, что Псалмопевец призывает народы к вере в Господа, уча их не отступать от Него, и указывая на отвержение народа первого за нечестие его.
- 2.
Радуйтеся Богу помощнику нашему, воскликните Богу Иаковлю. Восклицание есть победная песнь. Поэтому, дает совет народам, чтобы воспели победные песни Богу, Который помог им и избавил их от властительства демонов.
- 3.
Приимите псалом и дадите тимпан. Псалмом называет здесь Божественное учение, а тимпан есть музыкальное орудие, сделанное из кож. Поэтому, Псалмопевец говорит: соделавшись послушными Божиим словесам, представите телеса ваша жертву живу, благоугодну Богови ((Рим 12:1)). Псалтирь красен с гусльми. Псалтирем именуется опять тело, по причине установившегося уже стройного согласии между телом и душою, да совершены будут Божии люди, посвятив и души Богу, и тело не миру, а Господу.
- 4.
Вострубите в новомесячии трубою. Как древле израильтяне, взяв трубы чувственные, трубили во время новомесячия, потому что повеление это дал Бог, и служило это свидетельством об освобождении их от египетского рабства; так и народ новый, взяв трубу евангельскую, вещание которой изыде во всю землю ((Рим 10:18)), приемлет повеление вострубить в новомесячии, т. е. в обновлении ума своего, исповедуя и свидетельствуя тем, что Бог и его освободил из духовного Египта, то есть от власти тьмы.
- 6.
Языка егоже не ведяше услыша. Народ, исшедши из Египта, услышал язык, которого прежде не знал. Какой же это язык? Не глас ли Божий к народу и на горе?
- 7.
Отъят от бремене хребет его, то есть от тяжести бремен. Разумеет же, что Бог освободил их от тяжестей, какие носили, строя города Фараону. Руце его в коши поработасте. Сказано это потому, что в корзинах носили брение и плевы на делание плинф.
- 8.
В скорби призвал Мя ecu, и избавих тя. Это подобно сказанному в другом месте: услышах стенание их, и глас их услышах, и снидох изъяти их ((Исх 2:24); 3,8). Услышах тя в тайне бурне, то есть, избавил Я тебя от великой и чрезмерной скорби. Искусих тя на воде пререкания. Когда народ, томясь жаждою, сказал Моисею: даждь нам воду, да пием, — он отвечал: что хулите мя? и что искушаете Господа ((Исх 17:2))?
- 9.
Ст. 9-11 Слышите, люди Мои. Предлагает народу увещание, чтобы соделался он послушным Богу. И если исполнить это, то не поработает богу иному, и сам Господь не будет ему Бог нов, потому что Он есть Бог, древле избавивший их из Египта. Расшири уста твоя, и исполню я… Покоряющимся Ему обещает и чувственные и духовные снеди.
- 10.
не будет тебе бог нов, ниже поклонишися богу чуждему.
См. Толкование на (Пс 80:9)
- 11.
Аз бо есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския: разшири уста твоя, и исполню я.
См. Толкование на (Пс 80:9)
- 12.
И не послушаша людие Мои гласа Моего. Поскольку Я обещал им это, они же оставались глухими; то Я отверг их, предав наказанию, достойному их начинаний.
- 16.
Враги Господни солгаша Ему, и будет время их в век. Яснее сказать: поскольку народ солгал Господу, то настанет для него время наказания, и это есть время будущего века.
- 17.
И напита их от тука пшенична. Они, говорит, солгали Богу; но Бог, как благий, напитал их духовною пищею. Пища же сия есть сам Господь, хлеб животный, иже сшедый с небесе и даяй живот миру ((Ин 6:33);51). И от камене меда насыти их. Камень есть сам Господь, а мед — Божественные глаголы Его. Итак, Псалмопевец говорит, что Бог насытит их святыми Своими глаголами.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Афанасий Великий > Псалтирь > Глава 80