Глава 25

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51
  • 1.

    Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих.

    Суди, говорит, то есть, испытай меня, Господи, еще проницательнее, хотя Ты и наперед знаешь все. Я имею сию смелость потому, что доселе жил в незлобии (а под именем незлобия разумеет перенесение обид и долготерпение); потому что я, не смотря на великие обиды со стороны Саула, никакого однако же зла не воздал ему, хотя и имел возможность воздать, как об этом говорится в 1Цар., что Давид, не однократно имея Саула в своих руках, не сделал ему зла.

    Василий Великий говорит: двояко можно понимать незлобие, или как удаление от греха, совершаемое мыслью: ибо чрез продолжительное внимание с размышлением о благах, как бы отсекая корень зла, сообразно с совершенным уничтожением его, мы получаем название беззлобного; или беззлобие есть неопытность во зле часто по причине юности или некоторого рода жизни, так что некоторые иных зол и не испытывают. Еще некто: Никто согрешающий не хочет судиться с Богом, один только ходящий в незлобии (в Катенах).

    И на Господа уповая не изнемогу.

    Поелику, говорит, я уповаю на Бога, то посему я не буду малодушен и сердце мое не устрашится, ибо я укрепляюсь и делаюсь мужественным чрез надежды, которые имею на Бога. Слова сии употребляются в отношении ко врагам, как видимым так и невидимым.

  • 2.

    Искуси мя, Господи, и испытай мя.

    Это говорит Давид не по гордости, но просит, чтобы был испытан или дознан в отношении к прошедшим случившимся с ним событиям, и был искушен, т. е. также испытан и дознан и в отношении к будущему, тверд ли он в расположенности своей как прежде, так и после.

    Разжжи утробы моя (проникни огнем почки мои) и сердце мое.

    Почками Давид изображает вожделение, а сердцем гнев И как бы так говорит: испытай почки и сердце мое, как испытывают златоплавильщики золото посредством плавильни. Ибо я ни вожделения не имел к царству Саула, ни ярости ко причинению ему мщения.

    Другой толковник говорит (может быть св. Кирилл): С вероятностью можно сказать, что ум святых радуется, когда кому либо из них предлежит испытание за добродетель, ибо они знают, что когда в ком есть благоухание добра, в том непременно откроется ясно сия сила, подобно благовонию ароматов, когда их бросают в огонь. Потому то и говорит: Искуси меня: и тогда мы весьма хорошо будем испытаны. Феодорит: и из этого видно, что этот псалом написан прежде греха. Ибо, живя в простоте и незлобии и не испытав греха, он желает трудных подвигов; а почками и сердцем называет помыслы.

  • 3.

    Яко милость Твоя пред очима моими есть.

    Я, говорит, имею такую незлобивую расположенность потому, что представляю всегда своим глазам Твою милость, оказываемую долготерпеливым, и потому я не воздавал врагам моим злом.

    И благоугодих во истине Твоей.

    Намереваясь далее говорить о своих праведных делах и добродетелях, Давид предуготовляет и пролагает слову своему путь, принося благодарение за свои добродетели Богу, сказывая, что я совершил и другие добродетели по причине истины Твоей: потому что Ты обещал в законе своем быть милосердым ко благоугождающим Тебе. Итак Твоя милость и Твоя истина они были причиною и проводниками подвигов моих, а не моя собственная сила. Далее говорит, каковы были сии подвиги.

  • 4.

    Не седох с сонмом суетным.

    Не сидел, говорит, с теми, которые собираются где либо для пустословия, неблаговременных суждений и баснословных рассказов.

    И со законопреступными не вниду.

    Я не сообщался с теми, которые строят ковы один на другого, или которые коварны против самого врага моего Саула. Ибо без сомнения некоторые, осуждая Саула, желали от него отступить.

  • 5.

    Возненавидех церковь лукавнующих.

    Я, говорит, ненавидел всякое сборище злых людей; а под именем злых Давид заключил всех злобных людей, пользующихся злом в различных видах.

    И с нечестивыми не сяду.

    Здесь Давид говорит об иноплеменных идолопоклонниках, у которых он тогда жил, когда гоним был Саулом. Ибо в нечестии их он не участвовал. Или сказал «не сяду» в том смысле, что не буду жить у них долго.

  • 6.

    Умыю в неповинных руце мои.

    Древние, когда хотели засвидетельствовать, что они безвинны и не причиною (чьего) либо осуждения, имели обыкновение умывать пред народом руки свои водою, чтобы сим омовением показать чистоту рук и совести своей. В таком смысле поступил Пилат и касательно Господа Христа, по Феодориту. Посему и Давид говорит, что он умыет руки свои вместе с невинными в доказательство, что он невинен во всем том, о чем сказал выше, то есть, что он не сообщался с злыми.

    И обыду жертвенник Твой, Господи.

    Очистилище, или верхняя доска кивота находилась во внутренности Святая Святых, а жертвенник был вне во Святых. О последнем-то пророчествует Давид, что он обойдет его в незлобии своем со множеством жертв и множеством иереев, служащих при оных.

    Слова (думаю Кирилла): Обхождение нами жертвенника означает еще нечто другое,—то, что не должно удаляться от Бога, но как бы близ и вокруг его казаться стоящими, чтобы среднего места не занимал грех и не отдаляло нас мирское удовольствие. Ориген говорит, что приступающее с молитвою (к жертвеннику), быть может, омовением рук изображают, что они готовы воздавать преподобные руки (в Катен.) Почему и Аристей говорит: вопрошают потом, для чего не иначе, как умыв руки, начинают молитву? и объясняет, что это есть доказательство неделания никакого зла и таким образом они благочестиво и праведно относят все к правде и истине (в замечаниях Кордерия).

  • 7.

    Еже услышати ми глас хвалы твоея.

    Для чего, говорит, я обойду жертвенник Твой? Чтобы слышать голос там поющих, ликующих и молящихся Богу о мирном благосостоянии народа.

    И поведати вся чудеса Твоя.

    Еще для чего я обойду жертвенник Твой? чтобы передавать, говорит, другим тихим чтением Божественного закона и Моисеевых книг (ибо сии книги часто читались народу Израильскому по повелению самого закона), о чем передавать? о чудесах Твоих, Господи, т. е. как удивительно Ты поступил с Египтянами, или даже просто о том, как Ты чудодействовал с самого начала мира.

  • 8.

    Господи, возлюбих благолепие дому Твоего.

    Поелику, говорит, я люблю благолепие или красоту святого дома Твоего, то посему я и желаю опять видеть его. А под благолепием он разумеет красоту кивота и скинии Моисеевой, ибо во время Давида храм Иерусалимский еще не был создан.

    И место селения славы Твоея.

    Не только, говорит, я возлюбил благолепие дома Твоего, но и самое место, где поставлена славная Твоя скиния, я люблю и считаю вожделенным. Или местом селения опять называешь ту же самую скинию. Ибо Давид имеет обыкновение называть одну и ту же вещь разными словами.

    Почему некто (может быть Божеств. Кирилл) сказал: В дому Господа, то есть, в селении славы Его, ибо Он поселяется в церквах, можно видеть великое благолепие; здесь священнолепный вид служащих и чин собраний, исполненный величайшего благоустройства; песни и славословия и слова Богодухновенного писания как бы наполняют великим благоуханием слушающих в молчании с благочинностью таинственные возглашения, предложения, дароношения, молитвы без развлечения и восторженные к Богу от возвышенности мысли; речи богоглаголивых учителей, тайноводства, внушения и образы утешения, укрепляющие душу; и все другое честное притом только содержащееся в божественных законах. Итак благолепен был и чувственный дом Господа и вожделенен для святых и по истине священно селение славы Его. И опять: Чего нельзя найти для содействия духовному благолепию в церкви Христа, то есть, в верующих в Него, у тех, которые украшают души свои всякою добродетелью? Ибо в них изображается Христос— прекраснейший добротою более всех сынов человеческих,—изображается же чрез освящение и всякую действительную добродетель. Посему благолепие такового дома составляют отличающиеся в церкви благочестием.

  • 9.

    Да не погубиши с нечестивыми душу мою.

    Не попусти, говорит, мне, Господи, погибнуть и умереть с иноплеменными и нечестивыми, у которых я нахожусь теперь по крайней нужде, но скоро возврати меня в отечество мое; ибо иноплеменников сих скоро постигнет погибель и истребление за беззаконие их.

    И с мужи кровей живот мой.

    Не только, говорит, иноплеменники сии нечестивы, но и мужи кровей, т. е. убийцы и готовые проливать много крови.

  • 10.

    Ихже в руку беззаконие.

    То есть в готовности у них— этих иноплеменников,—и весьма удобны беззакония.

    Десница, их исполнися мзды (даров).

    Не только, говорит, иноплеменники нечестивы, и убийцы, но еще мздоимцы; потому что за дары продают правду и производят неправедный суд.

  • 11.

    Аз же незлобою моею ходих.

    Опять Давид напоминает Богу о своем незлобии, и представляет его Богу как бы в посредника, чтобы услышал его.

    Избави мя, Господи, и помилуй мя.

    Освободи меня, говорит, Господи, от терпимого мною сего неправедного бегства, и отважного сего пребывания среди иноплеменников и сотвори милость со мною, чтобы мне не случилось в другой раз быть среди таких людей.

  • 12.

    Нога моя ста на правоте.

    Нога моя, Господи, стоит, говорить, на правде, то есть, пути жизни моей удалены от всякой кривизны и лукавства; а это подобно выше сказанному: я ходил в незлобии моем.

    В церквах благословлю Тя, Господи!

    Когда, говорит, исполнится сказанное мною выше и я освобожусь от терпимого мною зла; то в следующее за сим время я составлю псалмы, которыми буду воспевать Тебя, Господи, во всех народных собраниях. По Феодориту: это слово и исполнилось на деле; потому что ныне каждая христианская церковь в собраниях и последованиях своих имеет песнопевца и учителя божественного Давида. Этот псалом приличен и каждому христианину, претерпевающему наветы и гонения от врагов своих. Почему каждый может оправдываться, так как и я, будучи поражаем врагами моими, переносил вред великодушно; будучи обижаем, не враждовал против обижающего меня; и нечестивыми будет почитать неверных и еретиков, под жертвенником будет разуметь местный храм, заключая от части к целому, тот же храм и под домом Божиим и прочие слова псалма будет приспособлять к ceбе, с некоторым видоизменением, по приличию и сходству.

    Тот же Давид и в другом месте говорит: посреди церкви воспою Тебя ((Псал 21:23)). И не только сам он молился в церквах, но и других побуждает молиться в них, говоря: в церквах благословите Бога ((Псал 67:28)), потому что молящиеся в церкви лучше бывает выслушиваем, нежели находящийся в дому. Почему и Златоуста сказал: но что за холодное извинение у многих? Могу, говорит, молиться и в доме. Человек, обманываешь себя; молиться и в доме возможно; но так молиться, как в церкви, невозможно. Здесь такое множество отцов. Здесь совокупно воссылается вопль к Богу; ты когда и господина просишь о чем либо, не так (легко) бываешь выслушиваем один, как вместе с своими братьями. А здесь есть нечто и большее: например: единодушие, согласие, союз любви и молитва священников. Ибо для того то предстоят и священники, чтобы молитвы от народа, сделавшись крепче чрез вспомоществование от оных, как сильнейших, вместе с оными взошли на Небо. (Слово 3-е, о Непостижимом).