Глава 104

  • 1.

    Аллилуия.

    Содержание: «Аллилуия» значит: хвала Невидимому. Говорят, что этим словом восхваляют Бога ангелы, как херувимы словами: свят, свят, свят. И это предали святые Отцы, сами слышавшие ангельское пение, как Исаия слышал серафимское. Разлагается же «аллилуия» следующим образом: ал — Бог, ил — крепкий, уия — сильный [В другом месте (в толковании 1-го ст. 134 псалма) св. Афанасий иначе разлагает это слово и объясняет его более правильно].

    Исповедайтеся Господеви, и призывайте имя Его: возвестите во языцех дела Его. В этом псалме Дух Святой повелевает святым Апостолам, чтобы народу новому из язычников соделали явными все чудотворения, совершенные Господом в пришествие Его.

  • 3.

    Хвалитеся о имени святом Его. Ибо хвала и слава поведающим силу Божию. Да возвеселится сердце ищущих Господа. Учит, сколько бывает пользы от исповедания. Если взыщете, говорит, Бога, то будет у вас веселы в уме, и глава наша утвердится и прославится.

  • 5.

    Помяните чудеса Его, яже сотвори. Разумеет Божественные знамения, какие сотворил, как в явление Свое в Новом Завете, так и в Ветхом чрез Моисея и прежде бывших святых; ибо и они много чудодействовали силою Сына Божия. Повелевает, чтобы проповедники сих чудес и это передали неведущим язычникам сверх чудес, совершенных Спасителем в Новом Завете. А так же и то, что судили уста Его и в Ветхом и в Новом Завете, повелите хранить, как царские законы. Чудеса Его, и судьбы уст Его. Чудесами называет совершенные Им чудотворения, каковы: хождение по морю, воскрешение мертвого и прочее, а судьбами уст Его — или слова, какие изрекал, изгоняя из людей нечистых демонов, или заповеди Нового Завета.

  • 6.

    Ст. 6-7 Семя Авраамле раби Его, сынове Иаковли избраннии Его. Еще слово к Апостолам, и смысл речи таков: вы, как семя Авраамле и раби Его, сынове Иаковли и избраннии Его (потому что Господь избрал их), возвестите во языцех, что Той Господь Бог наш.

  • 7.

    Той Господь Бог наш: по всей земли судбы его.

    См. Толкование на (Пс 104:6)

  • 13.

    И преидоша от языка в язык, — от вавилонян к филистимлянам.

  • 14.

    И обличи о них цари, — Авимелеха за обиду Сарре.

  • 15.

    Не прикасайтеся помазанным Моим. Помазанные суть Авраам и подобные ему, потому что сподобились в видениях узреть явление Бога Слова.

  • 16.

    И призва глад на землю. По домостроительству допустил, чтобы настал голод и по причине его пришедши в Египет и размножившись, приняли в обладание обетованную землю. Всякое утвержение хлебное сотры. По действию гнева Божия в голодные времена обыкновенно бывает, что люди, вкушающие хлеб, не укрепляются.

  • 19.

    Дондеже прииде слово Его, — разумеет исполнение сновидений. Поэтому говорит, что до тех пор злострадал, оплакивая жизнь свою, которая была в опасности, пока не наступило время исполниться сновидениям.

  • 22.

    Наказати князи его яко себе. Это подобно сказанному: еда не Богом изъявление их есть ((Быт 40:8))? Ибо не отгадал бы снов Фараону, если бы не Бог даровал возможность уразуметь их.

  • 23.

    И вниде Израиль в Египет, и Иаков пришельствова в землю Хамову. Сыновья Ноевы: Сим Хам, Иафет, сын Хамов — Ханаан, сын Ханаанов — Мезраим — толкуется Египет, от него и страна получила имя. Поэтому, когда Иаков вошел в Египет, тогда, вероятно, Хам, дед Мезраимов, жил в Египте, а Ханаан обитал в Палестине. Под именем же Израиля и Иакова, вошедшего в Египет, разумеются и дети его; ибо в седмидесяти душах, сниде Израиль во Египет, говорит Писание ((Втор 10:22)). И Иаков пришельствова в землю Хамову. Хам родил Ханаана, Ханаан — Мезраима, который толкуется — Египет. Потому и называет Египет землею Хамовою, как страну принадлежащую внуку Хамову.

  • 24.

    И возрасти люди своя зело, так что Фараон, иже не знаше Иосифа, говорит: вот народ сей становится теперь весьма многочислен и укрепляется паче нас ((Исх 1:8)). Но они не стали бы так сильны от быстрого возрастания в числе, если бы не пользовались покровительством Иосифа и добрым расположением Фараона.

  • 25.

    Преврати сердце их возненавидети люди его. Поскольку израильтяне, по уважению к ним египтян, впали в одинаковое с ними идолослужение, то Бог устроил, что египтяне возненавидели их и возложили на них тяжкие работы, а это для того, чтобы озлобляемые израильтяне прибегли к Богу, и обетование, данное Аврааму, удобно могло исполниться.

  • 26.

    Ст. 26-27 Посла Моисея раба Своего, и проч. Ибо Моисею и Аарону только открыл словеса знамений, как превратить воду в кровь и совершить прочие чудеса.

  • 27.

    Посла тму и помрачи, яко преогорчиша словеса его.

    См. Толкование на (Пс 104:26)

  • 28.

    Посла тму и помрачи. Поскольку египтяне, оставив Творца, служили твари; то и наказал их посредством твари, т. е. воздухом, огнем, землею и водою.

  • 29.

    Преложи воды их в кровь. Не цвет только вод изменил, но и самое свойство вкуса, так что вымерли все породы рыб.