Глава 101

  • 1.

    Молитва нищего, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое.

    Содержание: Нищий по Богу, т. е. лик Пророков, исполненный печали о гибельной судьбе народа первого, приступает ко Господу, в посте и слезах воссылая моления о сем народе, чтобы и он был ущедрен; проповедует же и призвание язычников в пришествие Спасителя нашего Иисуса Христа.

  • 2.

    Господи, услыши молитву мою. Приключившееся с народом себе усвояет лик Пророков.

  • 4.

    Ст. 4,7 Яко исчезоша яко дым дние мои, и кости мои яко сушило сосхошася. Хотя изъяснение этого сделано выше, но повторено будет и здесь. Вся сила их, чем поддерживалось подзаконное служены, разслабла и погибла. Силу же эту составляли первосвященство, храм, принесение в жертву животных, народная независимость. Бых яко нощный вран на нырищи. Говорит это по причине тьмы, объявшей народ; ибо пребывал он в неведении Бога. Свойство же ночного врана не иное, как издавать глас ночью, от чего получил он себе и имя. Поэтому-то Псалмопевец, проводя целые ночи в молитве, справедливо уподобляет себя ночному врану.

  • 7.

    Уподобихся неясыти пустынней, бых яко нощный вран на нырищи.

    См. Толкование на (Пс 101:4)

  • 8.

    Бдех, и бых, яко птица особящаяся на зде. Я, не постигнутый наказанием во время греха, говорит Пророк, оставлен был в таком одиночестве, что уподобился единой птице. Ибо из многих тысяч, хотя и много было спасаемых, но, в сравнении с многими тысячами, они были тоже, что одна птица.

  • 9.

    Ст. 9-10 Весь день поношаху ми врази мои. Смешон я стал для врагов моих, которые прежде завидовали мне, а теперь клянутся моими бедствиями, молясь, чтобы им не потерпеть чего-либо подобного. А выражение «пепел» подобно сказанному в псалме семьдесят девятом: напитаеши нас хлебом слезным ((Пс 79:6)). Если и время вкушения пищи было весьма болезненно, то всякое другое время не было свободно от страданий.

    И хвалящии мя мною кленяхуся. И друзья, прежде удивлявшиеся мне, произнося клятву, упоминают мои бедствия, говоря: да не потерплю того же, что потерпел Израиль!

  • 10.

    Зане пепел яко хлеб ядях . Указывает или на бедствия, постигшие во время плена, или на те злострадания, каким подвергали себя праведные, чтобы умилосердился Бог к народу.

    См. также Толкование на (Пс 101:9)

  • 11.

    Яко вознес низвергл мя ecи. Ибо народ израильский один из всех народов был превознесен, как один имевший ведение об истинном. Боге.

  • 12.

    Дние мои яко сень уклонишася. Своими называет дни подзаконного служения, которое именуется сению грядущих благ. И аз яко сено изсхох. Сказано «аз» вместо «народ»; потому что, по замеченному выше, Псалмопевец себе усвояет, что было с народом.

  • 15.

    Яко благоволиша раби Твои камение его, и персть его ущедрят. Каменем именует уверовавших во Христа по воскресении и соделавшихся, по слову Захарии, каменем святым ((Зах 9:16)); рабами же называет святых Апостолов, при содействии которых спаслись уверовавшие во Христа; а под перстию разумеет людей, которые живут еще перстною жизнью и доныне не уверовали. Но Псалмопевец и их именует достойными щедрот; потому что останок сей блюдется до последнего дня. Ибо и сии спасутся чрез пророка Илию.

  • 16.

    И убоятся языцы имене Господня. Сказав о благоволении к камению ветхозаветного народа, кстати присовокупляет о призвании язычников. И вси царие земстии славы Твоея. Сказано: царие — вместо: царства. Ибо нет ни царства, ни народа, не поклоняющегося славе Господней.

  • 17.

    Яко созиждет Господь Cиoнa, то есть, Церковь.

  • 18.

    Призре на молитву смиренных. Ибо уничижающие себя Пророки, молясь, говорили: и Ты, Господи Боже Израилев, вонми посетити вся языки ((Пс 58:6)).

  • 19.

    Да напишется это в род ин. Или молитва, заключающаяся в псалме, или пророчественное обетование о язычниках, как бы начертанное на столпе, передастся иудеям в хранение для нового Израиля, для этого рода Христова. И людие зиждемии восхвалят Господа.

  • 20.

    Яко приниче с высоты святыя Своея. Представляет нам причину призвания язычников. И это есть явление Спасителя нашего Христа, когда пришел Он, приклонив небеса.

  • 21.

    Услышати воздыхания окованных. Кто эти окованные, как не те, кого ненавистник добра диавол связал пленницами греха? Разрешити сыны умерщвленных. Сыны умерщвленных суть уверовавшие из язычников; потому что отцы их умерли еще идолослужителями во грехах своих.

  • 22.

    Возвестите в Сионе имя Его. Причиною снисшествия было и то, чтобы Церковь научилась песнословить имя Его; потому что Сион есть Церковь.

  • 23.

    Внегда собратися людем вкупе. Пророки, провидев Духом собрание язычников ко Господу, молились о том, чтобы и им сподобиться этого блаженного видения и события.

  • 24.

    Отвеща ему на пути крепости его. Ответствует Пророческий лик, как вопрошавший Бога. Путем крепости Его называет пришествие на землю. Ибо пришел связать крепкого. Умаление дней моих возвести ми. Возвести мне: какова жизнь наша? Ибо желал знать, продлится ли жизнь его до тех дней, в которые явится на земле вочеловечившийся Единородный.

  • 25.

    Ст. 25, 27 Не возведи мене в преполовении дней моих. Преполовением дней своих, или жизни своей, именует время, пока пребывает в одном видении пришествия. Поэтому молится, чтобы исполнилось все время его и, если можно, продлилась жизнь его, и сподобился он увидеть самое исполнение события. Ибо в таком случае исполнилась бы вся жизнь его. В роде родов лета Твоя. Пророческой лик, познав Духом, что не достигнет до конца события, говорить: почию я как смертный; Ты же един, Владыко, пребудешь и в оные роды; потому что Ты, как Бог, Тот самый, Кем и небеса сотворены в начале. Та погибнут, Ты же пребываеши. Ты один, Владыко, как Бог, имеешь вечность; небеса же, хотя они — великое и превосходное создание, подвергнутся однако тлению. Но тление это обратится для них в обновление; потому что свиются они, прелагаясь в совершеннейший вид.

  • 27.

    Та погибнут, ты же пребываеши: и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся.

    См. Толкование на (Пс 101:25)

  • 29.

    Сынове раб Твоих вселятся. Когда небеса свиются и тварь обновится, тогда в вечных селениях будут сынове раб Твоих. А это суть увеpoвавшие чрез святых Апостолов Его. И семя их во век исправится. Семя святых Апостолов — евангельская и спасительная проповедь, которая пребудет во век.